ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются теоретические аспекты развития предпосылок грамотности у дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Как адекватный путь реализации данных требований предлагается инновационная технология Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника».

Ключевые слова:
образовательный стандарт, предпосылки грамотности, предупреждение побуквенного чтения, мультипликация, парциальная программа «Весёлый день дошкольника».
Текст

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»

Грамотность – общекультурный навык, заключающийся в умении читать и писать. Существует ряд подходов к обучению грамоте, которые различаются в зависимости от понимания авторами механизма чтения: глобальное чтение, аналитико-синтетическая деятельность, чтение по складам, скорочтение. Наиболее разработанные технологии обучения чтению дошкольников – система Марии Монтессори, методика Л.Е. Журовой на принципах Д.Б. Эльконина, технология Н. А. Зайцева, система Е.Е. Шулешко.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2013] не ставит задачи обучения дошкольников грамоте. Речь идет о предпосылках грамотности – о формировании звуковой аналитико-синтетической активности. О воспитании интереса к письменной речи, к чтению. Это не случайно.

В стране много авторов, предлагающих свои советы, как учить дошкольников грамоте. Дошколят учат читать в кружках, группах при школах, студиях в условиях учебной деятельности. Проводятся уроки-занятия. Закрепляется материал, отрабатывается техника чтения. А потом ребенок приходит в школу, и с ним начинают «отрабатывать» то же самое содержание. Всех учат, как не читающих. В результате ребенок, овладев техникой чтения, не становится читателем: ему неинтересно. Неприятен сам процесс обучения вообще, не только чтению.

Психологи (Е.Е. Кравцова [1996], В.Т. Кудрявцев [2005], Е.О. Смирнова [2012; 2013] и др.) бьют тревогу: не доигравшие в дошкольном возрасте дети становятся плохими учениками. У них не развито воображение, снижен эмоциональный фон, отсутствуют радостные эмоции. В школе они сталкиваются с проблемой: как наладить общение с одноклассниками, отношения с взрослыми. Всему этому надо было научиться в дошкольном возрасте в игровой деятельности. Не состоялось. Из самых добрых побуждений – приобщить дошкольника к чтению – взрослые часто наносят существенный урон психическому и личностному развитию ребенка.

Предпосылки грамотности формируются в процессе всей речевой работы [Арушанова, Коренблит, Рычагова 2015; Коренблит, Арушанова, Рычагова 2015]. В парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») [Коренблит 2015 а] имеется также пособие, специально предназначенное для развития предпосылок грамотности, «По азбучной тропе». Пособие не ставит задачи раньше времени научить дошкольника читать. Цель другая: научить детей слышать слово, наслаждаться его звучанием, слышать в слове отдельные звуки (это очень важно, чтобы почувствовать связь звука и обозначающей его буквы). Заинтересовать ребенка письменными знаками (буквами), чтением. Ощутить в играх с карточками, на которых напечатаны слова, легкость чтения, приятное чувство удовлетворения от самого процесса общения с книгой (это так называемые игры в читающего человека.) Желание научиться читать.

Идея пособия заключается в том, чтобы ввести дошкольника в мир письменной речи в контексте общего речевого развития на основе интересной эмоционально окрашенной не учебной деятельности. С этой целью ознакомление с буквами дано в сюжете путешествия по стране АЗБУКА персонажей дружной семьи «ВеДеДо», включает рассматривание смешных картинок об их приключениях, непринужденное общение на эти темы и восприятие песенок о буквах. Дети действуют под музыку, порою подпевают, порою отдыхают под звуки песни, рассуждают на материале стихов.

Практика использования стихотворных текстов при ознакомлении с алфавитом не нова, но песенок на этом материале в таком объеме и системе пока не было. Это, несомненно, новая (инновационная) идея [Коренблит 2015 б.]. Песенки с текстами о буквах – эмоциональны, жизнерадостны и даже веселы. Все это вовлекает в процесс освоения букв правое (художественное) полушарие мозга, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Технология задействует механизмы непроизвольной памяти, правополушарной стратегии, эмоционального интеллекта.

Пособие содержит совет взрослым: не пытайтесь «ставить технику чтения», проверять «эффективность» работы. Научив ребенка неправильному побуквенному чтению, Вы можете закрыть ему доступ к книге на всю жизнь. Ребенок, не преодолевший эту «технику», навсегда отвращается от чтения, поскольку не в состоянии слить в единое слово названия букв, понять смысл читаемого. Ваша эффективность – это Ваша совместная с ребенком радость общения, сопровождаемая песнями и стихами. Это багаж общей культуры, не очень ясных знаний и представлений (Н.Н. Поддьяков [1997]), личностных качеств (самостоятельность, любознательность, эмоциональность, творчество), которые могут «измерить» только очень квалифицированные психологи, но которые может заметить любой любящий родитель, педагог. И Вы обязательно заметите.

