ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Российская экономика проявила большую, чем ожидалось многими экспертами, устой-чивость к двойному потрясению, вызванному снижением цен на нефть и санкциями. Наблю-даются обнадеживающие признаки преодоления рецессии и входа в новый экономический цикл. На основе анализа сложившейся ситуации в банковском секторе авторы рассматри-вают приоритетные направления финансовой политики, необходимые для формирования фундамента, обеспечивающего реализацию модели экономического роста. Авторы акцен-тируют внимание на двух ключевых приоритетах: обеспечения гарантий надежности бан-ков и возможности внедрения прорывных банковских инноваций. Особое внимание уделено изменениям законодательной базы и механизма оздоровления проблемных банков.

Ключевые слова:
конкурентоспособность финансового сектора, санация банков, надежность банков, система урегулирования проблемных банков, финтех-инфраструктура.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Антироссийские санкции, повлекшие проблемы импортозамещения, способствовали формированию стимулирующих развитие условий в ряде отраслей, в первую очередь в аграрном секторе, фармацевтике, отдельных высокотехнологичных отраслях. Речь идет о большей доступности кредитов, снижении процентов за счет бюджетных субсидий, сильных налоговых стимулах, бюджетных инвестициях. Действенными оказались и ответные меры финансовой политики - гибкий обменный курс, поддержка ликвидности банковской системы, ограниченное бюджетное стимулирование, постепенная дедолларизация экономики.

Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП РФ в 2017 год на 2,1 %. Прогноз по росту ВВП РФ на 2018 год повышен до 2,1 %, на 2019 год – 2,2 %, на 2020 год – до 2,3 %. Ранее Минэкономразвития ожидало, что экономика России будет расти в 2018–2020 годах ежегодно на 1,5 %

Центральный банк имеет несколько менее оптимистические взгляды и прогнозирует рост в диапазоне 1,3–1,8 процента [5].

Благоприятные тенденции отмечаются и в последнем докладе Всемирного Банкапо экономике России "От рецессии к восстановлению", посвященного анализу экономического развития с прогнозом на 2017–2019 годы [12].

Эксперты сходятся во мнении, что дальнейшее восстановление российской экономики будет проходить медленно.

Экономика по-прежнему функционально зависит от динамики сырьевых цен. Но именно повышение цен на нефть вдвое с низкого уровня в 26 долл. США за баррель в январе 2016 года до более 50 долл. США за баррель в мае 2017 года и заложило фундамент для подъема. Теперь важно максимально использовать этот «попутный ветер» для восстановления и роста экономики.

Однако всплеск геополитической напряженности, недостаточные объемы инвестиций вследствие отсутствия структурных реформ или более медленное, чем ожидается, восстановление банковской системы могут сказаться на темпах подъема и среднесрочных перспективах.

Высокую инвестиционную активность будет сдерживать не только снижение числа источников инвестиций, но и неопределенность в финансовом секторе, существенные риски в банковском секторе при низкой кредитной активности.

В обращении Президента России к участникам XXVI Международного финансового конгресса «Финансы для развития» отмечена необходимость «внедрять передовые, отвечающие мировым стандартам технологии, которые повысят конкурентоспособность российского финансового сектора… Это открывает новые возможности для инвестиционной и предпринимательской активности» [9].

Основная часть. Под давлением финансовой изоляции российского рынка, его отрезанности от международных рынков капитала финансовый сектор неизбежно трансформируется. Рынок сужается, финансовые ресурсы стали дороже ввиду отсутствия импорта дешевых ресурсов, внутренние ресурсы ограничены, и как следствие прежняя система финансовых институтов и посредников сегодня должна объективно сократиться.

 

Таблица 1

Показатели деятельности банковского сектора (на начало года)

 

Показатели

2008

2010

2013

2014

2015

2016

2017

2017*

Действующие кредитные организации

1136

1058

956

923

834

733

623

589

Совокупные активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.

