Калуга, Калужская область, Россия
Калуга, Калужская область, Россия
В статье раскрыта авторская позиция о формировании готовности подростков к саморазвитию, которая предстает в качестве целевой функции воспитания в дополнительном образовании подростков. Показаны возможности дополнительного образования детей в становлении саморазвивающейся личности, выделенные в опоре на принципы, на которых построен данный вид образования. На основе теоретического осмысления содержания принципов дополнительного образования в их соотнесении с критериями и показателями готовности личности к саморазвитию выдвинуто предположение о том, что формирование готовности личности к саморазвитию можно рассматривать в качестве целевой функции воспитания в дополнительном образовании подростков. Представлены результаты эмпирического изучения проблемы.
саморазвитие личности, проект собственной жизни, подросток, готовность к саморазвитию, дополнительное образование.
Введение. Процесс саморазвития в современной образовательной политике приобретает приоритетное значение: он присутствует в качестве главного целевого ориентира почти в каждой образовательной программе, отражен в статьях Федерального закона «Об образовании в РФ», представлен в материалах «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», упоминается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) и других основополагающих документах об образовании в РФ. В материалах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что сегодня важное внимание должно уделяться воспитанию в детях умения совершать правильный выбор, формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, что является показателем саморазвития личности.
1. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей — пространство освоения ценностей культуры [Текст] / Е.Б. Евладова // Образование личности. — 2012. — № 4. — С. 44–50.
2. Евладова Е.Б. Развитие дополнительного образования в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.А. Николаева. — М.: ФМО РФ, Институт общего образования, 1996. — 47 с.
3. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей [Текст] / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 4. — Т. 2. — С. 23–27.
4. Филатова М.Н. Теоретические основы модели социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования [Текст] / М.Н. Филатова // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5. — С. 214–218.
5. Дейч Б.А. Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса [Электронный ресурс]. — URL: http://impisr.edunsk.ru/index.php