ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается уникальный педагогический опыт московской школы № 656 им. А.С. Макаренко. Опыт школы показал, что над сформированными Макаренко законами, закономерностями и принципами воспитания не властно время, что мысль о том, что только содержание и методика учебного предмета заключают в себе воспитательную силу, устарел, так как воспитательная область должна пронизывать всю педагогическую систему образовательного учреждения.

Ключевые слова:
современное детство, целостная система воспитания, общечеловеческие ценности, законы, закономерности, принципы и правила воспитания личности.
Текст

Педагогическая система А.С. Макаренко включает многие принципиальные проблемы воспитания (цели, принципы, методы, индивидуальный подход к учащимся, становление ученического актива и другие), но центром его педагогической концепции является коллектив.

            В течение 25 лет в нашей школе происходит осмысление творческих идей А.С. Макаренко, как в теоретическом, так и в практическом плане (его взглядов, подходов, сформированных им законов, закономерностей и принципов воспитания), над которыми не властно время, т.к. постулат, что только содержание и методика учебного предмета заключают в себе воспитательную силу, устарел. А.С. Макаренко с этим был не согласен. Он утверждал, что воспитательная область, то есть область чистого воспитания, есть отдельная область, отличная от содержания и методики преподавания.

            Мы, как и А.С. Макаренко, не допускаем подмены воспитания чисто познавательными функциями. Конечно, история, литература и математика воспитывают. Но, как и Коменский Песталоцци, Ушинский, Дьюи, Гербарт, Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги,  Антон Семенович  школы без целенаправленной воспитательной деятельности себе не представлял. Все великие педагоги прошлого считали, что такие моральные качества, как доброта, ответственность, способность сотрудничать с другими, социальная активность и т.п. нельзя воспитать в ребенке лишь путем сообщения знаний о них. Здесь требуется социальный комплекс совместных действий педагогов и школьников, которые мы попытаемся сегодня представить.

            Антон Семенович считал, что ребенок – существо целостное и воздействовать на него надо целостно. Макаренко выступал за целостную систему воспитания, а не за фетишизацию отдельных приемов, средств и методов. Следуя его заветам и заветам ученых педагогов многих стран мира, мы опираемся в воспитывающей деятельности не на потребности нынешней рыночной системы, не на сиюминутные ситуации в стране, а на общечеловеческие ценности, не отрываясь все же от реальной современной жизни.

            Сегодня, на наш взгляд, должна произойти переоценка ценностей в нашем общественном мнении. И, как никогда ранее, в нашей стране актуальны идеи и наработки великого ученого-педагога Макаренко не только для школ и интернатов, но и для тех учреждений, которые занимаются беспризорными детьми.

            Модель детского коллектива в классе, в школе включает в себя такие основные элементы, как самоуправление, писанные и неписанные нормы жизни, дисциплину, тон и стиль жизни.

            Основным элементом воспитывающей системы нашей школы, ее целью и результатом является целостная личность ребенка, что четко прослеживается в нашей «Программе воспитывающей деятельности», итогом которой стала модель выпускника школы имени А.С. Макаренко.

            Чтобы всему коллективу и каждому отдельному педагогу ясно представлялись идеи, фон и содержание  воспитывающей деятельности, ежегодно 3 дня в августе (в течение многих лет) у нас проходит «Семинар года».

            На семинаре классные руководители, учителя, администрация на «свежую голову» обсуждают, чего достигли в прошлом учебном году, какие формы работы утвердились, а какие нет и почему, т.е. педагоги ведут разговор об эффективности проделанной работы. На «Семинаре года» по решению задач на новый учебный год вырабатывается единое мнение педагогического коллектива, закладываются основы плана работы классных руководителей и школы. Такая форма работы дает возможность педагогическому коллективу в свободное от учебной нагрузки время сосредоточиться на неотложных вопросах воспитания на предстоящий год и выработать единство взглядов в воспитании учащихся.