в % к ВВП

20125

 

60,8

29430

 

75,4

49510

 

74,0

57423

 

80,9

77653

 

98,0

83000

 

99,7

80063

 

93,0

80778

Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб

в % к ВВП

2671

 

8,1

4621

 

11,8

6113

 

9,1

7064

 

9,9

7928

 

10,0

9009

 

10,8

9 387

 

10,9

9 614

Достаточность капитала H1.0, %

15,5

20,9

13,7

13,5

12,5

12,7

13,1

12,9

Рентабельность активов, %

3,0

0,7

2,3

1,9

0,9

0,3

1,2

1,7

Рентабельность капитала, %

22,7

4,9

18,2

15,2

7,9

2,3

10,3

14,4

* на 1.07.2017 //составлено по данным [10]

 

 

Экономика восстанавливается после двухлетней рецессии, и банковский сектор, несмотря на наличие проблем, демонстрирует признаки нарастающей стабильности. Показатели деятельности банковского сектора в течение последнего года улучшались (Табл.1). Проводится последовательное оздоровление банковской системы. В 2016 году ЦБ РФ закрыл 110 кредитных организаций по сравнению со 101 в 2015 году. За первое полугодие 2017 года были отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности у 34 российских банков. Это проблемные банки, бизнес-модель которых ориентирована на высокорискованное кредитование заемщиков, в том числе нерезидентов, связанных с конечными бенефициарами кредитной организации, банки, не соблюдающие требования законодательства и нормативных актов ЦБ РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, неспособные своевременно исполнять обязательства перед кредиторами.

Рентабельность банков повышается с сохранением существенных различий между организациями. Прибыль банковского сектора за первые шесть месяцев 2017 года достигла 770 млрд рублей, это в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года [5]. Это источник роста капитала банковской системы.

Коэффициент достаточности капитала оставался в целом стабильным около 13 процентов при минимальном нормативном уровне в 8 процентов. При этом коэффициент общего капитала первого уровня (CET1) составил 9,2 процента по сравнению с обязательной нормой по постепенно вводимой системе Базель-III на уровне 4,5 процента. Банковское финансирование за счет депозитов характеризовалось умеренным ростом, и в настоящее время банковская система имеет структурный профицит ликвидности. Кредитная деятельность в розничном сегменте перестала сокращаться, а в экономике в целом сохраняла положительные темпы роста, хотя и на низком стагнирующем уровне, при росте объема кредитов в среднем на 2 процента в год с начала 2016 года.

ЦБ РФ предпринимает мерыдля поддержания финансовой стабильности. С помощью недавно созданной Службы анализа рисков ЦБ РФ начал использовать некоторые элементы обзора качества активов для всей банковской системы, и ожидается, что этот обзор будет завершен к концу 2018 года. Центральный банк также ужесточил макропруденциальные требования, чтобы уменьшить долларизацию за счет установления более высоких весов по риску для капитала в отношении валютных кредитов банков; укрепил процедуры стресс-тестов; ввел организованные в несколько уровней основы надзора для банков; определил надбавку к капиталу для десяти отечественных банков, имеющих системную значимость [7].

Текущие экспертные оценки состояния банковского сектора, как правило, осторожны. Показательно заявление вице-премьера РФ А. Дворковича, отметившего, что «состояние банковского сектора не оказывает негативного влияния на российскую экономику». Но, если подтвердится устойчивый характер наблюдаемой тенденции роста экономики, желаемой стабилизации будет не достаточно, неопределенность в финансовом секторе может стать сдерживающим фактором. Фокус должен смещаться на вопросы развитияконкуренции, новых технологий, финансовой доступности.

«Проведение текущих реформ финансового сектора для содействия повышению емкости финансовой системы и поддержания роста экономики» отмечены в числе главных приоритетов финансовой политики, необходимых для формирования фундамента, обеспечивающего реализацию модели экономического роста [7].

