Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассматриваются теоретические аспекты развития предпосылок грамотности у дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Как адекватный путь реализации данных требований предлагается инновационная технология Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника».
образовательный стандарт, предпосылки грамотности, предупреждение побуквенного чтения, мультипликация, парциальная программа «Весёлый день дошкольника».
Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»
Грамотность – общекультурный навык, заключающийся в умении читать и писать. Существует ряд подходов к обучению грамоте, которые различаются в зависимости от понимания авторами механизма чтения: глобальное чтение, аналитико-синтетическая деятельность, чтение по складам, скорочтение. Наиболее разработанные технологии обучения чтению дошкольников – система Марии Монтессори, методика Л.Е. Журовой на принципах Д.Б. Эльконина, технология Н. А. Зайцева, система Е.Е. Шулешко.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2013] не ставит задачи обучения дошкольников грамоте. Речь идет о предпосылках грамотности – о формировании звуковой аналитико-синтетической активности. О воспитании интереса к письменной речи, к чтению. Это не случайно.
В стране много авторов, предлагающих свои советы, как учить дошкольников грамоте. Дошколят учат читать в кружках, группах при школах, студиях в условиях учебной деятельности. Проводятся уроки-занятия. Закрепляется материал, отрабатывается техника чтения. А потом ребенок приходит в школу, и с ним начинают «отрабатывать» то же самое содержание. Всех учат, как не читающих. В результате ребенок, овладев техникой чтения, не становится читателем: ему неинтересно. Неприятен сам процесс обучения вообще, не только чтению.
Психологи (Е.Е. Кравцова [1996], В.Т. Кудрявцев [2005], Е.О. Смирнова [2012; 2013] и др.) бьют тревогу: не доигравшие в дошкольном возрасте дети становятся плохими учениками. У них не развито воображение, снижен эмоциональный фон, отсутствуют радостные эмоции. В школе они сталкиваются с проблемой: как наладить общение с одноклассниками, отношения с взрослыми. Всему этому надо было научиться в дошкольном возрасте в игровой деятельности. Не состоялось. Из самых добрых побуждений – приобщить дошкольника к чтению – взрослые часто наносят существенный урон психическому и личностному развитию ребенка.
Предпосылки грамотности формируются в процессе всей речевой работы [Арушанова, Коренблит, Рычагова 2015; Коренблит, Арушанова, Рычагова 2015]. В парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») [Коренблит 2015 а] имеется также пособие, специально предназначенное для развития предпосылок грамотности, «По азбучной тропе». Пособие не ставит задачи раньше времени научить дошкольника читать. Цель другая: научить детей слышать слово, наслаждаться его звучанием, слышать в слове отдельные звуки (это очень важно, чтобы почувствовать связь звука и обозначающей его буквы). Заинтересовать ребенка письменными знаками (буквами), чтением. Ощутить в играх с карточками, на которых напечатаны слова, легкость чтения, приятное чувство удовлетворения от самого процесса общения с книгой (это так называемые игры в читающего человека.) Желание научиться читать.
Идея пособия заключается в том, чтобы ввести дошкольника в мир письменной речи в контексте общего речевого развития на основе интересной эмоционально окрашенной не учебной деятельности. С этой целью ознакомление с буквами дано в сюжете путешествия по стране АЗБУКА персонажей дружной семьи «ВеДеДо», включает рассматривание смешных картинок об их приключениях, непринужденное общение на эти темы и восприятие песенок о буквах. Дети действуют под музыку, порою подпевают, порою отдыхают под звуки песни, рассуждают на материале стихов.
Практика использования стихотворных текстов при ознакомлении с алфавитом не нова, но песенок на этом материале в таком объеме и системе пока не было. Это, несомненно, новая (инновационная) идея [Коренблит 2015 б.]. Песенки с текстами о буквах – эмоциональны, жизнерадостны и даже веселы. Все это вовлекает в процесс освоения букв правое (художественное) полушарие мозга, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Технология задействует механизмы непроизвольной памяти, правополушарной стратегии, эмоционального интеллекта.
Пособие содержит совет взрослым: не пытайтесь «ставить технику чтения», проверять «эффективность» работы. Научив ребенка неправильному побуквенному чтению, Вы можете закрыть ему доступ к книге на всю жизнь. Ребенок, не преодолевший эту «технику», навсегда отвращается от чтения, поскольку не в состоянии слить в единое слово названия букв, понять смысл читаемого. Ваша эффективность – это Ваша совместная с ребенком радость общения, сопровождаемая песнями и стихами. Это багаж общей культуры, не очень ясных знаний и представлений (Н.Н. Поддьяков [1997]), личностных качеств (самостоятельность, любознательность, эмоциональность, творчество), которые могут «измерить» только очень квалифицированные психологи, но которые может заметить любой любящий родитель, педагог. И Вы обязательно заметите.
