Обозначена культурно-просветительская роль библиотеки в патриотическом воспитании подрастающего поколения путём формирования духовно-нравственных начал и экологического сознания. Описано традиционное народное отношение алтайцев к природе, семейному укладу и преемственность морально-этических правил жизни, что, в свою очередь, формирует кровную связь с родными местами, любовь к малой родине, стойкую убеждённость в защите своего Отечества. Представлен опыт работы библиотек региона. Материал расположен по разделам: Методические мероприятия; Библиотечные музеи; Через экологическое просвещение к воспитанию патриотизма и любви. Раздел «Через экологическое просвещение к воспитанию патриотизма и любви» включает обзор некоторых мероприятий, прошедших в 2017 г. в рамках Года экологии.
патриотическое воспитание, экологическое воспитание, библиотека, народные обычаи, Республика Алтай, Горный Алтай, именные библиотеки, библиотечные музеи
Методические мероприятия
Деятельность библиотек в нашей стране неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная её цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни нашего великого государства.
Анализ библиотечного опыта показывает, что библиотекари активно работают в данном направлении, используя различные формы и методы в своей деятельности.
В 2016 г. в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» состоялся республиканский семинар библиотекарей «Нравственно-патриотическое воспитание: духовные ценности и традиции народов Республики Алтай».
Духовные истоки народных традиций алтайского народа участникам семинара были продемонстрированы в видео-отрывке из спектакля «Кабайдаҥ туулган jаҥдарым» (Обычаи, рожденные с колыбели) Национального драматического театра им. П.В. Кучияк [6]. Издревле средоточием воспитания у любого народа, в том числе у алтайцев, была и остаётся семья с её прочным укладом, традициями, обычаями и обрядами. Хранительницей семьи и семейного очага всегда считалась женщина – Умай-Эне. Отношение к старшим в семье, родителям, братьям и сёстрам, к предкам, также были возведены в особый культ. Традиционный уклад и обычаи алтайцев способствовали постепенному формированию в сознании растущего человека представления о семье, роде, родине, что, в свою очередь, формировало его нравственные и патриотические убеждения.
Сегодня в Усть-Коксинском районе проживают представители многих национальностей, и всех их объединяет любовь к родному краю, бережное отношение к его дарам, уважение к семейному укладу и к людям труда. А это всё вместе является фундаментом воспитания нравственности и патриотизма в человеке – гражданине своей страны.
Наша республика богата достижениями своих жителей в различных сферах: искусства, спорта, сельского хозяйства, богата Героями Советского Союза и Социалистического Труда.
В Республике Алтай 9 библиотек носят имена известных земляков, выдающихся личностей и профессионалов своего дела: БУ РА «Национальная библиотека имени М.В. Чевалкова» (г. Горно-Алтайск); Усть-Канская центральная модельная библиотека имени А.Г. Калкина (МО «Усть-Канский район»); Шибинская поселенческая библиотека имени Заслуженного работника культуры РФ Л.С. Саданчиковой; Нижне-Талдинская поселенческая библиотека имени Заслуженного работника культуры РФ Э.К. Тарбанаевой; Хабаровская поселенческая библиотека имени А.П. Адаровой (МО «Онгудайский район»); Турачакская Межпоселенческая библиотека имени В.М. Башунова (МО «Турачакский район»); Каракокшинская сельская библиотека-музей имени Н.У. Улагашева; Ыныргинская сельская библиотека имени В.Г. Бахмутова (МО «Чойский район»); Чепошская сельская библиотека имени В.И. Чичинова (МО «Чемальский район»).
На библиотечном семинаре в октябре 2017 г. был озвучен опыт работы именных библиотек по продвижению творческого наследия и увековечению имени выдающегося земляка, чьё имя носит библиотека. Коллеги подготовили содержательный и богатый материал, представили электронные презентации и настроены в дальнейшем собирать и бережно сохранять наследие именитых и творческих людей, «дух» времени, в котором они жили, и передавать это наследие современникам и будущим поколениям [5].
Библиотечные музеи
Потребность поиска и передачи народных и национальных традиций естественным образом перетекла в необходимость создания библиотечных музеев и летописей сёл и родов. Анализ библиотечной деятельности в целом показывает, что именно сельский библиотекарь берёт на себя эту подвижническую и кропотливую работу. В нашем обществе произошли существенные социально-демографические изменения, которые вызвали у людей желание искать свои корни. Переломные моменты, идеологические и политические процессы 20 века канули, и сегодняшний читатель обратился к истории и, в первую очередь, к истории своей семьи и своего рода.
Библиотекари республики успешно осуществляют деятельность по патриотическому воспитанию, способствуя сохранению преемственности поколений на основе исторической памяти, памяти о героическом прошлом народа и бережного отношения к нашей матери-природе. Многие библиотекари стали инициаторами и организаторами библиотечной музейной деятельности.