            Цели воспитания, по А.С. Макаренко, – это не пышнословные мероприятия, а формирование качеств личности. Педагог утверждал, что «воспитать настоящий характер, значит воспитать человеческое чувство». В наше время это архитрудная задача, так как средства массовой информации не несут ответственности за то, что они вкладывают в сердца и головы молодежи. Носители этой информации впадают в крайности в превознесении постулатов американского индивидуализма и демократии по-американски. На наш взгляд, нет нужды нашему отечеству копировать чуждый нам путь.

            Для А.С. Макаренко целями общечеловеческого значения являются коллективизм, общинность (русский уклад жизни), соборность (всем миром), честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине.

            Главная цель воспитания, по А.С. Макаренко, – образованный и культурный человек с «человеческим лицом», т.е. набором человеческих качеств личности. Чтобы выработать такое лицо у детей, дважды в год, осенью и весной, у нас в школе проводятся классные часы «Расскажи мне обо мне». Такая форма формирования общественного мнения детского коллектива о своих одноклассниках является чрезвычайно эффективным, реальным фактором воспитания.            Вышеперечисленные общечеловеческие ценности выступают здесь как идеал, к которому надо стремиться каждому культурному, образованному человеку. Эта форма является не только декларирующим мероприятием, здесь первичный коллектив выступает «инструментом» воспитания. Хорошо организованная, до мелочей продуманная школьная жизнедеятельность детей является мощнейшим воспитывающим фактором, в котором каждый элемент является целенаправленным средством.

            Коллектив – это живой социальный организм, созданный для реализации не одной, а многих социальных целей. В школе его первичным коллективом (ячейкой) является класс.          Но, чтобы создать сильный, влиятельный ученический коллектив, утверждал А.С. Макаренко, необходимо иметь Конституцию детского учреждения. Детская конституция – это ряд «твердо установленных положений», которые обязательны исключительно для всех воспитанников и воспитателей. Эти правила и нормы определяют весь распорядок жизни коллектива.            В нашей школе это:

  • внутренний трудовой распорядок школьников;
  • кодекс учащегося;
  • программа «Кем быть, каким быть»;
  • законы содружеств;
  • заповеди членов педагогического коллектива и т.д.

Перечисленные выше документы защищают личность, ее достоинство и определяют жизнь всего общешкольного коллектива. Они помогают избежать хаоса и безответственности учащихся (иначе образовательный процесс стал бы невозможным). Все это способствует и воспитанию дисциплины. А.С. Макаренко рассматривал дисциплину как признак организованного общества. Школа без дисциплины – это школа США, где на урок может прийти накаченный алкоголем или наркотиками (да еще и вооруженный) ученик.

            Целесообразность дисциплины, как важного звена жизни школы, А.С. Макаренко связывал с понятием свободы, которая невозможна в условиях анархии и вседозволенности. Тогда свобода одних предполагает несвободу других, более честных, скромных, слабых. «Дисциплина в коллективе – это полная защищенность для каждой отдельной личности».

            Большое внимание мы уделяем разновозрастным связям. Психологи утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим – образец для подражания. Организация шефства старших над младшими не нова, но предана забвению. Шефство учащихся 3-2-1 ступени, т.е. содружество, служит для накопления и передачи опыта, приучает к уважению и авторитету старших, способствует преемственности поколений.

            В нашей концепции создаются содружества с разницей в возрасте 3-4 года в 3-ей, 2-ой и 1-ой степенях (1класс – 5 класс – 10 класс). В связке работают три  классных руководителя и дети. Старшие и младшие благодаря этому находятся в постоянном и дружеском и деловом общении. Кстати, эта работа полезна и потому, что в современных однодетных семьях дети остро ощущают дефицит общения.

            Слабым звеном в работе нашей школы является то, что мы так и не смогли организовать работу содружеств в зоне проживания учащихся, хотя опыт такой работы был до перестроечного времени.