УМК «По азбучной тропе» содержит иллюстрации к песням и примерные сценарии общения с детьми по этим картинкам и в разнообразных видах деятельности (играх, художественном творчестве, конструировании и т.п.). В сценарии включены речевые игры, проблемные вопросы, задания для развития связной речи. В процессе работы с пособием можно строить речевые игры на основе современной техники. Например, отыскивать в Интернете картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданная буква.
Интерес к чтению, буквам дети старшего дошкольного возраста проявляют вне всякого обучения. Исследования (Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова [1981], Н.В. Дурова [2002], Н.С. Варенцова [2010; Обучение 1998] и др.) показывают, что старшие дошкольники готовы осваивать чтение и письмо, но в специфических для них формах. Естественный для современных детей интерес полезно поддерживать в разнообразных играх и занятиях с развивающими дидактическими материалами. Знакомство с буквами, с алфавитом – один из этапов овладения дошкольником письменной речью. Прежде чем знакомить с буквами, необходимо ввести ребенка в мир звучащей речи, научить его вслушиваться в слова, различать и сравнивать отдельные звуки, чувствовать разницу между гласными и согласными звуками, согласными глухими и звонкими, твердыми и мягкими. Познакомить со словами предложение, слово, звук.
Парциальная программа «ВеДеДо» имеет ряд УМК, специально направленных на развитие звуковой аналитико-синтетической деятельности: «Игры со звучащим словом» и «Забавные истории». Через своеобразное сгущение определенных звуков в тексте стихов детей подводят к звуковому анализу слова, учат слышать заданный звук в разных позициях: в начале, середине, конце слова. Вовлекают в игры со словами, звуками, рифмами, смыслами, о которых писал К.И. Чуковский [1990].
Классик психологии Л.С. Выготский еще в начале ХХ в. призывал к обучению дошкольников письменной речи в естественном процессе игры ребенка. «Письмо надо не навязать, а вырастить». Идя путем игры, ребенок приходит к письму как к естественному моменту в своем собственном развитии, а не как к внешней выучке. А для этого нужно, чтобы буква так же стала элементом детской жизни, как таковым является, например, речь. «Так же, как дети сами собой научаются говорить, так они и должны сами научиться читать и писать. Естественный способ обучения чтению и письму состоит в надлежащем воздействии на окружающую ребенка обстановку. Чтение и письмо должны стать нужными ему в его игре» [Выготский 1935: 93–94].
В предлагаемых пособиях авторы показывают, как организовать непринужденную деятельность ребенка и взрослого, подгрупп детей с наглядными материалами и песнями так, чтобы пробудить их интерес к печатному слову, естественную для детей поисковую деятельность в сфере языка и речи, элементарное осознание языковой действительности. В процессе такой деятельности происходит социальное, эстетическое, речевое и умственное развитие дошкольников, обогащение этого развития (амплификация – А.В. Запорожец [2013]), его индивидуализация. И именно эта цель является приоритетной. Знакомство с буквами служит средством обогащения звуковой аналитико-синтетической деятельности, средством развития элементарного осознания языковой действительности как основы лингвистического развития в старшем дошкольном возрасте (Ф.А. Сохин [2002], О.С. Ушакова [2001]).
Существенное значение для формирования осознания языковой действительности имеют так называемые игры в читающего человека. Они возникают стихийно, когда дети берут в руки книжку и, делая вид, что читают, пересказывают ее содержание. Например, ребенок «укладывает спать» куклу и читает (пересказывает) сказку. Дошкольники затевают игры в детский сад (школу), берут на себя роль воспитателя (учителя) и начинают учить кукол читать. Дети просят прочитать вывески магазинов, учреждений, которые встречаются в обыденной жизни. Просят подписать их рисунки, поделки, имитируют процесс письма, чиркая карандашом по листу бумаги (как будто пишут письмо, сочиняют заметку в газету, создают книжки-малышки.) В такой форме проявляется интерес детей к письменной речи, к чтению.
Для поддержания детского интереса к чтению организуются игры детей с карточками, на которых напечатаны слова (эти карточки печатают на принтере, кегль 14 – 16.) Взрослый ставит карточку со словом и читает его, ведя рукой под словом слева направо. Затем спрашивает, кто хотел бы прочитать это слово? Все хотят. Дети «читают» (как будто читают) слово индивидуально и хором, вслед за взрослым. Возникает иллюзия, что они делают это самостоятельно. Укрепляется интерес к чтению, формируются предпосылки чтения: слежение глазами за рукой слева направо, выделение зрительно отдельных слов, их протяженности, представление о словесном составе предложения (следуют одно за другим), о слитности чтения (не по слогам, «целым словом»). Дети отыскивают в словах знакомые буквы, и после этого слово обязательно надо повторно прочитать слитно, «целым словом».