Так, в результате поисковой и собирательской работы в Чойском районе созданы и функционируют 2 библиотеки-музея: Библиотека-музей им. Н.У. Улагашева (с. Каракокша, 2011 г.) и Библиотека-музей русского быта (с. Советское, 2012 г.).
Советская библиотека-музей русского быта является центром культуры села, все культурно-досуговые мероприятия проводятся именно в стенах библиотеки-музея. Здесь экспонируются подлинные наградные материалы односельчан-участников Великой Отечественной войны, имеется коллекция медалей и орденов, переданных родственниками в дар библиотеке-музею.
В Александровской библиотеке Майминского района библиотекарь Филатова О.П. организовала мини-музей предметов старинного быта.
Музеем в с. Дьектиек Шебалинского района заведует сельский библиотекарь Вакурина С.Е.
В с. Мыюта Шебалинского района музей «Светоч Алтая» также организован библиотекарем Курносовой М.А., музей расположен на территории сельского храма.
В с. Ильинка по инициативе библиотекаря Мундусовой Л.А. в старинном купеческом доме создан музей быта кержаков-староверов.
|
Через экологическое просвещение к воспитанию патриотизма и любви
Горный Алтай представляет собой уникальный природный комплекс, в котором присутствуют живописные горные ландшафты, леса, озёра, реки и разнообразный климат. В настоящее время в нашей республике выделены особо охраняемые территории и природные комплексы, площадь которых составляет около 22% от общей территории региона.
Хочется остановиться на традиционном отношении коренных народов Горного Алтая к матери-природе. С малых лет у ребёнка воспитывалось бережное отношение к окружающему миру. Детям было запрещено напрасно рвать цветы, ломать ветки деревьев, кустарников, потому что они живые, как и человек, они также чувствуют радость и боль, они способны помогать человеку и сопереживать вместе с ним. Растения играют важную роль в жизни алтайцев, они наделены магической силой. Многие алтайские роды своё происхождение связывают с тем или иным растением.
Так, в эпосе «Маадай Кара» тополь предстаёт в виде священного мифического дерева, у которого корни уходят глубоко в землю, ствол находится на земле, а верхушка дерева упирается в небеса, осыпающий землю золотыми и серебряными листьями:
Под одной его ветвью
Сто кобылиц могут стоять.
Под другой ветвью
Целый табун может укрыться.
Под третьей ветвью
Сорок баранов могут спрятаться [4, с. 13].
Поэтому культовое растение любого алтайского рода, его тотем или оберег из этого растения присутствовали на всех этапах жизни человека и играли важнейшую роль в особенные, главные и переломные моменты в человеческой судьбе. Люлька из берёзы убаюкивала маленького ребёнка; таёжные коренья и плоды растений кормили его; ветки молодых берёз благословляли свадебный обряд, а пары курящегося можжевельника сопровождали и благословляли рождение его детей. Вот такое мировосприятие и совместное проживание с природой не позволяли алтайцу поднять руку с ружьём на беззащитного зверя, сорвать цветок или сжечь лес. А такая современная забава для мобильных и хорошо оснащённых средствами уничтожения всего живого людей, как охота, у алтайцев проходила в строго установленное время и обеспечивала их необходимым мясом – для питания, шкурами и пушниной – для уплаты налогов.
Все эти представления, традиционные верования и обычаи из народной жизни переходили в устные предания и фольклор и до сих пор существуют в алтайских народных сказках, в героическом эпосе, пословицах, поговорках и загадках:
На лиственнице 12 веток,
На каждой ветке по 30 шишек,
В каждой шишке по 7 ядрышек.
(12 месяцев, 30 дней месяца, 7 дней недели) [2, с.27].
Такое раннее, экологическое, по сути, воспитание человека в семье, привитие навыков общения с обитателями величественного Храма – Природы, воспитание эмоционального восприятия её красоты и даров, – способствовали созданию общей культуры поклонения Природе-Матери, любви к природе родного края, а отсюда – и любви к отчему дому и Отчизне. Природа, по верованиям алтайцев, – Храм нерукотворный, он создан Высшим Разумом и управляется высшими законами. Незнание этих законов, пренебрежение народных традиций могут привести к нарушению природной гармонии, называемому экологической катастрофой. У сегодняшних потомков древних народов, населявших территорию Горной страны, Алтая, это чувство уважения и преклонения, а также чувство соединения с окружающей природой, несомненно, сохранилось, и не только в глубинах души.
Всего в течение 9-ти месяцев 2017 г. муниципальными библиотеками проведено более 150 библиотечных мероприятий экологической и природоохранной направленности, которые посетили ок. 3300 чел. (1,53% населения региона).
Количество экспонируемых библиотечных документов по тематике составило более 750 экз. (в 6-ти муниципальных образованиях – в Горно-Алтайской городской библиотечной системе, Турочакском, Улаганском, Усть-Канском, Усть-Коксинском и Чойском районах).
