ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ГОРНО-ХИМИЧЕСКИХ ХОЛДИНГОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные выводы монографии А.Л. Гендон «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов» о значении социологических исследований как источника важной специализированной информации для принятия эффективных управленческих решений. Рассматриваются особенности развития компаний по производству минеральных удобрений в условиях зрелости горно-химической отрасли. Определены основные особенности развития горно-химических компаний в сложившихся отраслевых и рыночных условиях. Представлена концептуальная схема стратегического развития горно-химической компании в условиях зрелой горно-химической отрасли с учетом отраслевых и рыночных особенностей функционирования. Приведены основные направления стратегического развития отечественных горно-химических компаний.

Ключевые слова:
стратегическое управление, горно-химические компании, проблемы, условия кризиса, конкурентные преимущества, минеральные удобрения, мировой рынок, конкурентоспособность.
Текст

Как известно, происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышленности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора и горно-химического комплекса в частности. Новые условия хозяйствования влекут за собой необходимость поиска и обоснования новых вариантов стратегического развития и конкурентного поведения. Однако на практике, как справедливо отмечено А.Л. Гендон в монографии «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов», подготовленном в издательстве «ИНФРА-М», «Одна из основных тенденций горно-химической отрасли – происходящая в ней консолидация, свидетельствующая о том, что рынок минеральных удобрений перешел от фазы роста в фазу зрелости».

Крупные мировые горно-химические компании в значительной степени исчерпали основные возможности или почувствовали серьезные ограничения роста. В этой связи производители минеральных удобрений переходят к фазе роста путем довольно решительных организационно-управленческих решений – реализации сделок слияний и поглощений, аккумулируя и получая доступ к дефицитным ресурсам (минерально-сырьевые, производственные, логистические) и компетенциям (знания, опыт, техника и технологии), укрепляя свои стратегические позиции на мировых рынках [1, 3, 4, 5].

Крупные мировые горно-химические компании достигли колоссальных объемов производства, эффективно используя эффект масштаба и другие инструменты для управления издержками, внедрили передовые технологии добычи сырья и производства удобрений, значительно обновили основные фонды. Эти факторы накладывают ограничения на будущий рост горно-химических холдингов и возможности повышения эффективности производственной деятельности за счет дальнейшей модернизации и увеличения масштабов производства.

Автор обосновывает, что центром приращения прибыли горно-химических компаний в перспективе может стать сфера корпоративного управления и развития компетенций в области сбытовой деятельности [2, 12, 13, 14].

В этой связи компаниям горно-химического комплекса необходимо:

– оптимизировать производственный портфель для снижения зависимости компании от современных тенденций развития определенного сегмента отрасли (калийного, фосфатного или азотного) и адаптации к сложной рыночной конъюнктуре;

– расширять географию поставок и приближаться к конечным потребителям, заниматься обеспечением доступа к новым центрам потребления посредством создания современной логистической инфраструктуры;

– создавать вертикально-интегрированную систему сбыта продукции, в том числе: расширять собственную дистрибьюторскую систему, развивать трейдерскую сеть или приобретать доли таких компаний, создавать агрохимические центры в сельскохозяйственных регионах для обеспечения прямого доступа потребителей к продукции;

– обеспечивать послепродажное обслуживание, предоставление услуг по доставке и хранению удобрений, расширение ассортимента и функционального назначения агрохимикатов, что позволит дифференцировать предлагаемый на рынке товар.

Поэтому актуальной задачей представляется развитие теории и методологии стратегического управления, направленного на переход от ресурсных конкурентных преимуществ российских горно-химических компаний к качественно новым, основанным на ключевых компетенциях, то есть переход от ресурсных преимуществ к инновационно-технологическим или преимуществам на основе компетенций [6–10]. 

Целью проведенного в научной монографии исследования является разработка концепции стратегического развития компании-производителя минеральных удобрений в условиях ужесточения конкурентной борьбы, функционирования в зрелых отраслях и необходимости трансформации конкурентных преимуществ.

Реализация данной цели потребовала от автора постановки и решения следующих исследовательских задач [11, 14–21]:

1. Проведение анализа стратегических возможностей и угроз, включая анализ конкурентной среды в отрасли производителей минеральных удобрений.

2. Изучение теории стратегического управления и планирования в отрасли производителей минеральных удобрений, а также оценка  опыта формирования стратегий в отрасли.

3. Обоснование концептуальных подходов к стратегическому управлению конкурентными преимуществами горно-химической компании.

4. Разработка  классификации конкурентных преимуществ горно-химических компаний.

5. Разработка понятийной основы стратегического развития горно-химической компании в условиях зрелой отрасли.