Играя со взрослым, дети напечатанными словами по-разному манипулируют: придумывают со словами предложения, тексты (игра «Живые слова» [Белякова 1975], «Придумай предложение», «Продолжи предложение», «Сочиним потешку» [Придумай 1996]); распутывают путаницы (составляют смешные предложения и преобразуют их в правдоподобные [Максаков, Тумакова 1983]). Либо приносят карточки с напечатанными словами взрослому и просят его прочитать написанное, отгадать загаданное слово. «Хохотальные» путаницы – это своеобразные языковые игры, развивающие языковое чутье, произвольность словоупотребления, чувство юмора, что также немаловажно [Стрельцова 1992].
Очень нравится детям игра «Угадай-ка». Отбирают карточки со знакомыми словами, обозначающими предметы. Загадывают предмет. Чтобы его отгадать, надо задавать вопросы. Это растение? Это животное? У него есть перья? И т.п. На основе этой игры дети придумывают свои варианты, в которых оперируют карточками с напечатанными словами.
Возникают дискуссии: кто может выложить длинное предложение, кто может выложить смешное предложение и т.п. Дети взаимодействуют: сначала один ребенок составляет предложение, а другой читает. Затем меняются позициями.
В отведенное для самостоятельных игр время дети объединяются друг с другом по желанию, симпатии, по своим интересам. В таких устойчивых объединениях, которые существуют довольно длительное время, возникают новые варианты знакомых игр.
По инициативе детей часто возникают игры: «выложи предложение», «прочитай мое предложение», что свидетельствует о явно выраженном интересе к печатному слову. Он проявляется также в самостоятельном написании слов (названия птиц) и чтении (названия животных).
Знакомство с буквами является одним из этапов общего речевого развития. На начальных этапах, в младшем дошкольном возрасте, проводятся игры и игровые упражнения со звучащим словом, в процессе которых у детей развивается речевой слух, фонематическое восприятие, умение слышать и правильно произносить звуки родного языка. В возрасте 5 – 6 лет вводятся игры с карточками, на которых напечатаны слова. Дети в разнообразных коммуникативных ситуациях как будто читают слова. Отыскивают предметы, которые обозначаются тем или иным словом. Составляют со словами предложения, сочиняют потешки. Лишь в старшем дошкольном возрасте происходит знакомство с буквами. Но задача научить читать не ставится. Дети как бы погружаются в мир письменных знаков и находят удовольствие в манипулировании ими. Читает взрослый, а дети играют в читающего человека, подражая ему.
Для самодеятельных игр и самостоятельной деятельности отводится определенное время (не попутно в режимные моменты). Самодеятельная детская активность является условием саморазвития языковой личности, коммуникативной компетенции. Это область реализации генетически заложенных программ речевого онтогенеза, сфера, в которой ребенок развивается по своей собственной программе (Л.С. Выготский [1935]).
Пособия включают занимательные песни о буквах, задающие радостный эмоциональный настрой при ознакомлении с материалами УМК (Стихи М. Слуцкого, музыка С. Коренблита). В каждой песне имеются слова, в которых пишется буква, которой посвящена песня. Эти слова могут быть не только существительными, но и глаголами, прилагательными, наречиями, союзами, предлогами, звукоподражательными словами. А на картинках к песне изображены предметы, в названиях которых пишется заданная буква (Художник М.А. Иванова). Поэтому все занятия начинаются с рассматривания картинок (предметов), а затем дети со взрослым учатся слышать звуки в словах на слух, без наглядной опоры. Песни о буквах так же можно слушать в свободном порядке как самостоятельные произведения, возвращаться к ним при желании неоднократно.
Как продолжение работы в данном направлении авторами разрабатываются сценарии мультфильмов для старших дошкольников, в которых решается новая задача: предупредить возникновение у детей побуквенного чтения при ознакомлении с буквами. Именно мультипликация может решать эту задачу наиболее эффективно по ряду причин.
Динамичная картинка, с которой соотносится напечатанное предложение, дает возможность продемонстрировать взаимосвязь не просто слова-названия и предмета (как в глобальном чтении карточек с напечатанными словами), но целостной коммуникативной ситуации и обозначающих ее слов. Слов названий не только предметов, но действий, качеств, обстоятельств, пространственных и других отношений. Ребенку демонстрируется смысл чтения: не слить звуки в слово, а прочитать текст, чтобы понять историю, получить новую интересную информацию.
