В 2013 году в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены поправки, хотя и предусматривающие возможность создания производственных советов, но не предоставляющие никаких дополнительных прав ни работникам, ни работодателям. В статье формулируется вывод о недостаточности закрепленных в указанном Кодексе прав, связанных с информированием и учетом мнения представительных органов работников, для обеспечения реальной производственной демократии. Анализируются целесообразность создания системы производственных советов с точки зрения установления оптимального баланса экономических и социальных прав человека, возможность использования положительных черт немецкой модели производственных советов.
Социальные права, экономические права, производственная демократия, производственные советы, трудовое право.
В мае 2013 г. в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми у работодателей появилось право создавать производственный совет, т.е. «совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников». Возникает вопрос: неужели раньше работодателям было запрещено создавать совещательный орган из числа своих работников, чтобы те давали полезные советы своему работодателю, и зачем нужна эта законодательная норма?
Поправки в ТК РФ были внесены во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», прямо упоминающего необходимость внесения изменений в законодательство «в целях расширения участия работников в управлении организациями», хотя никаких новых прав и обязанностей согласно поправкам в ТК РФ не получили ни работники, ни работодатели. Указ Президента РФ, в свою очередь, был принят в рамках выполнения предвыборных обещаний, сформулированных ранее В. В. Путиным в посвященной социальным вопросам статье в газете «Комсомольская правда». Из этой статьи можно понять, о чем, собственно, шла речь изначально. Там прямо упомянута немецкая модель производственных советов, наиболее известная в сравнительном трудовом праве.
Немецкая система производственных советов. Производственные советы (нем. Betriebsräte) считаются стержнем, «становым хребтом», на котором основана вся немецкая система отношений в сфере труда. Немецкий производственный совет - это представительный орган работников, действующий на уровне предприятия и представляющий всех работников данного предприятия. Чтобы избежать конкуренции производственных советов с другим важнейшим представителем работников - профсоюзами, функции и сфера деятельности этих двух представительных органов четко разграничены в законе. Немецкие профсоюзы действуют на уровне крупных отраслевых объединений и ведут централизованные коллективные переговоры, как правило, с объединениями работодателей. Представляют профсоюзы только своих членов, а положения заключаемых отраслевых коллективных соглашений касаются в первую очередь уровня оплаты труда.
Производственные советы создаются только на уровне предприятия, и в их компетенцию входят социальные вопросы, не касающиеся уровня оплаты труда. Они представляют всех работников данного работодателя вне зависимости от членства. Средства, с помощью которых они осуществляют свои функции, принципиально отличаются от тех, которыми пользуются профсоюзы. Если профсоюзы отстаивают интересы своих членов с помощью переговоров, которые в случае недостижения компромисса с объединением работодателей могут привести к забастовке, то деятельность производственных советов носит не антагонистический по отношению к работодателю характер, а строится на модели совместного принятия решений (нем. Mitbestimmung).
1. Addison J. T. The Economics of Codetermination: Lessons from the German Experience. 2009.
2. Addison J. T., Schnabel C., Wagner J. German Works Councils in the Production Process // IZA-Discussion Paper. 2003. No. 812.
3. Dilger A. Works Councils and Personnel Turnover // Discussion Paper. 2004. No. 3.
4. Grund C., Schmitt A. Works Councils, Wages, and Job Satisfaction // IZA-Discussion Paper. 2011. No. 5464.
5. Hauser-Ditz A., Hertwig M., Prie L. Kollektive Interessenregulierung in der “betriebsratsfreien zone”. Typische Formen “Anderer Vertretungsorgane” // Industrielle Beziehungen. 2009. N. 16.
6. Müller S. Betriebsräte und betriebliche Produktivität // Schmollers Jahrbuch. 2011. N. 131.
7. Weiss M. Modernising the German Works Council System: A Recent Amendment // The International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations. Vol. 18. Issue 3. 2002.
8. Workers’ Representation in Central and Eastern Europe: Challenges and opportunities for the Works Councils’ System / R. Blanpain, N. Lyutov (eds.) // Bulletin of Comparative Labour Relations. 2014.
9. Бизюков П. Трудовые протесты в России в 2008—2011 гг. Аналитический отчет. М., 2012.
10. Герасимова Е. С. Нужны ли производственные советы в России // Трудовое право. 2013. № 1.
11. Куренной А. М. Производственная демократия и трудовое право. М., 1989.
12. Лютов Н. Л. Консультации и информирование работников в праве Европейского Союза // Российский юридический журнал. 2009. № 4.
13. Нуртдинова А. Ф. Значение решений Конституционного Суда РФ для совершенствования трудового законодательства // Журнал российского права. 2011. № 10.
14. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февр.