ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ДОМА УСАДЬБЫ А.Н. КРАФТА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы восстановления главного здания усадь-бы А.Н. Крафта, расположенного в Подмосковье (город Королев). Данное строе-ние является объектом культурного наследия и представляет огромный интерес в качестве памятника архитектуры прошлых лет. В течение всего своего жизненно-го цикла здание неоднократно перестраивалось не только снаружи, но и внутри. Состояние срубов является неудовлетворительным. Также возникает необходи-мость в реконструкции инженерных систем усадьбы. Предлагается проводить восстановление главного дома усадьбы А.Н. Крафта с использованием сохранив-шихся элементов. Требуется проведение полного спектра ремонтно-восстановительных работ с учетом сегодняшнего технического состояния здания. С учетом перехода здания усадьбы под контроль Русской православной церкви (РПЦ) предлагается приспособить дом под нужды церковно-приходской школы.

Ключевые слова:
восстановление, усадьба, культурное наследие, реставрация, строительство, инженерные системы, архитектура.
Текст

Охрана недвижимых памятников истории и культуры является одним из направлений деятельности для всех уровней государственной власти и в обязательном порядке гарантируется нашим государством.

Современное и быстрое развитие городов создаёт проблему обеспечения необходимых условий сохранения объектов культурного наследия. Возведение новых зданий и сооружений в большинстве случаев негативно сказывается на возможности визуального восприятия исторической архитектурной среды. Оно способно исказить масштаб формирующих её объектов, изменить пропорции и соразмерность частей сложившейся застройки. В нашей стране новые постройки активно внедряются в историческую архитектурную среду, в некоторых случаях с большими для неё потерями.

Значительный пласт культурного наследия в Российской Федерации занимает жилая архитектура. При этом сохранившиеся образцы жилых построек, размещённые в природной среде, являются подлинными шедеврами, подчёркивающими связь человека и природы, умение мастеров прошлого создать уникальный по своим архитектурным, художественным и функциональным качествам мир.

Усадебная культура, которая широко формировалась на территории России в XVIII – первой половине XIX вв. и получившая развитие в конце XIX – начале XX вв., стала частью этого мира со всем многообразием её типов и стилевого разнообразия. В качестве примера можно привести усадьбы Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Тульской, Калужской областей, здания, сооружения и парки которых ценились современниками, а в ХХ в. были признаны памятниками истории и культуры [1].

Сохранение усадебных ансамблей в условиях современности очень актуально. Попытки решить проблему восстановления, а, учитывая техническое состояние зданий и сооружений во многих усадьбах, и воссоздания усадебных комплексов, приспособления их к современному использованию предпринимаются постоянно. Однако, объективные трудности, связанные, прежде всего, с инвестиционной непривлекательностью объектов культурного наследия и поиском пользователей, пока не дают возможности масштабного выхода из «кризиса сохранности» русских усадеб и активного их освоения современными пользователями.

На сегодняшний день существуют примеры, когда в конце прошлого века были начаты работы по реставрации нескольких подмосковных усадеб. Основная цель заключалась в их приспособлении для использования в лечебно-оздоровительных, культурно-просветительных, а также других целях. В большинстве случаев такие работы не доводились до конца, останавливались, не получая требуемого финансирования, а затем консервировались [2]. В дальнейшем ветшали и разрушались стены, разбиралась кирпичная кладка и т.д.

В настоящей статье предлагается рассмотреть вариант восстановления и использования подмосковной усадьбы А.Н. Крафта в городе Королев.

Данная усадьба находится на территории современного посёлка Костино в городе Королёве. Она широко известна еще с XVI в., но её существующий ансамбль сложился только в XX в.

До сегодняшнего времени дошли практически все основные сооружения усадьбы, среди которых можно перечислить: главный дом, дом управляющего, дом садовника, птичник, здание маслобойни, часть скотного двора. С юга к усадьбе примыкают парк и пруд овальной формы. Здание главного дома находится в неудовлетворительном состоянии, его первоначальный архитектурный облик сильно искажён.

