Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме изучения понятия личности осужденного и эффективности деятельности исправительных учреждений, подлежащей юридическому регулированию.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительная система, юридическая психология, уголовное наказание, личность осужденного, психология осужденного, индивидуально-психологические особенности осужденных.
Текст

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают различно, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, которое имеется в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках общего определения личности. Личность чаще всего определяют, как человека в совокупности его приобретенных, социальных качеств.

       Предметом данной статьи является психология личности осужденного, место которой в системе общественных отношений определяется право-отношениями, возникшими в связи с исполнением уголовного наказания как вида деятельности соответствующих государственных органов.

       Психология как наука – очень широкая область знаний, она изучает   психику в различных условиях человеческой среды и на разных возрастных этапах развития человеческой личности. Поэтому юридическая психология имеет особое значение в борьбе с преступностью [2], так как изучает смежные проблемы психологии и права относительно самостоятельные и в то же время неразрывно взаимосвязанные социальные процессы, развивающиеся в определенной хронологии.       

        В юридической психологии существует целый ряд направлений, занимающихся различными областями практики борьбы с преступностью. В настоящее время четко определились следующие основные ветви юридической психологии: криминальная психология, судебная психология и исправительная психология (или, как ее иногда называют, пенитенциарная, криминально-педагогическая психология) [1]. С накоплением научных знаний вполне возможно появление и других отраслей юридической психологии.

       Личность осужденного – это конкретный человек, отбывающий наказание, взятый со стороны его социальных качеств. В целом, можно определить личность осужденного как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему: психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям, выбора опасного общественного пути для удовлетворения своих потребностей, отсутствия необходимой активности в предотвращении противоправного действия. Структуру личности осужденного  образуют компоненты: возрастные, половые, конституционно-соматические, нейродинамические (скорость протекания нервных процессов) и т.п. [3].

       Своеобразие личности осужденного проявляется, прежде всего, в ее психическом облике: характере, темпераменте, отношениях, способностях, интересах, установках, которые формируются и проявляются в деятельности человека. На их развитие большое влияние оказывает та микросреда (ближайшее и непосредственное окружение), в которой протекает жизнедеятельность индивида. В то же время вряд ли можно полностью согласиться с распространенной в западной психологии тенденцией видеть у лиц, которые отбывают наказание, качества, особую психологию, делающую их непохожими на законопослушных людей.  Не существует «ни преступной психики, ни преступной наследственности». 

      Каждый человек, который находится в условиях лишения свободы, проходит процесс самосохранения, самостановления и обновления своего самовосприятия. Личность осужденного (преступника) можно понять только в том случае, если глубоко проникнуть в его образ мыслей, в его самовосприятие. Говоря «личность осужденного», мы подразумеваем социальное положение человека и функции, которые он выполняет. Нужно отметить, что, попав в места лишения свободы, преступник начинает играть уже иные социальные роли, чем на свободе. Они происходят из требований режима, трудовой деятельности, обучения и т.д.

      Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных и других проявлений их характера показывает, что по этим параметрам они значительно не отличаются от правопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях  проявления ценностных ориентиров, статусно-групповой принадлежности и психических состояний  осужденных. Именно эти особенности, по мнению специалистов, определяют «тюремный синдром» поведения осужденного. Ведь сам факт совершения преступления, арест, помещение под стражу в процессе промежуточного расследования и судебного разбирательства, отбывание наказания в пенитенциарном учреждении оказывают существенное влияние на психику и поведение человека.

      Личность осужденного – это совокупное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс психологических, социально-демографических, уголовно-исполнительных, уголовно-правовых и других признаков, которые прямо или косвенно обуславливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.

      Безусловно, личность осужденного изучают для выяснения возможностей его исправления. Все признаки личности осужденного можно сгруппировать и выделить уголовно-исполнительную, уголовно-правовую и социально-демографическую.

       Условия жизни и деятельности осужденных в исправительных учреждениях различаются в зависимости от вида режима отбывания, среды осужденных в определенном отряде или камере. Это центральный фактор, который так или иначе влияет на личность осужденных, облегчает или же затрудняет процесс адаптации и ресоциализации [4], [5].

       Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности                       и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых                          к сотрудникам данной системы.  В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных. В работе с осужденными приходится преодолевать значительное внутреннее сопротивление человека.

           Следует отметить, что стратегической задачей любого исправительного учреждения и его деятельности, подлежащей юридическому регулированию, является возможность оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В работе с осужденными приходится преодолевать значительное внутреннее сопротивление человека. Однако, как показывает практика, эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы, в чем и заключается основная проблема учреждений пенитенциарной системы. Поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы использование новых технологий в социальной работе не оставалось в стороне от социального процесса, реализуемого в уголовно-исполнительной системе России.

Список литературы

1. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. / Серия высшее образование. – Изд. Феникс, 2007.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии, М., 2000.

3. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2001.

4. Писарев О.М. Психология пенитенциарного социума: пособие для начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Томск: Издательство «ДИВО» (ООО), 2007.

5. Рожков В.И. Рабочая книга пенитенциарного психолога. – М., 1998.

Войти или Создать
* Забыли пароль?