Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена актуальной проблеме обновления российского школьного образования — вопросу формирования универсальных познавательных умений, навыков коммуникации и саморегуляции. Процесс внедрения инновации проанализирован с точки зрения современных мировых тенденций развития образования, с позиции эволюции подходов, представленных в российских школьных образовательных стандартах 2004 и 2009–2012 гг., в контексте возникающих проблем и потенциальных угроз — рисков.
информационная эпоха, инновация, образовательные стандарты, метапредметность, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, межпредметные понятия, риски, факторы риска.
Уже не одно десятилетие внимание ученых, политиков, общественности привлечено к проблеме вступления человечества в новую фазу своего развития.
1. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст]: монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. — М.: МПГУ, 2012. — 210 с.
2. Коваль Т.В. О сформированности метапредметных умений учащихся в основной школе: что показала диагностика [Текст] / Т.В. Коваль // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2017. — № 4. — С. 34–39.
3. Краевский В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [Текст] / В.В. Краевский [и др.]; под общ. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций про профилактике суицида» [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71218428/
5. Последовательность действий по введению ФГОС [Электронный ресурс] // URL: http://mon-ru.livejournal.com/29388.html
6. Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии: Декларация принципов 12.12.2003. — ООН, 2003 [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/events/ pastevents/pdf/dec_wsis.pdf
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/ uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/09/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf
9. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf
10. Синельников И.Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории [Текст] / И.Ю. Синельников // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 3. — С. 36–41.
11. Суходимцева А.П. К проблеме развития педагогического мастерства педагога в системе современного образования (в аспекте достижения школьниками метапредметного результата) [Текст] / А.П. Суходимцева // Педагогическое образование: становление, структуризация, оптимизация, модернизация и прогноз развития. Материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 21 апреля 2016 г.; сост. Т.В. Болдовская; под ред.И.Ю. Синельникова, Н.Л. Соколовой. — М.: ИСРО РАО, 2016. — С. 33–39.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf
15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М. 2004. — 221 с. [Электронный ресурс] // URL: http://old.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование [Электронный ресурс] / Министерство образования Российской Федерации. — М. 2004. — 266 с. // URL: http://old.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
17. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
18. Education for Sustainable Development — a Transdisciplinary Approach to Education: An Instrument for Action. Available at: UNESCO Information brief. 2005 [Электронный ресурс] // URL: http://portal.unesco.org/education/en/fi le_download.php/bbf62dcbe22c3c1c1742131c079419cebrief+Transdisciplinary+Nature+of+ESD.pdf