НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье сделан краткий обзор некоторых современных тенденций в методике РКИ, которая представлена как интенсивно развивающаяся наука; её приоритеты связаны с русским языком и его ролью в межкультурном пространстве. В современной методике преподавания русского языка как иностранного выявляются проблемы сохранения научной точности как реализации принципа научности в изучении предмета, соблюдения системности как методологического принципа в представлении системы русского языка, поддержания и развития интереса и уважения к русской культуре и русскому языку. В теоретической базе современных исследований учитываются концепции разных подходов: системного, коммуникативного, когнитивного и др. Как значимая тенденция проявляется усиление внимания исследователей к формированию коммуникативной компетенции в совокупности с культурологической компетенцией. Проблемы развития речи (в последних исследованиях больше устной речи) рассматриваются путём междисциплинарных связей, через интеграцию пограничных предметных областей и отраслей знания (философии, культурологии, практической психологии, психолингвистики, социологии). Весьма актуальны проблемы разработки и использования ИКТ, мультимедийных обучающих средств, проблема совершенствованию системы контроля и оценивания достижений иностранных студентов по русскому языку (балльно-рейтинговая система оценивания). Прослеживается глубокий интерес к созданию национально ориентированных методик, подчеркивается важность принципа учёта особенностей родного языка, сопоставления реалий и их языкового отражения в культурах русского и других народов. Отмечается важность обеспечения целостности РКИ как изучаемого предмета (преемственность от подготовительного отделения, от «нуля» через бакалавриат и магистратуру к аспирантуре).

Ключевые слова:
острые проблемы, обновление, совершенствование, тенденции, компетенции, межкультурный диалог, профессиональная направленность, ресурсы науки, коммуникативная компетенция, культурологическая компетенция.
Текст

Методика преподавания русского языка как иностранного в первой четверти XXI в. находится в состоянии утверждения ценностных приоритетов своего предмета.

Список литературы

1. Алферов Ж.И. О прошлом для будущего [Текст] / Ж.И. Алферов // Наш современник. — 2016. — № 4. — С.142–147.

2. История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях [Текст]: учеб. пособие; ред.-сост. А.Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2005. — 176 с.

3. Лекманов О. Текст — сам! [Текст] / О. Лекманов // Знамя. — 2005. — № 1. — С. 190.

4. Московкин Л.В. История методики обучения русскому языку как иностранному [Текст] / Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. — М.: Русский язык; Курсы, 2013. — 400 с.

5. Мотина Е.И. Избранные труды [Текст] / Е.И. Мотина. — М.: Изд-во РУДН, 2005. — 340 с.

6. Никитенко З.Н. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного [Текст] / З.Н. Никитенко, В.Д. Янченко, Е.А. Никитенко, А.Д. Дейкина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2017. — № 2. — С. 7–18.

7. Пассов Е.И. Русское слово в методике как путь в Мир русского Слова или Есть ли у методики будущее? [Текст] / Е.И. Пассов. — СПб.: МИРС, 2008. — 60 с.

8. Щукин А.Н. Основы учебниковедения в преподавании русского языка как иностранного [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Щукин. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2016.

9. Щукин А.Н. Учебниковедение в системе подготовки студентов-филологов, будущих преподавателей РКИ [Текст] / А.Н. Щукин // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. — М., 2017. — С. 92–98.

Войти или Создать
* Забыли пароль?