Калуга, Калужская область, Россия
Статья посвящена изучению сущности педагогического сопровождения саморазвития личности как самостоятельной научной категории, сравнению ее морфологии с другими, близкими по природе способами взаимодействия педагогов и воспитанников (воспитание, педагогическая поддержка). Акцентируется внимание на том, что история педагогической мысли и образовательная практика, используя термин «педагогическое сопровождение саморазвития детей», прибегает в большинстве своем к демонстрации накопленного педагогического опыта реализации различных воспитательных подходов в условиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, детских лагерей и профильных смен, что дает основание сделать вывод о том, что дополнительное образование представляет собой среду, оптимальную для реализации идей педагогического сопровождения саморазвития взрослеющей личности. Представлены результаты эмпирического изучения проблемы.
саморазвитие личности, педагогическое сопровождение, дополнительное образование.
Введение. Когда речь идет о руководстве самопознанием и саморазвитием, то его предпочтительнее осуществлять, как утверждает В.Г. Маралов, на основе идей сопровождения, которое, не умаляя роли активности личности, дает возможности создавать условия для самопознания и саморазвития, что не исключает в случае необходимости оказания помощи и поддержки детям, педагогам, родителям [1, с. 116]. В научных трудах М.И. Рожкова понятие сопровождения саморазвития обучающихся рассматривается в психолого-педагогическом аспекте как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ученый рассматривает педагогическое сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающее успешность учения и самовоспитания [2]. Сопровождение М.И. Рожковым дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги (дидактическое, коррекционное сопровождение и т.п.) [2]. Основные идеи. Материалы исследования. Теоретический анализ показал, что технологии саморазвития расширяют и дополняют технологии, ориентированные на развитие, при этом происходит смещение акцентов в пользу самопостроения личности, которой необходимо создать для этого условия за счет задействования самоуправляющего механизма индивида и расширение сфер жизнедеятельности при актуализации не только познавательной мотивации, но и мотивации саморазвития. Примечателен факт, что многие ученые, педагоги-новаторы, апробируя авторские педагогические концепции, построенные на идеях свободного воспитания, индивидуализации образовательного процесса, предоставления обучающимся свободы вы-
бора и других принципах, имеющих прямое отношение к педагогическому сопровождению саморазвития детей, нашли свое воплощение в практике дополнительного образования детей, в укладе детских лагерей, в организации внеурочной деятельности (опыт О.С. Газмана, Ш.А. Амонашвили, И.Д. Демаковой, В.П. Бедерхановой, М.И. Рожкова, А.А. Караковского, С.А. Шмакова и др.). Беря за методологическую основу экзистенциальную педагогику, под педагогическим сопровождением саморазвития обучающихся будем понимать комплекс действий педагогов как субъектов социального воспитания, обеспечивающих интериоризацию общественных ценностей, включенность детей в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней [4, с. 175]. Методики исследования. Проводя исследование в рамках экзистенциальной педагогики, под саморазвитием понимаем реализацию ребенком собственного проекта совершенствования ему необходимых качеств [3, с. 27], при этом важным показателем саморазвития является наличие субъектного уровня готовности к саморазвития, который представлен показателями, связанными характеристиками личностного выбора.
1. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Маралов. — М.: Академия, 2004. — 256 с.
2. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики [Текст] / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 4. — С. 43–47.
3. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей [Текст] / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — Т. 2. — № 4. — С. 23–27.
4. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Сапожникова. — Ярославль, 2010. — 430 с.
5. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) [Текст] / Р.Х. Шакуров. — Казань, 2001. — 136 с.