ТУРИЗМ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ: ВЗГЛЯД ГЕОГРАФА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена пространственно-временная сущность туристско-рекреационной деятельности. Автор излагает географические представления о видах геопространства и раскрывает особенности туристско-рекреацион-ного геопространства. В неразрывной связи с категорий «пространство» рассматривается категория «время». Именно в своем единстве эти две категории формируют пространственно-временной континуум, определяющий особенности туристско-рекреационной деятельности.

Ключевые слова:
туризм, туристско-рекреационая система, пространство, время, пространственно-временной континуум
Текст

Единство пространства и времени в туризме. В настоящее время туризм как сфера деятельности привлекает ученых из разных отраслей знаний, стремящихся исследовать феномен туризма и сформировать его теоретическую базу. Эта задача успешно решается в рамках экономики, юриспруденции, психологии и других наук. География имеет свою «зону ответственности», а именно: пространство, в котором, собственно говоря, и осуществляется туристская деятельность. Пространство надо знать и чувствовать, в нем необходимо грамотно ориентироваться, чтобы осознанно реализовывать туристские потребности и целенаправленно формировать территориальные туристско-рекреационные системы.

 

Но пространство и реальная туристская деятельность не могут существовать вне времени. Пространство и время — две важнейшие категории, в наиболее полной мере отражающие сущность бытия. Никакие объекты и явления не могут существовать вне времени и пространства. Вместе с тем эти философские категории настолько сложны и неоднозначны, что требуют определенной адаптации к изучаемому объекту. География интерпретирует эти общенаучные понятия с учетом специфики географической оболочки (по терминологии Э.Б.Алаева—«геоверсума») [1, с. 18]. В данном контексте географическое пространство понимается как «объективная, всеобщая и познаваемая форма существования материальных географических образований и объектов в пределах геоверсума» [1, с. 98]. При этом еще раз необходимо акцентировать внимание на том, что для гео-пространства важен факт «опоры» на кон-

Список литературы

1. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь / Алаев Э.Б. — М.: Мысль, 1983. —350 с.

2. Бабурин, В.Л. Инновационные циклы в Российской экономике / Бабурин В.Л. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — Ί 20 с.

3. Влодарчик, Б. Цикл развития туристского пространства / Влодарчик Б. //Туризм и региональное развитие. Вып. 4. — Смоленск: Универсум, 2006. — С. 225-234.

4. Девис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы /Девис П. — М.: Мир, 1989. —271 с.

5. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / Зорин И.В., Квартальнов В.А. — М., 2004. — 368 с.

6. Мажар, Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы: Монография / Л.Ю.Мажар. — Смоленск: Универсум, 2008. —212 с.

7. Пирожник, И.И. Трансформация ту-ристско-рекреационного пространства в эпоху глобализации / Пирожник И.И. // Туризм и региональное развитие. Вып. 4. — Смоленск: Универсум, 2006. — 136-138.

8. Преображенский, B.C. Теория рекреа-логии и рекреационной географии / Преображенский B.C. [и др.]. — М., 1992.— 172 с.

9. Родоман, Б.Б. География, районирование, картоиды: сборник трудов Родоман Б.Б. — Смоленск: Ойкумена, 2007. — 372 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?