Ялта, Республика Крым, Россия
сотрудник с 01.01.2015 по настоящее время
Ялта, Республика Крым, Россия
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В статье представлены результаты мониторинга состояния инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования Республики Адыгея, Астраханской области, Волгоградской области, Республики Крым и г. Севастополь. Информация собиралась посредством заполнения оценочных карт доступности образовательных организаций высшего образования и анализа официальных сайтов образовательных организаций высшего образования. Особое внимание было уделено анализу требований, выдвигаемых к образовательным организациям высшего образования нормативными правовыми документами в части инклюзивного образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
мониторинг, оценочная карта, инклюзивное образование, доступная среда, студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Исследование проводилось в рамках реализации Приказа Минобрнауки России от 20.10 2017 № 1021 «О создании сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ». В ходе реализации меро-
приятий дорожной карты Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» был проведен мониторинг состояния высшего инклюзивного образования следующих образовательных организаций, с которыми заключены соглашения: ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет»;
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»;
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»;
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»;
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»;
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»;
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»;
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»;
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»;
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».
Основные методы проведения мониторинга:
заполнение оценочных карт доступности образовательных организаций высшего образования;
анализ официальных сайтов образовательных организаций высшего образования.
Результаты, полученные при проведении мониторинга состояния высшего инклюзивного образования, были проанализированы по регионам в соответствии со следующими показателями:
наличие специального структурного подразделения (приказа о назначении ответственного лица), ответственного за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью;
обеспеченность деятельности образовательных организаций по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией и локальными актами;
наличие в штате образовательной организации специалистов, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью;
численность профессорско-преподавательского состава и специалистов образовательной организации, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
наличие безбарьерной среды для студентов разных нозологических групп;
количество студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидностью на текущий год;
наличие волонтерских проектов, направленных на организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Анализ полученных данных на основе вышеуказанных методов и показателей позволяет сделать следующие выводы.
В образовательных организациях высшего образования Республики Адыгея (ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») создано специальное структурное подразделение, ответственное за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью, разработаны и размещены на официальном сайте положения, регламентирующие работу со студентами данной категории, утвержден паспорт доступности зданий.
1. Постановление Правительства РФ от 23.05.2016 № 3467п-Р8 «Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2018 годы».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 06-2412вн «Об утверждении Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № АК-44/05вн «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 № АК-1782/05 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.07.2017 № 715 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур».