Пермь, Пермский край, Россия
Пермь, Пермский край, Россия
В статье рассматриваются предпосылки, проведение и эффективность проведения мониторинга как основы для устранения проблем в знаниях, полученных в довузовской подготовке. Целостность профессиональной деятельности связана с разрешением в процессе профессиональной подготовки поэлементного, дискретного изучения учебного материала и целостного, интегративного, системного их использования. Приводятся данные входного тестирования студентов на одном из факультетов по проверке базовых знаний по геометрии, основам черчения, геометрическому моделированию. В ходе учебного процесса для отслеживания ритмичности изучения и усвоения материала проводился мониторинг успеваемости студентов по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика». Мониторинг осуществлялся через выявление проблемы, постановку задач, выявление стержневых линий контроля по предмету на основании рабочих программ и фонда оценочных средств. По итогам проведенного входного контроля и текущего тестирования на кафедре с целью выравнивания знаний по дисциплине для тех студентов, которым наиболее сложно даются некоторые темы курса, были организованы дополнительные занятия. Акцент в тематическом плане был сделан на наиболее сложных темах практических занятий и темах, выделенных для самостоятельной работы. Ориентация процесса направлена на обеспечение содержательной вариативности и индивидуального темпа освоения образовательной программы. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса. На основе анализа результатов мониторинга построена диаграмма, характеризующая динамику качества знаний по дисциплине.
инженерная графика, геометрия, обучение, мониторинг, информация, мотивация, фонд оценочных средств.
Аэрокосмическая промышленность является одной из наиболее наукоемких и высокотехнологичных, «локомотивом» развития многих отраслей науки, техники и производства.
1. Абрамчук В.Е. Применение современных методов проектирования в ОАО «Авиадвигатель» [Текст] / В.Е. Абрамчук // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — T.1. — С. 77–84.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. — М., 2001.
3. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. –2013. — Т. 1. — № 2. — C. 8–9. — DOI: 10.12737/777.
4. Вольхин К.А. Оценка графической грамотности первокурсника строительного университета [Текст] / К.А.Вольхин // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2016. — С. 191–199.
5. Гаврилова И.В. Современное состояние профессионального образования и проблемы подготовки специалистов в условиях высшей школы [Текст] / И.В. Гаврилова // Вестник чувашского университета. — 2013. — № 2. — С. 120–130.
6. Грошева Т.В. Актуальные моменты процесса обучения [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2015. — № 9. С. 47–48.
7. Грошева Т.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в процессе графической подготовки [Текст] / Т.В. Грошева, Л.В. Кочурова, И.А. Турицына // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 2. — С. 43–48. — DOI:10/12737/55924.
8. Грошева Т.В. К вопросу об эффективности дополнительных занятий [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2015. — С. 331–341.
9. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. — М.: Академия, 2010. — 176 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
11. Кадыкова Н.С. Реформирование оценок геометро-графических знаний [Текст] / Н.С. Кадыкова, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — C. 52–53. — DOI: 10.12737/475.
12. Козлова И.В. Мониторинг качества графической подготовки студентов [Текст] / Козлова И.В. // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения. — Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2010. — С. 192–198.
13. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н. Майоров; 3-е изд., испр. и доп. — М.: Интеллект-Центр, 2005. — 424 с.
14. О ходе реформирования предприятий и организаций авиационной промышленности: Материалы к заседанию Правительства РФ 26 июня 2003 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.svavia.ru/info/lib/p1.html (дата обращения: 31.08.2016).
15. Полупан К.Л. Мониторинг качества образования в вузе в условиях внедрения компетентностной модели подготовки специалиста [Текст] / К.Л. Полупан // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. — 2012. — Вып. 11. — С. 41–45.
16. Развитие аэрокосмического образования: проблемы и тенденции [Текст]; под ред. А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. — М.: МАИПРИНТ, 2009. — 180 с.
17. Рукавишников В.А. Компетентностный подход к формированию геометромодельной подготовки специалистов: базис и надстройка [Текст] / В.А. Рукавишников, Е.В. Усанова, В.В. Халуева // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — С. 309–316.
18. Сальков Н.А. Американизация геометрического образования России и начертательной геометрии [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — № 3. — С. 38–46. — DOI: 10.12737/14418.
19. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — С. 38–46.
20. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования [Текст]: лекция-доклад / Н.А. Селезнева. — 4-е изд., стереотип. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 95.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 160700.65 «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» (утв. приказом Министерства образования и науки от 23 декабря 2010 г. № 2023).
22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение технологических производств» (утв. приказом Министерства образования и науки от 24 декабря 2009 г. № 827).
23. Хотунцев Ю.Л. Концепция непрерывного технологического образования [Текст] / Ю.Л. Хотунцев, А.В. Хотулев, А.Ж. Насипов // Инновационные подходы к организации технологического образования, ориентированного на подготовку инженерно-технических кадров: Сборник материалов науч.-практ. конф. — Пермь: Изд-во Пермского государственного педагогического университета, 2012. — С. 11–35.
24. Чепик Г.П. Проблема мониторинга в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Г.П. Чепик // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) // Интерактив плюс. — 2016. — № 2. — С. 206–210. — DOI 10.21661/r-113315.
25. Шелякина Г.Г. Графическое образование студентов высшей школы [Текст] / Г.Г. Шелякина, А.А. Ширяев // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. — 2014. — С. 372–377.