В песнях даются правильные названия букв, но в деятельности по освоению материала ребенок имеет дело только с визуальным образом буквы, который напрямую ассоциируется с передаваемыми буквой звуками. Ликвидируется этап называния буквы (ЭМ, БЭ, ВЭ и т.п.), что помогает развитию слитности чтения, соотнесению наглядного образа буквы и звука в слове.
При демонстрации написанных слов в мультипликации осуществляется моделирование структуры слова сразу на буквах, а не на разноцветных карточках, которые потом замещаются буквами. В этом заложен большой смысл. Происходит не поэтапное формирование умственного действия звукового анализа, а развитие сенсорной способности слежения за появлением звуков в читаемом слове. Работает подсознание. «Волшебная кисточка», раскрашивая слово, моделирует его структуру и непроизвольно ведет взгляд ребенка в нужном направлении, задает цветовую символику, которая запоминается, но не осознается. Это замечательный прием, подводящий дошкольника к той новой моделирующей деятельности, которую он будет выполнять на уроках русского языка в школе. Именно этот момент развития непроизвольной деятельности дошкольника как предпосылки систематического обучения в школе специально выделял Л.С. Выготский [1935], говоря об обучении чтению в дошкольном возрасте.
Специальный подбор лексики и динамическая цветовая символика в мультипликации позволяет сформировать механизм ориентировки на гласную, которая определяет тип чтения стоящей перед ней согласной. Например, в предложении ВОЛШЕБНАЯ ЗВЕЗДА – все буквы нейтрального серого цвета. «Волшебная кисточка» раскрашивает буквы В по-разному: перед красной О – в синий цвет, перед Е – в зеленый. Это бросается в глаза, вызывает непроизвольную ориентировочную реакцию, что требуется для механизма слитного чтения. Этому же служит и подбор слов, в которых изучаемая буква стоит не только в начале слова (как в большинстве пособий для дошколят), но и в середине, и в конце слова (например, Гитара, сапоГи). Взгляд непроизвольно учится «пробегать» слово не только слева направо, но, петляя, ориентируясь на разное местоположение буквы перед гласной.
Музыка, замечательные стихи и динамичный видеоряд создают положительный эмоциональный настрой, который выступает как неспецифическое средство активизации лингвокреативной деятельности. Этому же служит заданный в мультфильмах сказочный смысловой контекст, юмористические ситуации, перевертыши и прочая Абракадабра, «хохотальные путаницы».
Использование мультипликации существенно раздвигает возможности педагогического влияния на ребенка, приобщая его к высокой поэзии, меткому образному слову, формируя психологию книгочея, влюбленного в сказку, стихи, песни, родное слово. Компетентную языковую личность, осваивающую родной язык во всех его проявлениях – в диалоге, восприятии поэтического слова, словесном творчестве, играх в читающего человека. Личность грамотного, уверенного в себе человека, готового и желающего постигать школьную премудрость чтения и письма.
По материалам данного исследования вышла в свет практико-ориентированная монография Парциальная образовательная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»). Развитие предпосылок грамотности у детей: теория, технология и опыт применения стихов, песен, музыки, иллюстраций, мультфильмов, средств ИКТ» / Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.
2. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»» (ВеДеДо»). – М.: Флинта, 2015.
3. Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова» // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 10. – С. 7 – 10.
4. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 1935.
6. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
7. Журова Л.Е., Тумакова Г.А. Родной язык// Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой. – 2-е изд. – М., 1981. – С. 22–28.
8. Запорожец А.В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // http://www.tovievich.ru/book/19/205/1.htm[Электронный ресурс]. (Дата обращения: 22.09.2013).
9. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. – М.: Обруч 2015. а
10. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки. – Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. б
11. Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» (В»еДеДо»). - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015.
12. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 64–76.
13. Кудрявцев В.Т. «Предшкольное образование»: необходимость или…? // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2 – С. 18 – 31.
14. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
15. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школа – Пресс, 1998.
16. Поддьяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики. – М.: Учебный центр Перспектива, 1997.
17. Придумай слово: Речевые игры для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой; авт.: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина, А. Г. Арушанова, Н. В. Гавриш, Е. А. Смирнова, А. А. Смага, Л. Г. Шадрина, Г. И. Николайчук.). – М.: Просвещение, 1996.
18. Смирнова Е.О. Почему дети разучились играть // Новая газета. – 12.03.2012. – № 26 – 27. – С. 26.
19. Смирнова Е.О. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практик. – 2013. – № 1 (33). – С. 15–17.
20. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., Изд-во Мос. Психол.- социол. ин-та; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
21. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992.
22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
23. Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990.