Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Тюмень, Тюменская область, Россия
Московский государственный областной университет (кафедра проектного и функционального менеджмента )
аспирант с 01.01.2022 по настоящее время
Россия
Рассмотрено содержание процессов развития менеджмента как науки в 1900-е годы. Показано влияние формирования концепции управления на основе научного подхода, как на развитие прикладных областей менеджмента, так и на развитие современного менеджмента как науки.
история, развитие, менеджмент, 1900-е годы, концепция, научное управление.
Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е годы. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого, «Принципы научного управления» [1], началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По словам Ф. Тейлора: «Научный менеджмент – искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».
Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт и др.) сформулировали важные выводы о том, что работа в области управления – самостоятельная специальность, и фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. В разработанной ими концепции научного управления указывается, что точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.
Основные принципы научного управления Ф.У. Тейлора заключаются в [2]:
– разработке оптимальных методов работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
– абсолютном соблюдении разработанных стандартов;
– подборе, обучении и расстановке кадров на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
– оплате по результатам труда;
– использовании функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
– поддержании дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности реализации методов научного управления.
Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и вопросам повышения его эффективности производства. Важным вкладом авторов этой концепции явилось систематическое использование стимулов с целью заинтересовать работников в повышении производительности и увеличении объема производства.
В качестве примера использования концепции научного управления рассмотрим сформировавшуюся в 1960-е годы в Японии концепцию управления, основанную на принципе регулирования отношения сигнал / шум [3].
Понятие отношения сигнал / шум широко используется в радиолокации. Рассмотрим процесс передачи сигнала на частоте f0 (рис. 1). Этот сигнал поступает в приемник на частоте f0 с амплитудой Us. Приемник, обладающий чувствительностью в диапазоне частот от 0 до fh, помимо полезного сигнала с амплитудой Us, поступающего в очень узкой полосе в окрестностях частоты f0, принимает шумы внешнего и внутреннего происхождения с амплитудой Ub по всей полосе чувствительности от 0 до fh. Такой шум, инвариантный по уровню к частоте, обычно называют «белым».
Рис.1. Процесс выделения полезного сигнала на фоне шумов
Если сопоставить величину получаемого сигнала и шумов во всей полосе чувствительности приемника, то можно убедиться в том, что:
В данном случае передаваемый узкополосный сигнал «тонет» в широкополосных шумах, и отношение сигнал / шум составляет меньше единицы.
Чтобы выделить полезный сигнал на фоне шумов в приемнике устанавливается узкополосный фильтр в диапазоне частот от f1 до f2. В результате сигнал остается, а основная масса шумов от f0 до f1 и от f2 до fh отфильтровывается («отсекается»), и, таким образом, отношение сигнал / шум становится гораздо больше единицы:
Перенося рассмотренный принцип выделения сигналов в радиоприемнике на управление организацией, японские менеджеры первыми в качестве базовой идеи стали выделять, сохранять и развивать все параметры управления (сигналы), которые могут идти на благо организации, а все что мешает развитию организации (шум) – исключить.
Говоря о японском опыте использования метода управления на основе отношения сигнал / шум, следует обратиться к научно-практическим результатам Г. Тагути.
Гэнити Тагути как одному из родоначальников методов технического обеспечения качества, успешно применившим прикладные статистические методы для повышения эффективного производства через рост стабильности технологических процессов и увеличения их производственных возможностей, принадлежат разработки методов оптимизации процессов планирования производства и проектирования продукции [4].
Г. Тагути исходил из необходимости выпуска качественной продукции, соответствующей заданным параметрам. При этом он исходил из того, что большая вариация фактических показателей качества продукции относительно заданной является основной причиной низкого уровня качества.
Г. Тагути утверждал, что уменьшения вариабельности процесса относительно заданного уровня как залог обеспечения качества возможно, только если сделать процесс нечувствительным к различным источникам шумов.
Указанный подход получил название робастного проектирования параметров.
Тагути пошел по пути не уменьшения вариабельности отдельных составляющих оценки качества, подразумевающего установление жестких границ допустимых отклонений значений параметров от нормы, а по пути тщательного отбора самих параметров проектирования, и факторов, результатом которого становится более качественная продукция, способная противостоять вариациям, вызванным нежелательными воздействиями (шумами).
Предложенные Г. Тагути методы, базирующиеся на положениях концепции научного управления 1900-х годов, заключаются:
– в оценке показателей качества продукции;
– в определении потерь качества, которые по мере отклонения текущих значений параметра от номинального, увеличиваются, в том числе и в пределах допуска;
– в создании новой системы назначения допусков и введения управления по отклонениям от номинального значения с использованием упрощенных методов статистической обработки.