Главный дом усадьбы находится в собственности муниципального образования города Королёв (Московская область). Он передан по договору безвозмездного пользования Русской православной церкви (РПЦ). Долгое время объект находился в оперативном управлении Муниципального бюджетного учреждения культуры города Королёва Московской области «Королёвский исторический музей», но работы по его сохранению и реставрации не проводились.

Было проведено детальное изучение документальных и библиографических источников, подробное ознакомление с объектом в натуре. Также проводилась его фотофиксация, поиск и анализ историко-архивных материалов. Все это позволило разработать проектные предложения по восстановлению данного объекта культурного наследия.

В настоящее время территория усадьбы ограничивается с севера улицей Калининградской, с запада – улицей Аржакова, с востока – улицей Дзержинского, с юга – улицей Орджоникидзе. Усадебный парк делится на две неравные части улицей Ильича. Главный дом выгорожен металлической оградой, людская, дом садовника и оранжерея также имеют самостоятельное ограждение.

Главный дом усадьбы является одноэтажным, протяжённый в плане с запада на восток с двумя флигелями. Сам дом деревянный, рубленный из брёвен диаметром 220–240 мм.

Облик главного дома значительно искажён четырьмя поздними пристройками, одна из них (восточная) кирпичная. Несмотря на все изменения, центральное ядро дома просматривается по плану и по фасадам – центральная часть немного выше остальных.

Восточный и западный флигели сохранились в прежних габаритах и просматриваются в плане здания. Восточный флигель полностью закрыт поздними пристройками на северном фасаде, а западный – на северном и южном фасадах в западной части здания. Выступающий на южном фасаде флигель с подвалом, перекрытым сводами «Монье», пристроенный к восточному флигелю, сохранился в прежних габаритах в плане. Сохранились выпуски переруба на западной стене флигеля.

Галереи перехода из центрального объёма во флигели также просматриваются в плане. Восточная галерея просматривается на южном фасаде и закрыта поздней пристройкой на северном фасаде. Западная галерея просматривается на северном фасаде и закрыта поздней пристройкой на южном фасаде.

Здание неоднократно перестраивалось как снаружи, так и внутри, с изменением первоначальной планировки и конструкций – разобраны почти все перерубы, поставлены каркасные перегородки, кирпичные столбы. В центральной части разобраны все перерубы, местоположение которых просматривается по выпускам брёвен на плане и на западной наружной стене центрального объёма, не закрытой поздними пристройками.

В западном флигеле разобрана западная часть южной стены, при этом на западной стене флигеля просматриваются выпуски этого переруба.

Первоначальная фасадная отделка не выявлена. В настоящее время фасады отделаны известково-цементной штукатуркой по дранке. В один из ремонтов окна здания были растёсаны. По северному фасаду располагается 22 окна, по южному – 28, по западному – 6. На восточном фасаде окна отсутствуют. Оконные и дверные заполнения поздние. Сохранились только три оконных переплёта, аналогичные оконным переплётам в людской. Одно из них на восточной стене флигеля с подвалом, два других на боковых гранях выступающего эркера центрального объёма на южном фасаде.

Состояние срубов неудовлетворительное. Дощатые полы и плоские деревянные перекрытия в виду плохого состояния кровельного покрытия также в неудовлетворительном состоянии. Печи не сохранились. Вход в подвал устроен на западном фасаде флигеля, кирпичная лестница практически разрушена. Отмостка, ранее выполненная из бетона, в настоящее время сильно разрушена.

Присущий деревянному зданию резной декор и крыльцо полностью утрачены. Крыши здания в настоящее время практически одной высоты, вальмовые со слуховыми окнами прямоугольной формы. Покрытие позднее выполнено из шифера.