В данной статье хотелось бы остановиться на двух ключевых, с нашей точки зрения, приоритетах: обеспечения гарантий надежности банков и возможности внедрения прорывных банковских инноваций.

Санацию банков в России возродили в 2008 году для борьбы с банковским кризисом. С того времени в реструктуризацию различных кредитных организаций вложено более триллиона рублей [8]. Не являются единичными и случаи повторной санации проблемных банков из-за краха их первичного санатора, что влечет за собой не только дополнительные затраты, но и репутационные риски (риски неправильной оценки и выбора санатора). В текущем году Банк России объявил об инициативах, нацеленных на усиление надзора за банковским сектором, сокращение мошенничества и укрепление механизма урегулирования несостоятельных банков.

Принят закон, вносящий поправки в действующие основы урегулирования проблемных банков [2]. Вступающее в силу с середины июня законодательство вносит изменения и заменяет собой систему урегулирования действующих проблемных банков, работу которой обеспечивало Агентство по страхованию вкладов (АСВ), на систему, обслуживаемую ЦБ РФ.

Новая система позволит ЦБ РФ осуществлять вливания капитала, но только после списания собственного капитала акционеров, вместо предоставления через АСВ кредитов по ставкам ниже рыночных. Допускаются ограниченные возможности обмена долга на участие в капитале для субординированных обязательств, принадлежащих лицам, которые занимают управленческие должности и/или осуществляют контроль над банком.

Новым законом создается Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС), финансируемый и управляемый ЦБ РФ, который будет финансировать операции окончательного урегулирования. Фонд и управляющая компания действуют на основании законов «Об инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг» и «О несостоятельности (банкротстве)».

Фонд находится под управлением единственного участника в лице ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», чьим собственником является Банк России.Для ФКБС не предусмотрено прямого механизма финансирования со стороны федерального правительства, и его размеры будут определяться отдельно для каждого случая. И наконец, ЦБ РФ получит большинство в совете директоров АСВ, чтобы более полно контролировать реструктуризацию банков, проходящих в настоящее время процедуру урегулирования.

Эти инициативы включают более пристальный надзор за аудиторами банков, усиление ответственности руководства банков за предоставление неточной отчетности, наличие представителя Банка России во всех банках, подлежащих надзору, и установление специального фонда рекапитализации банков, который заменит собой действующий в настоящее время и менее эффективный механизм оздоровления банков через Агентство по страхованию вкладов. Таким образом, Банк России предлагает перейти с кредитного механизма финансового оздоровления на капитальный, когда вместо льготного кредита проблемный банк докапитализируется ЦБ РФ.

Введение нового режима регулирования для банков позволит Банку России высвободить некоторые ресурсы и сосредоточить внимание нанадзоре за более крупными и сложными финансовыми организациями.

Однако, несмотря на то, что управляемая ЦБ РФ открытая система урегулирования проблемных банков имеет выраженные положительные характеристики, по мнению экспертов МВ Фона пока не в полной мере соответствует международным стандартам. Основные недостатки введенного механизма детально рассмотрены в материалах июньского Доклада Международного Валютного Фонда [7]. Возможно, новый механизм не идеален, но это однозначно существенный шаг вперед в направлении обеспечения стабильности банковского сектора.

Пилотным проектом в апробации нового механизма оздоровленияпроблемных банков стала санация банка «Открытие».

«Открытие» - системно значимый банк, входящий в топ-10 российских банков, являлся (до августа 2017 года) крупнейшим по активам частным игроком на российском банковском рынке.
Банкротство «Открытия» в масштабах российской банковской системы могло бы быть сопоставимо с ситуацией с инвестбанкомLehmanBrothers, рухнувшим в сентябре 2008 года и спровоцировать полномасштабный кризис банковского сектора.

