Смоленск, Смоленская область, Россия
Смоленск, Смоленская область, Россия
В статье рассматриваются различные аспекты личности и деятельности учителя как ролевой модели для школьника. Этап оптации характеризуется как период формирования профессиональных интересов и намерений, на которые существенное влияние может оказать педагог при условии, что он будет являться образцом для подражания. В этом случае он способен оказывать влияние на профессиональное самоопределение школьника через личный пример, механизмы подражания. В основе ролевой модели учителя как профессионала лежат гуманистические ценности, что позволяет ему служить образцом для подражания не только в узкопрофессиональном, но и в широком смысле. Исследователями выделены базовые личностные характеристики педагога, выступающие ролевой моделью, – честность, доверие, справедливость, уважение и ответственность.
профессиональное самоопределение, ролевая модель, учитель, личностные качества, школьники.
Профессиональное самоопределение наряду с личностным рассматривается как ключевое новообразование ранней юности. Исследователи профессионального самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.) как составной и неотъемлемой части целостного жизненного самоопределения, одной из важнейших потребностей человека, проходящей через весь его жизненный путь определяют период обучения в школе как его начальный этап – стадию оптации [3]. На нем происходит формирование профессиональных интересов и намерений, и уже, как правило, к 14 годам у молодых людей сформированы знания о мире профессий, есть представления о будущей желаемой профессии [1]. Данные характеристики влияют на учебную мотивацию, преобразуя ведущую деятельность в учебно-профессиональную. Во многих образовательных организациях нашей страны отсутствует планомерная и систематически организованная работа по профессиональной ориентации, поэтому информацию о мире профессий школьник вынужден черпать из окружающей его среды и средств массовой информации.
Учитывая тот факт, что молодые люди в этот период много узнают о правилах поведения, отношениях в обществе, прежде всего наблюдая за другими, вероятно, что они больше всего перенимают от тех, с кем проводят значительное количество времени, то есть, от родителей и учителей. Для многих учеников отсутствует значимая в профессиональном плане позитивная модель для подражания за пределами школы. Поэтому, учителя могут играть особенно важную роль не только как модели в образовательном контексте, но и в процессе профессионального самоопределения школьников.
На начальном этапе профессионального самоопределения в сознании школьника преобладает эмоциональное запечатление профессиональной деятельности, он зачастую воспринимает профессию персонифицированно через конкретных ее исполнителей. В этом случае личностные характеристики профессионала и даже его внешние особенности интегрируются в целостный образ неотделимый от профессиональных характеристик: знаний и умений, способностей и опыта. Факторами, влияющими на профессиональные предпочтения, являются мнения и примеры родителей и знакомых взрослых. В данном контексте профессия учителя занимает особое место в системе знаний школьников о мире профессии. Зачастую именно педагог формирует у детей представления о социальных нормах и нравственном поведении. Это обусловлено, во-первых, тем, что в определенный период жизни учителя проводят значительное количество времени вместе с ребенком, иногда не уступая в этом параметре родителям. Во-вторых, учитель обладает значительной санкционированной властью над учеником, определяя содержание его учебной деятельности, руководя учебными действиями, осуществляя их контроль и оценку.
Школьники, включенные в образовательный процесс, годами «познают» учительскую профессию: имеют ясное понимание о предмете, приемах и результатах труда. При этом представления о смысле педагогической деятельности также неразрывно связаны с личностными особенностями педагогов, их стилевыми характеристиками. Таким образом, учителя можно рассматривать как ролевую модель, формирующую у школьника профессиональные предпочтения для последующего выбора педагогической профессии.
Исследователи определяют ролевое моделирование как процесс, в котором учителя не только демонстрируют ключевые профессиональные компетенции (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя), но и выступают как образцы для подражания, проявляя положительные профессиональные и личностные особенности. Быть образцом для подражания – важная составляющая педагогической деятельности. Образец является механизмом, помогающим учащимся в развитии профессиональной направленности посредством наблюдения за своими педагогами: особенностями их поведения, способами взаимодействия с другими учениками, коллегами и родителями.
Проведенные нами ранее исследования профессиональных свойств студентов педагогических специальностей подтверждают, что на мотивацию выбора профессии зачастую большое влияние оказывали школьные учителя, выступавшие как ролевые модели [2; 4]. Ролевая модель может пониматься в разных контекстах, но чаще всего рассматривается в терминах «наставник» и «идеал». Важно подчеркнуть, что сфера функционирования образца для подражания зачастую ограничена определенным сегментом жизнедеятельности модели поведения, наблюдаемым окружающими. В этой связи влияние педагога как образца для подражания может распространяться только на тех учащихся, кто стремится связать свою жизнь с педагогической профессией, и касаться наблюдаемых аспектов профессиональной деятельности конкретных педагогов.