Книговыдача литературы экологической тематики за этот же период составила более 1100 экз. (в 7-ми муниципальных образованиях – в Горно-Алтайской городской библиотечной системе, Турочакском, Улаганском, Усть-Канском, Усть-Коксинском, Чемальском и Чойском районах (по представленным данным).
В год экологии в Горно-Алтайской городской библиотеке №2 в рамках Программы «Мир вокруг нас» разработан и проведён цикл экологических уроков «В гостях у Деда Краеведа»; Эко-урок «Мать водица – всему царица»; Час поэзии «Люблю тебя, природа, в любое время года»; видео-час «CD в библиотеке. Экология начинается с нас»; Экологическое лото «Загадки живой природы».
В библиотеках Онгудайского района проводились часы экологии «Защитим нашу природу» с экскурсоводом этнопарка «Уч–Энмек» Ноновым У.Н. и экологические уроки «Вопросы экологии в рамках Конституции Российской Федерации и Республики Алтай».
В Усть-Коксинской центральной районной библиотеке и в пяти библиотеках-филиалах были разработаны целевые программы экологической направленности.
Всего по природоохранной и экологической тематике в районе за 9 месяцев было проведено 65 массовых мероприятий различных форм (акции, тематические и литературно-музыкальные вечера, экологические часы, видео-гостиные и др.) и оформлено 39 книжных и фотовыставок, а также информационных стендов.
Насыщенной и разнообразной по формам оказалась экологическая программа «Жизнь в руках живущих», разработанная библиотекарем отдела обслуживания ЦРБ Кудрявцевой Н. В. Были запланированы мероприятия и выставки: проведены викторины, беседа–диалог, диспут, беседа–викторина, дискуссия, акция, подготовлены электронные презентации и буклеты.
Значительным событием в сфере экологического просвещения населения в Год экологии стал Единый день экологических знаний в библиотеках МО «Чойский район».
В МУК «Библиотечно-информационный центр» для обучающихся МОУ «Чойская СОШ» прошло комплексное мероприятие (литературная викторина, мастер-класс по изготовлению кормушек для птиц из вторичного сырья). Юные дикторы в «Экстренном выпуске экологических новостей Республики Алтай» рассказали о ситуации, которая сложилась с охраной окружающей среды. Вступив в ряды «Юных экологов», ребята стали участниками экологической акции «Начни с малого!» и раздавали памятки экологического поведения в центре с. Чоя; в здании районной администрации вывесили плакат рисунков детей под названием «У природы есть друзья – это мы: и ты, и я!»; на территории детского сада были развешены кормушки для птиц. Мероприятие было подготовлено совместно с Чойским центром дополнительного образования.
В рамках Года экологии были организованы и проведены районные эколого-краеведческие чтения «Самой природой так заведено». Чтения прошли на базе МУК «Библиотечно-информационный центр» и собрали участников из всех сёл района двух возрастных категорий: 14-18 лет и 19 лет и старше.
Основная цель проведения эколого-краеведческих чтений – это знакомство с произведениями поэтов и писателей Горного Алтая, пишущих о родной природе. Подобные мероприятия позволяют нам и участникам возобновить традиции чтения вслух. Участники чтений выбрали произведения известных алтайских авторов: Э. Палкина, Б. Бахмутова, М. Эдокова, Л. Кокышева, Г.И. Чорос-Гуркина.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
2. Алтай табышкактар (Алтайские загадки) / сост., автор перевода, предисл. и коммент. К.Е. Укачина ; науч. ред. С.С. Суразаков. – Горно-Алтайск, 1981. – 175 с.
3. Алтайский РОСПОТРЕБНАДЗОР отчитался о «провальном» Годе экологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bankfax.ru/news/108103/
4. Ачимова А.А. Растения Горного Алтая в обычаях и традициях алтайцев / А.А. Ачимова; ГНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», ЦСБС «Горно-Алт. ботан. сад», ГАГУ. – Барнаул, 2012. – 97 с.
5. Духовная культура Алтая – экология жизни. – Горно-Алтайск: Горно-Алт. респ. тип., 2003. – 144 с.
6. Именные библиотеки как собиратели, хранители и популяризаторы литературного наследия родного края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbra.ru/images/doc/imenn2111.pdf
7. Кабайдан туулган jандарым (Обычаи, рожденные с колыбели): спектакль [Электронный ресурс] / реж.-пост. А. Балина. – Горно-Алтайск, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
8. Лазейки в законодательстве позволяют выкашивать вековой лес в Горном Алтае [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/2357972.html
9. Кандаракова Е.П. Материальная культура алтайцев: пособие для учителей / Е.П. Кандаракова, В.И. Соенов. – Горно-Алтайск: АКИН, 1994. – 32 с.