Брянск, Брянская область, Россия
Вопросы оптимизации показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 г. и обусловлены несоответствием экономических интересов участников процесса закупок. Роснедра, как государственный заказчик организует закупки. Субъектами, вступающими с госзаказчиком в отношения на стадии определения поставщика, являются юридически самостоятельные геологические организации с собственными средствами производства. Основным показателем их деятельности является максимизация выручки и прибыли от выполнения заказов. Для органов федерального, регионального и местного органов управления цель - поддержание рынков геологических услуг, развитие региональной минерально-сырьевой базы. Отсюда следует, что экономические мотивации потенциальных учасников не всегда совпадают, а иногда даже противоречат друг другу.По нашему мнению, одним из способов поддержания воспроизводственных циклов минерально-сырьевой базы является применение геоинформационных систем в моделировании геологоразведочных работ рассматривается посредством классификации методов и инструментальных средств, определения состава модулей, состоящих из показателей, проведения их экспертной оценки. Цель исследования –провести анализ и систематизацию положений контрактной системы в сефере закупок и предложить пути ее совершенствования на основе геолого-экономического мониторинга, в рамках единого хранилища данных сгруппировать показатели мониторинга в три взаимодействующих функциональных блока: минерально-сырьевая база, минерально-сырьевой комплекс и минерально-сырьевой потенциал. Методология исследования включает анализ недропользователей, функционирующих на территории региона; месторождений с запасами промышленных категорий; месторождений с геологическими запасами; участков недр, содержащих прогнозные ресурсы категории P1; участков недр, содержащих прогнозные ресурсы категории P2; участков недр, содержащих прогнозные ресурсы категории P3. В результате авторами проводится экспертная оценка предельных значений индикаторов по горнопромышленным зонам Брянской области, на основании которых делается вывод о целесообразности применения геолого-экономического мониторинга в части информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок.
контрактная система в сфере закупок, геоинформационная система, геолого-экономический мониторинг, региональная экономика, минерально-сырьевой потенциал.
Геологическое изучение недр для государственных нужд связано с формированием основ минерально-сырьевой базы. Оно представляет собой постоянное возобновляемые циклы простого или расширенного воспроизводства, включает этап прогнозирования. Планирования, размещения объектов государственного заказа и выбора исполнителей, проектирование, выполнение геологоразведочных работ на объектах, мониторинг, оценку по каждому конкретному объекту и общих итоговых результатов, на основе которых принимаются решения по их использованию. По сути перечисленная совокупность этапов информационно-управленческой и производственной деятельности соответствует процедурам, указанным в Федеральном законе №44-ФЗ от 05.04.2013 г. [6,7].
1. Анализ отраслевых рынков [Текст] / под ред. Л.В.Рой, В.П. Третьяка. – М.:ИНФА, 2009. – 442 с.
2. Ахмет, В.Х. Рынок геологии и нерыночная основа ценообразования на продукцию и работы по ГИН и ВМСБ [Текст] / В.Х. Ахмет // Разведка и охрана недр. - 2011. - №11. – С.49-54.
3. Ахмет, В.Х. Оптимизация параметров воспроизодственных циклов ГИН на основе положений контрактной системы в сфере закупок [Текст] / В.Х. Ахмет, М.А. Комаров // Разведка и охрана недр. - 2014. - №7. – С.59-64.
4. Дадыкина, О.В., Дадыкин В.С. Модель геолого-экономического мониторинга в системе экономической безопасности региона / О.В. Дадыкина, В.С. Дадыкин // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. - 2016. - С. 106-108.
5. Морозов, А.Ф. Геологическое информационное обеспечение как важнейшая часть геологоразведочного процесса. Современное состояние и перспективы / А.Ф. Морозов, А.К. Климов // МРР.Экономика и управление. – 2012. - №4.- С.4-8.
6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ [Электронный ресурс] Российская газета. URL: http://www.rg.ru2013/04/12/goszakupki-doc.html (дата обращения: 10.05.2017).
7. Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года. [Электронный ресурс] Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: http://www.mnr.gov.ru/mnr/ (дата обращения: 10.05.2017).
8. Averchenkov,A. V. Architecture and Self-learning Concept of Knowledge-Based Systems by Use Monitoring of Internet Network [Text] /A. V.Averchenkov, V. I. Averchenkov, Y. M. Kazakov// Communications in Computer and Information Science – Springer International Publishing - Volume 466, 2014. - pp 15-26.
9. Averchenkov, V.I. Conceptual Model of Monitoring Information on the Internet /V. I. Averchenkov , A. V.Averchenkov, // International Journal of Soft Computing, 2015. - №10. pp. 220-225,
10. Averchenkov A. V. Hierarchical Deep Learning: A Promising Technique for Opinion Monitoring and Sentiment Analysis in Russian-Language Social Networks / V. I. Averchenkov , A. V.Averchenkov // Creativity in Intelligent Technologies and Data Science: First Conference, CIT&DS 2015 Volgograd, Russia, September 15–17,2015. – Volgograd, 2015. –pp. 583-592.