В широко известной гипотезе Р. Мертона (Merton) [6] предполагается, что те, кто ориентируются на конкретную ролевую модель, могут выбирать только такие особенности личности и поведения образца, которым они стремятся подражать безотносительно других сторон его жизни. Ролевая модель, выбранная как образец профессионала, не может выступать отрицательным примером. То есть, по отношению к педагогу, который не нравится учащемуся какими-либо сторонами своей личности или поведения, механизмы подражания не работают. Только учитель с высокой оценкой его личности и профессиональной деятельности сможет стать профессиональной ролевой моделью. Допускается возможность подражания отдельным положительным чертам образца для подражания при игнорировании отрицательных характеристик, но только в том случае, если «подражатель» обладает развитой рефлексией и способен осознанно дифференцировать личностные особенности ролевой модели. Как правило, это не применимо к системе отношений «педагог – школьник», включая старшеклассников, поскольку у них преобладает целостное восприятие педагога, интегрирующее личностные и профессиональные характеристики. Наиболее эффективной ролевой моделью является все же личность, рефератная для «подражателя» во всех аспектах. Именно по отношению к такой модели срабатывают механизмы внутренних моральных санкций и самоконтроля в случае, если поведение «подражателя» не соответствует правилам и способам действий ролевой модели. В этом случае педагог всегда должен помнить о том, что школьник может подражать даже тем сторонам его поведения, которые педагог не считает «образцовыми».
Развитие личностной идентичности школьника происходит через оценку его значимыми другими, среди которых значимое место занимают родители и учителя. Желание заслужить признание и одобрение референтных взрослых способствует копированию их поведения, под которым подразумевается не только подражание внешним сторонам деятельности, но и формирование соответствующих принципов и целей. То есть, педагог, являясь ролевой моделью, фактически структурирует среду психологического развития учащегося.
Наши исследования показали, что в основе ролевой модели учителя как профессионала лежат гуманистические ценности: личностная целостность, моральный авторитет, уважение. Поэтому она, наряду с моделью родителей, может служить образцом для подражания не только в узкопрофессиональном, но и в самом широком смысле.
В данном случае образец выходит за рамки конкретной роли, интегрируя лучшие личностные и профессиональные характеристики формальных и неформальных компонентов, приближаясь к нравственному идеалу человека. Рассмотрение родителей как образцов для подражания означает не воспроизводство их отдельных действий и копирование поведения. Ориентация на родителей как ролевую модель предполагает усвоение, в первую очередь, их принципов и ценностей, отношений к различным сторонам жизни, которые выражаются в соответствующих поступках и привычках. То же самое касается и учителя: никакая стандартизация учебных материалов или планов уроков не может нивелировать его личных качеств, которые он проявляет в своей профессиональной деятельности. Учитель служит образцом для своих учеников, оказывая тонкое, но важное влияние на их восприятие и ценности. В профессиональном выборе ученики часто ориентируются на конкретного «любимого учителя», как ролевую модель и идеал, с которым можно сравнить свои особенности и принимать как образец для подражания в профессиональном и личностном смысле.
В этой связи, наиболее часто исследователями (T. Ликона (Lickona) [7], А. Лампкин (Lumpkin) [8], М. Луненберг (Lunenberg) и др. [9]) выделяются следующие характеристики учителя, как ролевой модели: честность, доверие, справедливость, уважение и ответственность. При этом учитель должен быть последовательным, демонстрируя приверженность собственным идеалам и ценностям не только на словах, но и в своей деятельности.
Честность педагога должна проявляться во всех без исключения сферах деятельности: от исполнения законов всех уровней и школьного устава до оценки знаний учащихся в соответствии со стандартами. Она предполагает выполнение обещаний, следование принципу конфиденциальности, исключает любую ложь при выполнении профессиональных обязанностей. По отношению к обучающимся учитель должен пресекать случаи обмана, приводить примеры порядочных и честных поступков в схожих ситуациях. Учитель может объяснить, что честность означает признание своих проступков, не использование чужих материалов при написании проверочных работ, но также это и следование своему плану в реализации цели. Как образец для подражания учитель должен быть последователен при соблюдении взятых на себя моральных обязательств в любых ситуациях. Честность, по нашему мнению, служит предпосылкой для формирования остальных качеств.
Доверие строится на взаимном выполнении обещаний и обязательств, развивая веру в других людей. Взаимное доверие учащихся и педагога – это основа учебного процесса. Когда учитель последователен в своих требованиях, справедлив в оценках, понимает индивидуальные особенности учащихся, на место тревоги и скованности приходит открытость и уверенность. Ученики воспринимают свои ошибки не как страх неудачи, а как возможность достижения. Развитие доверия предполагает дополнительную поддержку со стороны учителя при затруднениях и поощрение при успехах. Со стороны учеников доверие формируется, когда они понимают, что от них ждут, и в случае их стараний и результатов получают обещанное вознаграждение. Уверенность в поддержке учителя помогает преодолевать трудности и переживать неудачи, при этом ученики не боятся, что педагог нарушит конфиденциальность личного обращения.