УМК «По азбучной тропе» содержит иллюстрации к песням и примерные сценарии общения с детьми по этим картинкам и в разнообразных видах деятельности (играх, художественном творчестве, конструировании и т.п.). В сценарии включены речевые игры, проблемные вопросы, задания для развития связной речи. В процессе работы с пособием можно строить речевые игры на основе современной техники. Например, отыскивать в Интернете картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданная буква.

Интерес к чтению, буквам дети старшего дошкольного возраста проявляют вне всякого обучения. Исследования (Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова [1981], Н.В. Дурова [2002], Н.С. Варенцова [2010; Обучение 1998] и др.) показывают, что старшие дошкольники готовы осваивать чтение и письмо, но в специфических для них формах. Естественный для современных детей интерес полезно поддерживать в разнообразных играх и занятиях с развивающими дидактическими материалами. Знакомство с буквами, с алфавитом – один из этапов овладения дошкольником письменной речью. Прежде чем знакомить с буквами, необходимо ввести ребенка в мир звучащей речи, научить его вслушиваться в слова, различать и сравнивать отдельные звуки, чувствовать разницу между гласными и согласными звуками, согласными глухими и звонкими, твердыми и мягкими. Познакомить со словами предложение, слово, звук.

Парциальная программа «ВеДеДо» имеет ряд УМК, специально направленных на развитие звуковой аналитико-синтетической деятельности: «Игры со звучащим словом» и «Забавные истории». Через своеобразное сгущение определенных звуков в тексте стихов детей подводят к звуковому анализу слова, учат слышать заданный звук в разных позициях: в начале, середине, конце слова. Вовлекают в игры со словами, звуками, рифмами, смыслами, о которых писал К.И. Чуковский [1990].

Классик психологии Л.С. Выготский еще в начале ХХ в. призывал к обучению дошкольников письменной речи в естественном процессе игры ребенка. «Письмо надо не навязать, а вырастить». Идя путем игры, ребенок приходит к письму как к естественному моменту в своем собственном развитии, а не как к внешней выучке. А для этого нужно, чтобы буква так же стала элементом детской жизни, как таковым является, например, речь. «Так же, как дети сами собой научаются говорить, так они и должны сами научиться читать и писать. Естественный способ обучения чтению и письму состоит в надлежащем воздействии на окружающую ребенка обстановку. Чтение и письмо должны стать нужными ему в его игре» [Выготский 1935: 93–94].

В предлагаемых пособиях авторы показывают, как организовать непринужденную деятельность ребенка и взрослого, подгрупп детей с наглядными материалами и песнями так, чтобы пробудить их интерес к печатному слову, естественную для детей поисковую деятельность в сфере языка и речи, элементарное осознание языковой действительности. В процессе такой деятельности происходит социальное, эстетическое, речевое и умственное развитие дошкольников, обогащение этого развития (амплификация – А.В. Запорожец [2013]), его индивидуализация. И именно эта цель является приоритетной. Знакомство с буквами служит средством обогащения звуковой аналитико-синтетической деятельности, средством развития элементарного осознания языковой действительности как основы лингвистического развития в старшем дошкольном возрасте (Ф.А. Сохин [2002], О.С. Ушакова [2001]).

Существенное значение для формирования осознания языковой действительности имеют так называемые игры в читающего человека. Они возникают стихийно, когда дети берут в руки книжку и, делая вид, что читают, пересказывают ее содержание. Например, ребенок «укладывает спать» куклу и читает (пересказывает) сказку. Дошкольники затевают игры в детский сад (школу), берут на себя роль воспитателя (учителя) и начинают учить кукол читать. Дети просят прочитать вывески магазинов, учреждений, которые встречаются в обыденной жизни. Просят подписать их рисунки, поделки, имитируют процесс письма, чиркая карандашом по листу бумаги (как будто пишут письмо, сочиняют заметку в газету, создают книжки-малышки.) В такой форме проявляется интерес детей к письменной речи, к чтению.

Для поддержания детского интереса к чтению организуются игры детей с карточками, на которых напечатаны слова (эти карточки печатают на принтере, кегль 14 – 16.) Взрослый ставит карточку со словом и читает его, ведя рукой под словом слева направо. Затем спрашивает, кто хотел бы прочитать это слово? Все хотят. Дети «читают» (как будто читают) слово индивидуально и хором, вслед за взрослым.  Возникает иллюзия, что они делают это самостоятельно. Укрепляется интерес к чтению, формируются предпосылки чтения: слежение глазами за рукой слева направо, выделение зрительно отдельных слов, их протяженности, представление о словесном составе предложения (следуют одно за другим), о слитности чтения (не по слогам, «целым словом»). Дети отыскивают в словах знакомые буквы, и после этого слово обязательно надо повторно прочитать слитно, «целым словом».