Санатором выступит сам Банк России. Вбанке назначена временная администрация, в состав которой вошли сотрудники ЦБ и управляющей компании ФКБС. Именно к этой УК в управление и будет переведен пакет акций банка, который получит ЦБ как новый собственник и санатор. Доля регулятора составит не менее 75 %, до 25 % останутся у предыдущих собственников, но только в том случае, если временная администрация не выявит у банка отрицательный капитал [6].

Санация банка «Открытие» будет проходить в два этапа, продолжительностью предположительно шесть – восемь месяцев, в то время как санация по стандартной схеме может длиться 10–15 лет.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не вводится, механизм конвертации средств кредиторов в акции (bail-in) не применяется.

Сумма средств на оздоровление не раскрывается, ее еще предстоит оценить временной администрации, но, по экспертным оценкам, оздоровление может стать крупнейшим по объему вкладываемых средств. Это первый случай санации банка из числа системно значимых кредитных организаций (до этого крупнейшим случаем санации считался Банк Москвы). Новый механизм финансового оздоровления банков предполагает продажу банка новому владельцу после завершения процедуры оздоровления. Возможно, что успешность первого проекта ФКБС можно будет оценить уже в следующем году.

Влияние технологий на финансовый сектор постоянно усиливается. Россия здесь продвигается в русле глобальных трендов. И отчасти даже опережая некоторые из этих трендов: например, мобильные приложения у российских банков уже очень продвинутые, а в том, что касается развития финансовых технологий, то, по оценке Ernst&Young, российский рынок сейчас третий в мире [6]. Поддержка финтеха и предотвращение киберпреступлений в финансовой сфере - приоритетные задачи Банка России.

Стратегической целью на среднесрочную перспективу является создание национальной финтех-инфраструктуры. Это те необходимые элементы, которые будут иметь ценность и будут востребованы всеми участниками рынка, которые обеспечат удобство входа на рынок для игроков разных размеров. Национальная инфраструктура будет способствовать конкуренции на этом рынке, возникновению нескольких финансовых экосистем и в итоге – более дешевых и качественных продуктов для граждан [14].

По уровню проникновения финтех-услуг Россия сегодня в ряду мировых лидеров. Финтех-услуги в России популярнее, чем в развитых странах. Доля пользователей финтех-услуг среди людей, активно пользующихся интернетом, составляет 43 %. Выше только в Китае (69 %) и Индии (52 %).В США для сравнения 33%,
Германии – 35% [9]. Потенциал роста финтехогромен как в сфере переводов и платежей, так и в области финансового планирования, накопления и инвестиций, займов, страхования.

Особое внимание в банковском бизнесе занимают blockchain-технологии, это «новый интернет для финансовой отрасли».

Изучением возможностей blockchain в финансовой сфере занимаются международные консорциумы HyperLedger и R3 CEV, участниками которых являются крупнейшие банки и инвестиционные компании мира. В России создание своего консорциума в 2016 году инициировал Банк России; в его состав входят Сбербанк, Qiwi, Бинбанк, банк «Открытие», Тинькофф Банк, Альфа-банк и ряд других участников рынка. В задачи организации входят изучение и внедрение технологии распределенных регистров (blockchain), облачных технологий, управления большими массивами данных (BigData) и развитие системы упрощенной идентификации. В апреле 2016 года в Банке России был создан департамент финансовых технологий, проектов и организации процессов, который занимается мониторингом, анализом и оценкой возможного использования перспективных технологий и инноваций на финансовом рынке.

Интерес к технологии огромен, реализованы успешные пилоты в разных областях.Центральный банк России разрабатывает блокчейн-систему «Мастерчейн» на основе Ethereum. Планируется, что она позволит в онлайн-режиме проводить платежи, верифицировать данные о клиенте или условия сделки, а также создавать другие финансовые сервисы. В России создается Ассоциация блокчейна и криптовалют (РАБИК), которая объединит участников рынка блокчейн-технологий, владельцев криптовалют и инвесторов. Корпоративный университет Сбербанка, являющийся «дочкой» банка, планирует открыть курсы по блокчейну. Внешэкономбанк и Ethereumfoundation подписали соглашение о партнерстве, предусматривающее, в том числе, сотрудничество в области блокчейна и подготовку специалистов для этой сферы.Сбербанк и ПАО «Северсталь» развивают сотрудничество в сфере технологических инноваций и анонсировали прототип, позволяющий проводить международные аккредитивные сделки с использованием технологии блокчейн.«Альфа-банк» и S7 Airlines запустили платформу на основе кодов блокчейн-платформы Ethereum для проведения торговых операций. 

