сотрудник с 27.03.2000 по 15.02.2018
Саратов, Саратовская область, Россия
Сквернословие усугубляет проблемы в социализации и развитии личности несовершеннолетних: определяет отношение к несовершеннолетнему и затрудняет его адаптацию среди окружающих; тормозит развитие монологической речи и, соответственно, интеллектуальной сферы; взаимосвязано с развитием девиаций поведения. Предупреждение и преодоление сквернословия несовершеннолетних (первичная и вторичная профилактика) осуществляется путем нейтрализации его причин. К основным группам факторов и причин сквернословия можно отнести следующие: сквернословие в среде несовершеннолетнего, низкий уровень культуры самого несовершеннолетнего; его коммуникативные и социально-психологические проблемы. Алгоритм составления программы профилактики сквернословия включает анализ исходной ситуации, формулировку целей, анализ соответствия запланированной работы целям и решению выделенных ведущих причин, анализ целесообразности последовательности работы, ее возможной результативности, использование возможностей межведомственного и внутришкольного взаимодействия специалистов, социального партнерства.
сквернословие, последствия сквернословия для несовершеннолетних, факторы и причины сквернословия несовершеннолетних, профилактика, алгоритм составления программы.
Актуальность материалов данной статьи связана с тем, что проблема сквернословия в современном российском обществе свидетельствует о тенденции разрушения русского языка как части общей национальной культуры, о существующем кризисе в общественном сознании, нравственной деградации.
1. Башманова Е.Л. Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи [Текст] / Е.Л. Башманова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2010. — № 2. — С. 174–183.
2. Словарь русского языка [Текст]: в 4 т. Т. 4. С-Я. / АН СССР. Ин-т русс.яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1984. — С. 106.
3. Викторук Е.Н. Педагогический университет — пространство чистой речи [Текст] / Е.Н. Викторук, Т.Н. Садырина, А.С. Черняева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2016. — № 3. — С. 234–242.
4. Петрова И.Л. Юрислингвистическиие проблемы инвективности [Текст] / И.Л. Петрова // Вестник Владимирского юридического института. — 2015. — № 4. — С. 179–183.
5. Пацыба В.И. Ценностная структура личности и ненормативное речевое поведение [Текст] / В.И. Пацыба // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — Т. 3. — № 1. — С. 74–77.
6. Новокрещенова И.Л. Сквернословие и методы его искоренения в студенческих группах ВГАУ [Текст] / И.Л. Новокрещенова, Н.А. Саврасова, Н.П. Шалиткина // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2006. — № 13. — С. 78–84.
7. Вагапова А.Р. Представления о благополучии и их влияние на эмоционально-оценеочное отношение к другим [Текст] / А.Р. Вагапова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2014. — Т. 14. — № 3-1. — С. 66–71.
8. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей [Текст] / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 4. — С. 15–17.
9. Смирнова Л.Г. Культура русской речи [Текст] / Л.Г. Смирнова. — М.: Русское слово — РС, 2005.
10. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М., 2000. — 508 с.
11. Гаряев П. Лекция о сквернословии [Электронный ресурс]. — URL: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 (дата обращения: 12.03.2017).
12. Кузьмин В.П. Ненормативная лексика студентов как социальный феномен (социологический анализ) [Текст] / В.П. Кузьмин // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: Сб. трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ / Под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченкои, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. — 2017. — С. 346–349.
13. Киенко Т.С. Ненормативная лексика как социальный феномен (анализ опроса жителей провинциального российского города) [Текст] / Т.С. Киенко // Социологические исследования. — 2016. — № 5. — С. 124–133.
14. Дубровина Д.А. Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика [Текст] / Д.А. Дубровина // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 9. — С. 52–56.