К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются предпосылки, проведение и эффективность проведения мониторинга как основы для устранения проблем в знаниях, полученных в довузовской подготовке. Целостность профессиональной деятельности связана с разрешением в процессе профессиональной подготовки поэлементного, дискретного изучения учебного материала и целостного, интегративного, системного их использования. Приводятся данные входного тестирования студентов на одном из факультетов по проверке базовых знаний по геометрии, основам черчения, геометрическому моделированию. В ходе учебного процесса для отслеживания ритмичности изучения и усвоения материала проводился мониторинг успеваемости студентов по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика». Мониторинг осуществлялся через выявление проблемы, постановку задач, выявление стержневых линий контроля по предмету на основании рабочих программ и фонда оценочных средств. По итогам проведенного входного контроля и текущего тестирования на кафедре с целью выравнивания знаний по дисциплине для тех студентов, которым наиболее сложно даются некоторые темы курса, были организованы дополнительные занятия. Акцент в тематическом плане был сделан на наиболее сложных темах практических занятий и темах, выделенных для самостоятельной работы. Ориентация процесса направлена на обеспечение содержательной вариативности и индивидуального темпа освоения образовательной программы. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса. На основе анализа результатов мониторинга построена диаграмма, характеризующая динамику качества знаний по дисциплине.

Ключевые слова:
инженерная графика, геометрия, обучение, мониторинг, информация, мотивация, фонд оценочных средств.
Текст

Аэрокосмическая промышленность является одной из наиболее наукоемких и высокотехнологичных, «локомотивом» развития многих отраслей науки, техники и производства.

Список литературы

1. Абрамчук В.Е. Применение современных методов проектирования в ОАО «Авиадвигатель» [Текст] / В.Е. Абрамчук // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — T.1. — С. 77–84.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. — М., 2001.

3. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. –2013. — Т. 1. — № 2. — C. 8–9. — DOI: 10.12737/777.

4. Вольхин К.А. Оценка графической грамотности первокурсника строительного университета [Текст] / К.А.Вольхин // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2016. — С. 191–199.

5. Гаврилова И.В. Современное состояние профессионального образования и проблемы подготовки специалистов в условиях высшей школы [Текст] / И.В. Гаврилова // Вестник чувашского университета. — 2013. — № 2. — С. 120–130.

6. Грошева Т.В. Актуальные моменты процесса обучения [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2015. — № 9. С. 47–48.

7. Грошева Т.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в процессе графической подготовки [Текст] / Т.В. Грошева, Л.В. Кочурова, И.А. Турицына // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 2. — С. 43–48. — DOI:10/12737/55924.

8. Грошева Т.В. К вопросу об эффективности дополнительных занятий [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2015. — С. 331–341.

9. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. — М.: Академия, 2010. — 176 с.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. — 384 с.

11. Кадыкова Н.С. Реформирование оценок геометро-графических знаний [Текст] / Н.С. Кадыкова, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — C. 52–53. — DOI: 10.12737/475.

12. Козлова И.В. Мониторинг качества графической подготовки студентов [Текст] / Козлова И.В. // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения. — Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2010. — С. 192–198.

13. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н. Майоров; 3-е изд., испр. и доп. — М.: Интеллект-Центр, 2005. — 424 с.

14. О ходе реформирования предприятий и организаций авиационной промышленности: Материалы к заседанию Правительства РФ 26 июня 2003 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.svavia.ru/info/lib/p1.html (дата обращения: 31.08.2016).

15. Полупан К.Л. Мониторинг качества образования в вузе в условиях внедрения компетентностной модели подготовки специалиста [Текст] / К.Л. Полупан // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. — 2012. — Вып. 11. — С. 41–45.

16. Развитие аэрокосмического образования: проблемы и тенденции [Текст]; под ред. А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. — М.: МАИПРИНТ, 2009. — 180 с.

17. Рукавишников В.А. Компетентностный подход к формированию геометромодельной подготовки специалистов: базис и надстройка [Текст] / В.А. Рукавишников, Е.В. Усанова, В.В. Халуева // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — С. 309–316.

18. Сальков Н.А. Американизация геометрического образования России и начертательной геометрии [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — № 3. — С. 38–46. — DOI: 10.12737/14418.

19. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — С. 38–46.

20. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования [Текст]: лекция-доклад / Н.А. Селезнева. — 4-е изд., стереотип. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 95.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 160700.65 «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» (утв. приказом Министерства образования и науки от 23 декабря 2010 г. № 2023).

22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение технологических производств» (утв. приказом Министерства образования и науки от 24 декабря 2009 г. № 827).

23. Хотунцев Ю.Л. Концепция непрерывного технологического образования [Текст] / Ю.Л. Хотунцев, А.В. Хотулев, А.Ж. Насипов // Инновационные подходы к организации технологического образования, ориентированного на подготовку инженерно-технических кадров: Сборник материалов науч.-практ. конф. — Пермь: Изд-во Пермского государственного педагогического университета, 2012. — С. 11–35.

24. Чепик Г.П. Проблема мониторинга в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Г.П. Чепик // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) // Интерактив плюс. — 2016. — № 2. — С. 206–210. — DOI 10.21661/r-113315.

25. Шелякина Г.Г. Графическое образование студентов высшей школы [Текст] / Г.Г. Шелякина, А.А. Ширяев // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — С. 372–377.

Войти или Создать
* Забыли пароль?