Автор рассуждает о типах коммуникативного пространства, о степени публичности и интимности речевого общения, о процессах, которые влияют на трансформацию семантики лексических единиц, используемых в процессе речевого общения в современном тексте (дискурсе).
личное коммуникативное пространство; публичное коммуникативное пространство; трансформация значения лексической единицы; толерантные и интолерантные маркеры.
Общеизвестна роль коммуникативного пространства в процессе речевого общения. Определение термина «коммуникативное пространство» является одной из проблем современной науки, по-видимому, это связано с тем, что данный термин активно используется в различных гуманитарных науках. Неоднозначность толкования термина определяется, по нашему мнению, разными взглядами на явление представителей различных наук, развитием технического прогресса и интенсивными изменениями, которые происходят в социуме. Естественно, что общественные, исторические, технократические процессы меняют коммуникативное пространство, которое, в свою очередь, оказывает влияние на речевую коммуникацию (эту особенность отмечает О.Я. Гойхман). Данное пространство определяет границы человека говорящего и слушающего, влияет на создаваемый (или воспринимаемый) текст.
В данной статье мы используем понятие «коммуникативное пространство» и вкладываем в этот термин нельзя значение основывать на высказываниях ряда отечественных ученых (О.Я. Гойхмана, Б.М. Гаспарова, М. Кронгауза, Г.Г. Почепцова). Так, Гаспаров говорит о том, что «коммуникативное пространство… проецирует в представлении говорящего переживаемый им коммуникативный опыт, представляет собой как бы готовую “сцену”, с декорациями и освещением, на которой разыгрывается переживаемое в данный момент смысловое действо. Образ же коммуникативного пространства возникает в представлении говорящего из множества взаимодействующих и сливающихся друг с другом воспоминаний, пробуждаемых в его сознании данной ситуацией языковой деятельности». Данная мысль позволяет нам понимать коммуникативное пространство как образное поле, которое существует в коммуникативном сознании носителей языка и отражает весь спектр национальных специфических коннотаций (социокультурных, исторических, этических, ассоциативных, оценочных). Образное поле реализуется в речевых произведениях-текстах, которые отражают в языковых формах отношение человека к миру (материальному и духовному). С одной стороны, коммуникативное пространство отражает существующие социально-экономические условия жизни общества, а с другой стороны, коммуникативное пространство и связанные с ним коммуникативные отношения исторически обусловлены, они естественно вытекают из состояний предшествующего времени и хранят в себе элементы изменения. Коммуникативное пространство может оказывать влияние на толерантность (или интолерантность) общения: во-первых, формируя этнолингвокультурологический опыт коммуникантов, а во-вторых, определяя его толерантную (интолерантную) установку, сформированную традициями общения. И в итоге именно коммуникативное пространство влияет на результат коммуникации, поэтому так важно отметить некоторые современные тенденции, влияющие на изменение коммуникативного пространства, на разнообразие новых реализаций коммуникативного пространства.
1. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. — М.: Новое лит. обозр., 1996.
2. Гойхман О.Я. Теория и практика обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей: Дис. … д-ра пед. наук. — М., 2001.
3. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Из истории русской культуры. — Т. IV (XVIII — начало XIX века). — М., 1996.
4. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001.