Выводы.Сегодня мы видим начало финансовой технологической революции, способной кардинально изменить бизнес-модели компаний в различных областях, трансформироватьфинансовые институты.

Роль регулятора в данной сфере исключительно высока.

Расширяется использование традиционными финансовыми институтами новых технологий, что влечет за собой увеличение рисков не только финансовой, но и технологической природы. И регулятор должен превентивно иметь единые стандарты работы с базами данных, качеством данных, требования к моделям, которые применяются, к аутсорсингу данных, требования к информационной безопасности. Это огромный пласт работы, и сейчас, когда в экономике и в финансовой системе ситуация стабилизировалась, появились реальные возможностей фокусироваться на вопросах инноваций и развития.

Список литературы

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 26 июля 2017 года).[электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9004805

2. Федеральный закон от 01.05.2017 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705010003?index=0&rangeSize=1

3. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Максимчук Е.В. Некоторые аспекты развития рынка криптовалютыбиткоин. //Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017. №7. С. 206–214.

4. Ведев А.Необходима стабилизация финансового сектора//Центр стратегических разработок. – 2017. – 31 августа.[электронный ресурс]. URL: http://csr.ru/news/neobhodima-stabilizatsiya-finansovogo-sektora/

5. Выступление Председателя Банка России Э. Набиуллиной на XXVI Международном финансовом конгрессе 13 июля 2017 года [электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/press/st/press_centre/Nabiullina_170713/

6. Дементьева С., Божко М. Оздоровление по-новому: как ЦБ будет спасать банк «Открытие»//РБК – 2017. - 29 августа. [электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/finances/29/08/2017/59a57a229a7947e0229a99b8?from=center_1

7. Доклад Международного Валютного Фонда для консультаций 2017 года в соответствии со статьей IV. – 2017. – Июнь.[электронный ресурс]. URL: www.imf.org/media/Files/Publications/CR/2017/Russian/cr17197r

8. КонстантиновД. Санация банков в России: оправданны ли расходы на оздоровление//Forbs.–2017. – 14 апреля.[электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/biznes/342457-sanaciya-bankov-v-rossii-opravdany-li-rashody-na-ozdorovlenie

9. Материалы XXVI Международного финансового конгресса «Финансы для развития». – 2017. - 12-14 июля.[электронный ресурс]. URL: http://ibcongress.com/

10. Обзор банковского сектора Российской Федерации» (Интернет–версия) выпуски 112-178[электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst

11. Пресс-релизы Сбербанка [электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article_news

12. Российская Федерация. Экономика России: от рецессии к восстановлению. Доклад об экономике России. №37. Всемирный Банк. - 2017. [электронный ресурс]. URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/884071497517672466/pdf/116237-WP-P161778-PUBLIC-RUSSIAN-RERrusforweb.pdf

13. Сегодня идеальная ситуация для любого реформатора. Интервью Президента, Председателя Правления Сбербанка Г. Грефа//Ведомости. – 2016. – 28 декабря (№4234) [электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/characters/2016/12/27/671482-idealnaya-situatsiya

14. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.[электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/archive_ffms/ru/press/russia2020/strategy2020/index.html

15. ЦБ озаглавил санации//Ведомости. – 2017. - 26 июня (№ 4349) [электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/06/26/695921-tsb-departament


Войти или Создать
* Забыли пароль?