6. Принципы формирования традиционных конкурентных преимуществ и их трансформации в преимущества, основанные на компетенциях.

7. Обобщение методов стратегического управления компаниями в зрелой отрасли.

В исследовании представлен авторский подход к классификации конкурентных преимуществ по различным признакам. Важным вопросом является ориентация горно-химических компаний на формирование именно устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих поддержание конкурентоспособности в долгосрочной перспективе и оказывающих определяющее влияние на развитие компании. Такие конкурентные преимущества предполагают получение достаточно длительной выгоды от применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, которая основана на комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, а также рыночных возможностей [22–26].

Автором выявлено, что традиционные конкурентные преимущества и их источники постепенно утрачивают свой конкурентный потенциал. На практике компании частично приходят к формированию новых конкурентных преимуществ, значимых в условиях зрелой отрасли, таких как индивидуальный подход к потребителю, высокое качество обслуживания, предоставление сопутствующих сервисных услуг, гибкая система сбыта продукции и др. Общепринятые методы и инструменты стратегического управления, а также подходы к определению основных стратегических ориентиров развития компании должны быть адаптированы с учетом специфических рыночных и отраслевых особенностей горно-химического бизнеса, главной из которых является зрелось отрасли.

Монография «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов» состоит из четырех основных разделов. В первом автор рассматривает стратегический анализ горно-химической отрасли России, такие вопросы как методы и инструменты стратегического анализа горных компаний, анализ конкурентной среды на мировых рынках минеральных удобрений, анализ российской горно-химической отрасли, стратегические проблемы и возможности развития российских горно-химических компаний. Во втором разделе автор рассматривает теорию, опыт стратегического управления и планирования в отрасли производителей минеральных удобрений, где представил стратегические управление и планирование в современной промышленной компании, типологию стратегического планирования в зависимости от степени взаимодействия предприятия с внешней средой и многое другое. Третий раздел посвящен стратегическому управлению конкурентными преимуществами горно-химической компании, в нем подробно рассмотрено управление конкурентными преимуществами, конкурентные преимущества горно-химических компаний и др. В четвертом разделе раскрыта концепция развития горно-химических компаний в условиях зрелости отрасли [27–34].

В нем автор отмечает, что описывает особенности стратегического развития горно-химических компаний в зрелой отрасли, принципы трансформации традиционных конкурентных преимуществ и др.

Монография А.Л. Гендон «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов» отличает системный подход к решению научной проблемы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что автору удалось не только обобщить и систематизировать научные знания, но и представленный объем информационно-аналитической информации и теоретических и методологических исследований применительно к особенностям горно-химической отрасли, может быть интересен широкому кругу читателей.

Список литературы

1. Гендон А.Л. Основные причины повышения спроса на минеральные удобрения горно-химического комплекса России // В сборнике: Современная экономика: концепции и модели инновационного развития Материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 3 книгах. 2016. – С. 200–204.

2. Гендон А.Л. Стратегическое управление в российских горно-химических компаниях // В сборнике: Расширенное воспроизводство инновационной экономики и интенсификация спроса на инновации в России Сборник научных статей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» ; Под ред. Л. П. Гончаренко, С. А. Филина; Сост. Е. Е. Налесная, Л. А. Куранова. 2016. С. 34-39.

3. Гендон А.Л. Стратегическое управление в промышленных холдингах // В сборнике: Научные идеи, прикладные исследования и проекты стратегий эффективного развития российской экономики сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ. Образовательно-научный центр «Финансы». Москва, 2016. – С. 38–41.

4. Гендон А.Л. Ключевые отраслевые и рыночные особенности горно-химической отрасли // В сборнике: Анализ и современные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства Сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. РЭУ им. Г.В. Плеханова. Москва, 2016. – С. 83–88.

5. Казакова Н.А., Гендон А.Л., Хлевная Е.А. Потенциал развития российских горно-химических холдингов // Горный журнал. – 2016. – № 7. – С. 89–91.

6. Гендон А. Стратегические проблемы развития горно-химических компаний России для повышения уровня конкурентоспособности // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – № 1. – С. 105–107.

7. Казакова Н., Гендон А., Хлевная Е., Чикурова С. Внутренний аудит в системе контроллинга бизнес-процессов как механизм управления рисками в промышленных холдингах // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – № 1. – С. 214–217.

8. Гендон А.Л., Бобкова М.П. Возможности развития конкурентоспособности горно-химических компаний России // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 2-2 (67-2). – С. 986–989.

9. Гендон А.Л. Инструменты стратегического анализа и их значение в управлении горно-промышленными компаниями // Международный технико-экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 11–14.

