ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыта аксиологическая концепция воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования. Обоснована модель возрастного развития персональной системы ценностей. Автором выделены инвариантная (ценностные основания) и вариативная (ценностные ориентации) составляющие системы ценностей личности. Выявлена их взаимосвязь. Рассмотрена нравственная культура личности как составная часть базовой культуры личности. Определен ценностный потенциал содержания общего образования, направленного на развитие нравственной культуры личности. Представлен ценностный подход к проектированию содержания программы воспитания нравственной культуры у различных возрастных групп учащихся общеобразовательной школы. Вскрыт механизм осуществления методов воспитания детей в процессе педагогического общения, посредством которого осуществляется передача ценностей нравственной культуры учащимся общеобразовательной школы. Показаны возможности практического применения предложенных концептуальных подходов к развитию современной педагогической науки и образовательной практики.

Ключевые слова:
воспитание, базовая культура личности, ценность, система ценностей, аксиология, нравственная культура, содержание общего образования, программа воспитания, педагогическое общение.
Текст

В настоящее время особо актуально стоит проблема нравственного воспитания детей и молодежи.

Список литературы

1. Белкин Ю.В. Кукушкины дети // Русский дом. — 2000. — № 12. — С. 44–45.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.

3. Данилюк А.Я., Дармодехин С.В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы. — М.: ИСВ РАО, 2010.

4. Дмитриев Ю.А., Щеголь В.И. Ценностные приоритеты в формировании духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям. — Тольятти: Изд-во «Форум», 2006.

5. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 7–13.

6. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. — Л.: ЛГПИ, 1989. — 45 с.

7. Климов С.Н. Ценности патриотизма как фактор формирования духовной культуры личности // Вестник Иссык-кульского университета. — № 18. — 2007.

8. Козлов Э.П. Нравственное образование. Программы общеобразовательных интегративных обществоведческих экспериментальных учебных курсов морали для I–XI классов: Азбука нравственности (I–IV классы). Нравственная грамматика (V–IX классы). Основы морали (IX, X, XI классы). Для средней общеобразовательной школы, гимназий, лицеев и колледжей, а также для средних специальных учебных заведений. — М., 1999.

9. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. — Самара: Самарский ин-т упр. Рос. акад. образования. Поволжский фил. ин-та развития личности, 1997. — 85 с.

10. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. — М.: МИРОС, 1997. — 140 с.

11. О состоянии воспитания детей в Российской Федерации: Аналитический доклад РАО РФ. — М., 1999.

12. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. — http://www.kremlin.ru/transcripts/17118

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // РГ. — 2012. — 21 июня.

14. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи, положения и разработка концепции исследования) // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII-й сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И. Равкина. — М.: ИТОП РАО, 1986.

15. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. — М., 2003. — 192 с.

16. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. — М.: ЮНЕСКО, 1998. — 120 с.

17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. — URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610850

18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 29.12.2012).

19. Фельдштейн Д.И. Доклад на Общем собрании Российской академии образования 29–30 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://pmedu.ru/res/2013_5_2.pdf

20. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс. Методология и стратегия развития. — М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. — 162 с.

21. Филонов Г.Н., Метлик И.В. Развитие духовно-нравственного компонента в государственных общеобразовательных стандартах: Научный доклад. — М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?