            Вся система воспитания в нашей школе ориентирована на создание завтрашней радости, на бодрый, деловой мажорный стиль ученического коллектива.

            В нашей воспитательной концепции речь идет и о праве школьников на всех уровнях (класс, кружок, секция, школа) решать вопросы своей жизни самостоятельно и избирать собственные органы самоуправления. Высшим органом самоуправления в демократическом смысле является общее собрание школьного коллектива, избранным органом которого является совет старшеклассников. Если отменить самоуправление, наступит диктатура педагогов.           Чтобы первичный коллектив не замыкался в своих рамках, а имел связь с общешкольным, 2 раза в год проходит  «Пресс–конференция» в первичных коллективах по параллелям.          Взаимоотношения в первичных ученических коллективах являются в нашей концепции одним из основных объектов воспитательной работы. Нами разработана методика проведения таких пресс-конференций.

            Многие годы нашей повседневной заботой было создание единого коллектива учителей и учащихся. В этом плане все шло то с большим, то с меньшим успехом. Но мы добились того, что в школе стало не два коллектива (детский и педагогический), а единый школьный коллектив. По этому поводу А.С. Макаренко учил: «Невозможно правильное воспитание без могучего, уважающего свое достоинство коллектива». Такой коллектив создавался у нас многие годы в разновозрастных творческих коллективных делах, когда педагоги и учащиеся выступают партнерами. Опыт доказывает, что в совместных делах успешно формируется тот микроклимат, который А.С. Макаренко называл духом школы.

            Культивация традиций, пути и формы передачи из поколения в поколение раскрываются в работе школьного музея «Истории школы». Не случайно еще Луначарский говорил: «Чтобы воспитать гражданина страны, надо воспитать гражданина школы». И здесь мы следуем идеям Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой». Но для того, чтобы традиция не умерла, ее нужно постоянно наполнять новым содержанием, создавать условия для работы коллектива в творческом режиме, – а это в первую очередь задача директора школы, т.к. он главный учитель и воспитатель единого коллектива.

            Мы бережно относимся к совету А.С. Макаренко о том, что «каждая школа должна иметь свое лицо и гордиться этим лицом».   Мы прекрасно понимаем: все, что заложено у нас в концепции, сегодня рассказать невозможно. Это: и коллективно творческие дела, проходящие и в первичных коллективах и в содружествах «Учитель – ученик», и личные комплексные планы учащихся, и экраны успеваемости класса, и бюллетени «Голос семьи», и поручительство чести, и наряд на работу на педагогическом доверии учителей (без учителей), и программа «Каким быть?», «Кем быть?» и мн. др.

            Мы также прекрасно понимаем, что все учение А.С. Макаренко объять невозможно и рассказали только о том небольшом вкладе, который мы стараемся внести в дело воспитания в новых исторических условиях, руководствуясь собственным пониманием идей А.С. Макаренко и современными обстоятельствами жизни нашего общества.

            Не забыли мы в своей концепции и клубную досуговую работу, целью которой является выявление и развитие способностей воспитанников. У нас работают танцевальная, хоровая студия, фольклорный ансамбль, клуб самодеятельной песни, спортивные секции и мн. мн. др. Работа клубов связана с разновозрастным составом учащихся, самоуправлением, с мажорным тоном, с ориентацией на завтрашнюю радость.

            Хотелось бы, чтобы власть имущие поняли, что в школе сегодня решается будущее страны, от учителя зависит:

  • будет ли сохранено чувство достоинства русского человека;
  • будет ли сохранен великий и могучий русский язык;
  • будет ли сохранена великая русская культура.

Мы стараемся решать эти проблемы своими силами.

Многое утеряно, но хочется верить великому Киплингу, что если хоть что-то не утрачено, значит, ничто не утрачено.

 

Войти или Создать
* Забыли пароль?