Справедливость тесно связана с доверием, поскольку ученики понимают, предвзято ли относится к ним учитель, или его мнение обосновано. Справедливость предполагает создание равных условий для усвоения нового материала и прохождения любых форм контроля. При этом школьники должны понимать, каким образом учитель учитывает их индивидуальные особенности и способности при оценивании. Со своей стороны учитель также должен стимулировать проявление справедливости в отношениях между учащимися, формируя у них взаимоуважение, сдержанность, самообладание и ответственность. Справедливый учитель верит в способности каждого ученика и поощряет его учебные успехи, при этом в соблюдении общих правил поведения не делает различий между учащимися.
Уважение учителя по отношению к классу и ученикам независимо от этнической принадлежности, пола, социально-экономического статуса или отдельных особенностей, лежит в основе формирования почтительного чувства принадлежности к своему коллективу, школе, общности. Учитель должен понимать уникальность каждого ученика, быть чувствителен к его состоянию, воспринимать его как личность независимо от способностей и уровня успеваемости, собственных симпатий и антипатий. Такое отношение формирует не только ответное отношение школьников, но и развивает в любом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах.
Ответственность педагога проявляется в выполнении своих профессиональных обязанностей: создании благоприятной рабочей атмосферы на занятиях, всестороннем развитии учащихся, формировании знаний и умений по преподаваемому предмету. Ответственный учитель всегда готов к уроку, умеет легко установить конструктивную обратную связь с учащимися. Кроме того, ответственный педагог готов демонстрировать на собственном примере самодисциплину, приверженность к здоровому образу жизни, для того чтобы учащиеся в дальнейшем могли применять данные образцы поведения в разных сферах жизни, демонстрируя тем самым собственную ответственность. Задача педагога научить школьника брать на себя ответственность за собственный неправильный выбор, стимулируя его к более продуманному и конструктивному решению в следующий раз.
Таким образом, посредством содержания своего предмета и личностного примера, учитель имеет возможность влиять не только на формирование ценностей учеников, но и развивать у них профессиональные предпочтения, соответствующие личностным особенностям и склонностям. Это влияние имеет решающее значение на этапе личностного и профессионального самоопределения.
Профессиональный выбор, основанный на примере представителей профессии, – достойных образцов для подражания – опирается на развитые представления о предмете и содержании профессии, возможностях развития и достижения [10]. Своей деятельностью педагоги показывают примеры решения профессиональных задач, преодоления трудностей, способы принятия решений. Исследования показывают наличие положительной связи между влиянием ролевой модели и различными параметрами профессионального обучения: осознанный выбор профессии, высокая учебно-профессиональная мотивация, рациональное планирование профессионального роста [5].
К сожалению, на сегодняшний день в нашем обществе педагог как традиционная ролевая модель теряет свою популярность вследствие невысокого экономического и социального статуса профессии. Положение педагогической профессии в условиях рыночной экономики заметно снижает не только престиж труда, но и авторитет личности учителя, а значит, приводит к снижению его социального влияния.
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов. / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
2. Кремень С.А. Диагностическое изучение индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения будущего учителя [Текст]: дис. … канд. педаг. наук: 13.00.01 / С.А. Кремень. – Смоленск, 2000. – 190 с.
3. Кремень С.А. Этап выбора профессии в структуре профессионального самоопределения учителя [Текст] / С.А. Кремень // Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях: Международная научно-практической конференция аспирантов. – Смоленск: СГПУ, 2001. – С. 175–179.
4. Кремень Ф.М. Динамика системообразующих свойств профессиональной ментальности педагога [Текст]: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ф.М. Кремень. - Смоленск, 2002. – 190 с.
5. Hackett. G., Esposito. D., O'Halloran. M. S., The relationship of role model influences to the career salience and educational career plans of college women,' Journal of Vocational Behavior. 1989. No 35(2). pp. 164-180.
6. Merton R K. Social theory and social structure (enlarged edition). New York: Free Press, 1968. 702 p.
7. Lickona T. Educating for character: How our schools can teach respect and responsibility. New York: Bantam. 1991. 496 p.
8. Lumpkin A. Teachers as Role Models Teaching Character and Moral Virtues // JOPERD. 2008. Vol. 79. No 2. pp. 45-49
9. Lunenberg M., Korthagen F., Swennen A. The teacher educator as a role model / / Teaching and Teacher Education., 2007. No 23. pp.586–601
10. Pleiss M.K., Feldhusen J.F. Mentors, role models, and heroes in the lives of gifted children // Educational Psychologist. 1995. No 30(3). pp. 159-169.