Играя со взрослым, дети напечатанными словами по-разному манипулируют: придумывают со словами предложения, тексты (игра «Живые слова» [Белякова 1975], «Придумай предложение», «Продолжи предложение», «Сочиним потешку» [Придумай 1996]); распутывают путаницы (составляют смешные предложения и преобразуют их в правдоподобные [Максаков, Тумакова 1983]). Либо приносят карточки с напечатанными словами взрослому и просят его прочитать написанное, отгадать загаданное слово. «Хохотальные» путаницы – это своеобразные языковые игры, развивающие языковое чутье, произвольность словоупотребления, чувство юмора, что также немаловажно [Стрельцова 1992].

Очень нравится детям игра «Угадай-ка». Отбирают карточки со знакомыми словами, обозначающими предметы. Загадывают предмет. Чтобы его отгадать, надо задавать вопросы. Это растение? Это животное? У него есть перья? И т.п. На основе этой игры дети придумывают свои варианты, в которых оперируют карточками с напечатанными словами.

Возникают дискуссии: кто может выложить длинное предложение, кто может выложить смешное предложение и т.п. Дети взаимодействуют: сначала один ребенок составляет предложение, а другой читает. Затем меняются позициями.

В отведенное для самостоятельных игр время дети объединяются друг с другом по желанию, симпатии, по своим интересам. В таких устойчивых объединениях, которые существуют довольно длительное время, возникают новые варианты знакомых игр.

По инициативе детей часто возникают игры: «выложи предложение», «прочитай мое предложение», что свидетельствует о явно выраженном интересе к печатному слову. Он проявляется также в самостоятельном написании слов (названия птиц) и чтении (названия животных).

Знакомство с буквами является одним из этапов общего речевого развития. На начальных этапах, в младшем дошкольном возрасте, проводятся игры и игровые упражнения со звучащим словом, в процессе которых у детей развивается речевой слух, фонематическое восприятие, умение слышать и правильно произносить звуки родного языка. В возрасте 5 – 6 лет вводятся игры с карточками, на которых напечатаны слова. Дети в разнообразных коммуникативных ситуациях как будто читают слова. Отыскивают предметы, которые обозначаются тем или иным словом. Составляют со словами предложения, сочиняют потешки. Лишь в старшем дошкольном возрасте происходит знакомство с буквами. Но задача научить читать не ставится. Дети как бы погружаются в мир письменных знаков и находят удовольствие в манипулировании ими. Читает взрослый, а дети играют в читающего человека, подражая ему.

Для самодеятельных игр и самостоятельной деятельности отводится определенное время (не попутно в режимные моменты). Самодеятельная детская активность является условием саморазвития языковой личности, коммуникативной компетенции. Это область реализации генетически заложенных программ речевого онтогенеза, сфера, в которой ребенок развивается по своей собственной программе (Л.С. Выготский [1935]).

Пособия включают занимательные песни о буквах, задающие радостный эмоциональный настрой при ознакомлении с материалами УМК (Стихи М. Слуцкого, музыка С. Коренблита). В каждой песне имеются слова, в которых пишется буква, которой посвящена песня. Эти слова могут быть не только существительными, но и глаголами, прилагательными, наречиями, союзами, предлогами, звукоподражательными словами. А на картинках к песне изображены предметы, в названиях которых пишется заданная буква (Художник М.А. Иванова). Поэтому все занятия начинаются с рассматривания картинок (предметов), а затем дети со взрослым учатся слышать звуки в словах на слух, без наглядной опоры. Песни о буквах так же можно слушать в свободном порядке как самостоятельные произведения, возвращаться к ним при желании неоднократно.

Как продолжение работы в данном направлении авторами разрабатываются сценарии мультфильмов для старших дошкольников, в которых решается новая задача: предупредить возникновение у детей побуквенного чтения при ознакомлении с буквами. Именно мультипликация может решать эту задачу наиболее эффективно по ряду причин.

Динамичная картинка, с которой соотносится напечатанное предложение, дает возможность продемонстрировать взаимосвязь не просто слова-названия и предмета (как в глобальном чтении карточек с напечатанными словами), но целостной коммуникативной ситуации и обозначающих ее слов. Слов названий не только предметов, но действий, качеств, обстоятельств, пространственных и других отношений. Ребенку демонстрируется смысл чтения: не слить звуки в слово, а прочитать текст, чтобы понять историю, получить новую интересную информацию.