Анализ современной ситуации показывает определенные объективные трудности в области сохранения и использования усадьбы, которые связаны, в первую очередь, с тем, что сохранившиеся здания усадьбы А.Н. Крафта находятся в руках разных пользователей, а также с нарушением исторической среды владения: утрата части построек, наличие поздних дисгармоничных построек, отсутствие благоустройства озеленённых участков. Наличие архивных материалов, исторических фотографий, высокая степень сохранности некоторых зданий и сооружений, входящих в состав усадьбы, позволяет представить весь усадебный ансамбль таким, каким он создавался в начале XX в. при непосредственной инициативе А.Н. Крафта.

Главный дом усадьбы А.Н. Крафта предлагается восстановить методами научной реставрации памятника на период его строительства, то есть начала XX в., с использованием сохранившихся элементов [3-5].

Главный дом требует полного комплекса ремонтно-реставрационных работ. В первую очередь необходимо провести усиление фундаментов и оснований. Предполагается разобрать все поздние пристройки, удалить слои краски и штукатурки с фасадов и шиферное покрытие советского периода, перебрать срубы и перекрытия, восстановить историческую планировку по сохранившимся выступам перерубов, восстановить террасы и мезонин по фотографиям начала XX в., а также осуществить покрытие фальцевой кровлей. Необходимо провести реконструкцию инженерных систем здания (водопровод, канализация и т.д.). Возможно также устройство новых более обширных подвалов под зданием, если в этом возникнет необходимость. Все работы должны отвечать требованиям для приспособления под современное использование памятника истории и культуры.

Необходимо также восстановить дверные и оконные проёмы и переплёты в их историческом виде и габаритах по фотографиям начала XX в. и на основе аналогичных оконных заполнений, сохранившихся в гостевом доме, обшить срубы тёсом и окрасить масляной краской, восстановить резной деревянный декор и металлические решётки конька. Все работы должны отвечать требованиям устойчивой реставрации.

Учитывая, что в марте 2016 г. главный дом усадьбы А.Н. Крафта был передан по договору безвозмездного пользования Русской православной церкви (РПЦ), то целесообразно приспособление главного дома усадьбы под нужды церковно-приходской школы.

Проектом предусматривается размещение в центральной части дома актового зала, вокруг которого группируются две классные комнаты, рекреация, гардероб и санузлы. В мезонине планируется размещение хранилища. В восточном флигеле предлагается разместить иконописные и золотошвейные мастерские, а также библиотеку с хранилищем и читальным залом. В западном флигеле проектом предусматривается небольшой выставочный зал, по сторонам от которого располагаются кабинет настоятеля и комната отдыха для преподавателей. Также в западном флигеле размещается санузел для преподавателей. Все три части здания могут существовать автономно и имеют отдельные входы.

Сегодня уникальный ансамбль усадьбы требует бережного отношения к сохранению его историко-культурной составляющей, грамотного подхода к его регенерации и приспособление к современному использованию с учётом требований законодательства об объектах культурного наследия. Это позволит восстановить весь усадебный комплекс, каким он был создан при А.Н. Крафте, что при должном финансировании вполне можно осуществить.

 

Список литературы

1. Чижиков А.Б. Подмосковные усадьбы [Текст] / А.Б. Чижиков. – М.: Из-дательство НП "Русская усадьба", 2006. – 280 с.

2. Азатян К.Р., Енгоян А.Р. Проблемы интеграции старого и нового в про-цессе развития городского пространства [Текст] / К.Р. Азатян, А.Р. Енгоян // Вестник МГСУ. – 2014. – № 6. – С. 7—16.

3. Подъяпольский С.С. Реставрация памятников архитектуры [Текст] / С.С. Подъяпольский [и др.]. – М.: Архитектура-С, 2014. – 288 с.

4. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры [Текст] / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. – М.: Архитектура-С, 2007. – 512 с.

5. Коршун В.Е. Загадки Пушкинского района: записки краеведа-искателя [Текст] / В.Е. Коршун. – М.: Родонит, 2005. – 110 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?