Среди параметров, влияющих на характеристики качества управляемой системы, именуемые факторами, Г. Тагути выделял три их типа (рис. 2) [5]:
– сигнал μ, напрямую влияющий на заданное значение отклика процесса создания продукции;
– шум, который сложно или дорого контролировать, индуцирующий вариацию отклика;
– контролируемые факторы, правильный выбор состава и значений параметров которых позволяет уменьшить чувствительность отклика процесса создания продукции к различным вариантам шумовых воздействий.
Рис. 2. Три типа факторов, выделяемых Г. Тагути, при управлении процессом обеспечения качества создания продукции
Фактически модель, приведенная на рис. 2, представляет собой вариант системы робастного управления.
Робастное управление в общем случае представляет собой совокупность методов теории управления, направленных на синтез такого регулятора, который обеспечивал бы высокое качество управления объектом, когда состояние объекта управления отличается от расчетного, либо, когда математическая модель его неизвестна.
Фактически робастное управление, обеспечивающее минимизацию изменения сигнала на выходе управляемой системы под влиянием шумов при изменениях параметров объекта управления в заданных пределах, отражает реализацию концепции научного управления в менеджменте, сформировавшуюся в 1900-е годы, но уже спустя полвека, то есть в 1950-е годы.
Взаимосвязь концепций менеджмента, охватывающих наряду с концепцией научного управления, одинаковые фазы больших циклов экономической активности Н.Д. Кондратьева, представлена на рис. 3.
Рис. 3. Взаимосвязь концепций менеджмента, охватывающих наряду с концепцией научного управления, одинаковые фазы больших циклов экономической активности Н.Д. Кондратьева
Концепция на основе системного подход к управлению, получившая развитие в 1950-х годах, предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов – разработкой и применением теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов [6].
Концепция управления по целям (отраслевой менеджмент: финансовый, персональный, в проектировании, в маркетинге, в производстве), получившая развитие в 2000-е годы, ориентирована на инновационное развитие, на развитие международного сотрудничества в условиях глобализации экономики, включая активное распространение высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления. Основная идея концепции управления по целям (MBO, Management by Objectives) заключается в структуризации и последовательной детализации (конкретизации) целей, с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей [7].
Необходимо отметить, что концепция научного управления, сформировавшаяся к началу ХХ в., дала толчок для развития не только последующих концепций в общем менеджменте, но и процессам разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям. Результаты систематизации концепций развития менеджмента по некоторым прикладным направлениям, возникшим на базе концепции научного управления в 1900-е годы, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты систематизации концепций развития менеджмента по некоторым прикладным направлениям, возникшим на базе концепции научного управления в 1900-е годы
№ |
Направление прикладного менеджмента |
Суть концепции |
1 |
Инновационный менеджмент |
Повышение эффективности производства за счет использования новых знаний, заимствованных из других научных областей. Фиксация более высоких требований к производству в нормативной документации |
2 |
Логистика |
Фрагментарное проявление логистики на рынке продавца на базе концепции научного управления |
3 |
Стратегический менеджмент |
Система научного управления, направленная на максимальное увеличение производительности. Управление процессами развития природы и общества на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания |
4 |
Управление качеством |
Необходимость учета вариабельности характеристик производственного процесса и важность контроля продукции |
5 |
Управление персоналом |
Обеспечение эффективной организации труда и безопасных условий труда |
Таким образом, концепция научного управления, получившая развитие в 1900-е годы, явилась основой не только для последующих концепций развития менеджмента, но и для параллельного развития концепций прикладного менеджмента.
Проведенные исследования показывают, что цикличность процесса социально-экономического развития, проявляющегося в смене технологических укладов, согласно большим циклам экономической активности Н.Д. Кондратьева, привела к повторению основных черт концепции научного управления 1900-х годов в концепции на основе системного подхода к управлению, получившей развитие в 1950-х годах, и в концепции управления по целям, получившей развитие в 2000-е годы.
Кроме того, благодаря концепции научного управления, получившей развитие в менеджменте в 1900-е годы, в этот же период сформировались концепции прикладного менеджмента, в частности: в инновационном менеджменте, логистике, стратегическом менеджменте, производственном менеджменте, управлении качеством, управлении персоналом, управлении проектами и др.
1. The Principles of Scientific Management, F. W. Taylor, Harper & Brothers, New York, 1911.
2. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. – М.: Кнорус, 2016. – 696 с.
3. Тебекин А.В. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2015.
4. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. (2-еизд.) – Н. Новгород: ОООСМЦ «Приоритет», 2008. – 432 с.
5. Phadke M.S. Quality Engineering Using Robust Design. PrenticeHall, NJ, US, 1989.
6. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. – М.: Кнорус, 2016. – 696 с.
7. Тебекин А.В. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2015.