В песнях даются правильные названия букв, но в деятельности по освоению материала ребенок имеет дело только с визуальным образом буквы, который напрямую ассоциируется с передаваемыми буквой звуками. Ликвидируется этап называния буквы (ЭМ, БЭ, ВЭ и т.п.), что помогает развитию слитности чтения, соотнесению наглядного образа буквы и звука в слове.

При демонстрации написанных слов в мультипликации осуществляется моделирование структуры слова сразу на буквах, а не на разноцветных карточках, которые потом замещаются буквами. В этом заложен большой смысл. Происходит не поэтапное формирование умственного действия звукового анализа, а развитие сенсорной способности слежения за появлением звуков в читаемом слове. Работает подсознание. «Волшебная кисточка», раскрашивая слово, моделирует его структуру и непроизвольно ведет взгляд ребенка в нужном направлении, задает цветовую символику, которая запоминается, но не осознается. Это замечательный прием, подводящий дошкольника к той новой моделирующей деятельности, которую он будет выполнять на уроках русского языка в школе. Именно этот момент развития непроизвольной деятельности дошкольника как предпосылки систематического обучения в школе специально выделял Л.С. Выготский [1935], говоря об обучении чтению в дошкольном возрасте.

Специальный подбор лексики и динамическая цветовая символика в мультипликации позволяет сформировать механизм ориентировки на гласную, которая определяет тип чтения стоящей перед ней согласной. Например, в предложении ВОЛШЕБНАЯ ЗВЕЗДА – все буквы нейтрального серого цвета. «Волшебная кисточка» раскрашивает буквы В по-разному: перед  красной О – в синий цвет, перед Е – в зеленый. Это бросается в глаза, вызывает непроизвольную ориентировочную реакцию, что требуется для механизма слитного чтения. Этому же служит и подбор слов, в которых изучаемая буква стоит не только в начале слова (как в большинстве пособий для дошколят), но и в середине, и в конце слова (например, Гитара, сапоГи). Взгляд непроизвольно учится «пробегать» слово не только слева направо, но, петляя, ориентируясь на разное местоположение буквы перед гласной.

Музыка, замечательные стихи и динамичный видеоряд создают положительный эмоциональный настрой, который выступает как неспецифическое средство активизации лингвокреативной деятельности. Этому же служит заданный в мультфильмах сказочный смысловой контекст, юмористические ситуации, перевертыши и прочая Абракадабра, «хохотальные путаницы».

Использование мультипликации существенно раздвигает возможности педагогического влияния на ребенка, приобщая его к высокой поэзии, меткому образному слову, формируя психологию книгочея, влюбленного в сказку, стихи, песни, родное слово. Компетентную языковую личность, осваивающую родной язык во всех его проявлениях – в диалоге, восприятии поэтического слова, словесном творчестве, играх в читающего человека. Личность  грамотного, уверенного в себе человека, готового и желающего постигать  школьную премудрость чтения и письма.

По материалам данного исследования вышла в свет практико-ориентированная монография Парциальная образовательная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»). Развитие предпосылок грамотности у детей: теория, технология и опыт применения стихов, песен, музыки, иллюстраций, мультфильмов, средств ИКТ» / Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

2. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»» (ВеДеДо»). – М.: Флинта, 2015.

3. Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова» // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 10. – С. 7 – 10.

4. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 1935.

6. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

7. Журова Л.Е., Тумакова Г.А. Родной язык// Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой. – 2-е изд. – М., 1981. – С. 22–28.

8. Запорожец А.В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // http://www.tovievich.ru/book/19/205/1.htm[Электронный ресурс]. (Дата обращения: 22.09.2013).

9. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. – М.: Обруч 2015. а

10. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки. – Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. б

11. Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» (В»еДеДо»). - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015.

12. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 64–76.

13. Кудрявцев В.Т. «Предшкольное образование»: необходимость или…? // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2 – С. 18 – 31.

14. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

15. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школа – Пресс, 1998.

16. Поддьяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики. – М.: Учебный центр Перспектива, 1997.

17. Придумай слово: Речевые игры для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой; авт.: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина, А. Г. Арушанова, Н. В. Гавриш, Е. А. Смирнова, А. А. Смага, Л. Г. Шадрина, Г. И. Николайчук.). – М.: Просвещение, 1996.

18. Смирнова Е.О. Почему дети разучились играть // Новая газета. – 12.03.2012. – № 26 – 27. – С. 26.

19. Смирнова Е.О. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практик. – 2013. – № 1 (33). – С. 15–17.

20. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., Изд-во Мос. Психол.- социол. ин-та; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

21. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992.

22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.

23. Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990.

Войти или Создать
* Забыли пароль?