10. Гендон А.Л. Стратегический анализ для эффективного управления горно-промышленными компаниями // Международный научный журнал. –2016. – № 1. – С. 13–16.

11. Гендон А.Л. Особенности стратегического управления на предприятиях горно-химического комплекса России // Международный научный журнал. – 2016. – № 1. – С. 7–12.

12. Гендон А.Л. К вопросу о трансформации традиционных конкурентных преимуществ горно-химических компаний в условиях зрелости отрасли // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2016. – № 2. – С. 17–25.

13. Гендон А.Л. Опыт использования стратегического управления в компаниях горно-химического комплекса России // Вестник Академии права и управления. – 2016. – № 43. – С. 73–78.

14. Гендон А.Л., Ильинова А.А. Концептуальные основы конкурентного развития отрасли по производству минеральных удобрений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 1 (68). – С. 12–20.

15. Гендон А.Л. Анализ конкурентных преимуществ компаний горно-химического комплекса России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. –2016. – № 3 (87). – С. 83–88.

16. Казакова Н.А., Гендон А.Л., Соколова Е.С., Дун И.Р. CONTROLLING OF THE EFFECTIVENESS OF THE EXPENSE BUDGET FUND // Cambridge Journal of Education and Science. 2016. Т. 3. № 1 (15). С. 182–186.

17. Kazakova N.A., Gendon A.L., Sokolova E.S .COMPETITIVE GLOBAL DEVELOPMENT OF MINING AND CHEMICAL COMPANIES // Cambridge Journal of Education and Science. 2016. Т. 3. № 1 (15). С. 187–192.

18. Kazakova N.A., Sokolova E.S., Gendon A.L. ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE WORLD MINING AND CHEMICAL COMPANIES // European Journal of Scientific Research (Paris University Press). 2016. Т. II. № 1 (13). С. 672–676.

19. Kazakova N.A., Gendon A.L., Sokolova E.S. METHODOLOGICAL TOOLS FOR ASSESSING THE QUALITY OF INFORMATION IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY BUSINESS // European Journal of Scientific Research (Paris University Press). 2016. Т. II. № 1 (13). С. 677–682.

20. Гендон А.Л., Ильинова А.А. Методический инструментарий разработки стратегических альтернатив при формировании конкурентной стратегии горно-химической компании // Статистика и Экономика. – 2016. – № 2. – С. 27–33.

21. Гендон А.Л. Анализ ситуации и конкурентной среды на мировых рынках минеральных удобрений // В сборнике: От научных идей к стратегии бизнес-развития сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. Москва, – 2015. – С. 133–147.

22. Гендон А. Анализ основных проблем и тенденции развития россииских горно-химических компаний в современных условиях // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 3. С. 187-191.

23. Гендон А. Стратегическое планирование деятельности горно-химических компаний в условиях турбулентности внешней среды // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 4. С. 253-259.

24. Гендон А.Л. Проблемы развития горно-химических компаний России // Федерализм. – 2015. – № 3. – С. 85–94.

25. Гендон А.Л. Основные направления стратегического конкурентного развития мировых горнохимических холдингов // Международная экономика. – 2015. – № 1. – С. 60–66.

26. Гендон А.Л. Особенности формирования конкурентных преимуществ компаний горно-химического комплекса России в современных условиях // Международный технико-экономический журнал. – 2015. – № 5. – С. 14–19.

27. Гендон А.Л., Ильинова А.А. Концептуальное представление стратегического развития горно-химических компаний в условиях зрелости отрасли // Международный технико-экономический журнал. – 2015. – № 6. – С. 7–13.

28. Гендон А.Л. Обзор методов стратегического управления горно-химическими компаниями // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2015. –№ 11 (66). – С. 73–75.

29. Гендон А.Л. Перспективы использования финансовых механизмов развития российской горнохимической отрасли // Наука и практика. –2015. – № 2 (18). – С. 30–35.

30. Гендон А.Л. Мировой рынок минеральных удобрений: факторы, тенденции и прогнозы // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2015. – Т. 4. – № 3. – С. 54–58.

31. Гендон А.Л. Стратегического управления в горнохимических компаниях в современных условиях // Инновационная наука. – 2015. – Т. 1. – № 4-1. – С. 34–36.

32. Гендон А.Л. Стратегическое управление в горно-химических компаниях России // Евразийское Научное Объединение. – 2015. – Т. 2. – № 10 (10). – С. 99–101.

33. Гендон А.Л. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. –2014. – Т. 3. – № 1. – С. 18–24.

34. Гендон А.Л. Перспективы экологического аудита // Международная торговля и торговая политика. – 2011. – № 5. – С. 32–40.

Войти или Создать
* Забыли пароль?