сотрудник с 01.01.2006 по настоящее время
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Изучение специфики актуализации религиозного компонента значения слова является актуальным направлением в современной социальной лингвистике, психолингвистике, межличностной коммуникации. В статье на материале данных собственных наблюдений, опроса с применением метода семантического дифференциала дана попытка описания вербализуемой части религиозного сознания индивида. Результаты опроса на вопросы по методу семантического дифференциала и эмпирические данные не случайны, личностно ориентированы, поскольку специфика социо- и психолингвистического подхода состоит в том, что исследователь обращается к речевой деятельности через посредника – реципиента, ставит задачу увидеть, услышать и пережить слово и его значение с точки зрения другого воспринимающего человека. Изучение идентификации религиозного значения слова с применением социо- и психолингвистических методов, в частности, анализ вербализованной части религиозного сознания, дает возможность обрисовать социальные, психологические и прочие его компоненты, предоставляют исследователю обширное поле для изучения специфики религиозного поведения жителей Республики Башкирия – мусульман и православных.
религиозная самоидентификация, религиозность, религиозное сознание, медиареальность, религиозная нетерпимость.
Целью исследования является описание религиозного компонента языковой картины мира православных и мусульман в Республике Башкирия (далее — РБ). Промежуточные результаты предпринятого научного изыскания были представлены в [6; 10; 12; 13] в виде докладов и сообщений и активно обсуждались на научных мероприятиях. Взаимодействие народов в различных социокультурных ситуациях — сложное исследовательское поле в аспекте противоречивости человеческих вербальных взаимоотношений, перспективности с позиций их устойчивости и изменчивости [11]. Язык и религия являются способами формирования и существования различных картин мира [6, с. 97–98]. Как известно, «картина мира в общефилософском смысле — это совокупность мировоззренческих знаний о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человека, наконец, — целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер» [3, с. 5]. Следовательно, в индивидуальной картине мира будет присутствовать что-то уникальное для отдельной личности. В качестве одного из инструментариев, потенциал которого, по нашему убеждению, еще не до конца исчерпан, нами был избран метод семантического дифференциала (СД), разработанный американским психологом Чарльзом Осгудом. Метод СД представляет собой способ определения личностного смысла, позволяющий измерить эмоциональную составляющую, которая, в свою очередь, служит важным детерминантом отношения респондентов к тому или иному символу или ситуации. При помощи особых биполярных шкал (испытуемые в эксперименте располагали ответы в диапазоне от «–3» до «+3», выбирая близкий им ответ) данный метод позволяет провести количественный и качественный анализ как индивидуального смысла, так и группового сознания. Другими словами, метод СД позволяет выявлять коннотативные значения, вкладываемые испытуемыми в объект исследования. В проведенном нами эксперименте с обозначенной выше целью исследования применение метода СД обусловлено возможностью реализации «социо- и психолингвистического подхода» к изучению религиозной, верующей и атеистической личностей и их аффективных реакций на обозначенную ситуацию [13, с. 24]. Участниками эксперимента стали студенты Российского исламского университета ЦДУМ России, учащихся мечети-медресе «Ляля-Тюльпан» и Богословских епархиальных курсов (г. Уфа), а также студенты светских образовательных учреждений высшего образования, в частности, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ). Полученные данные от перечисленных групп предполагалось рассмотреть в сравнительно-сопоставительном контексте, чтобы обеспечить валидность и объективность результатов.
1. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста [Текст] / В.П. Белянин. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 120 с.
2. Бог Эйнштейна [Электронный ресурс]. — URL: http://specialtheoryandpractice.ru/Einstein (дата обращения: 17.12.2017).
3. Гойхман О.Я. Межкультурная картина мира и её интерпретация [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика. — 2016. — № 3. — С. 5–7.
4. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма [Текст] / Е.И. Горошко. — М., 2003. — 389 с.
5. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс [Текст] / Ю.М. Лотман // Проблема Канона в древнем и средневековом искусстве Азии. — М., 1973. — С. 16–22.
6. Мурсалимова Ю.Р. Ассоциативное поле слова БОГ в русском языковом сознании [Текст] / Ю.Р. Мурсалимова // Теоретические и прикладные науки и образования в XXI веке. — Тамбов, 2012. — С. 97–103.
7. Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень [Текст]. — Уфа, 2012. — 30 с.
8. Религия в информационном поле российских СМИ [Электронный ресурс]: http://religare.ru/2_26822.html(дата обращения: 10.01.18 г.).
9. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект [Текст]: монография / И.В. Рогозина; под общ. ред. В.А. Пищальниковой. — М.-Барнаул, 2003. — 289 с.
10. Салихова Э.А. Отображение религиозной составляющей картины мира в языковом сознании православных и мусульман Башкортостана [Текст] / Э.А. Салихова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2015. — № 5. — С. 65–72.
11. Салихова Э.А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме [Текст] / Э.А. Салихова. — М.: Флинта, 2016. — 478 с.
12. Салихова Э.А. Религиозное знание с точки зрения категорий «значение» и «знание» / «познание» [Текст] / Э.А. Салихова, Ю.Р. Мурсалимова // Вестник ВЭГУ. Сер. «Филология». — 2013. — № 2. — С. 125–130.
13. Салихова Э.А. Религиозный компонент значения слова в механизме идентификационных процессов индивида [Текст] / Э.А. Салихова, Ю.Р. Мурсалимова // Научные исследования и разработки: современная коммуникативистика. — 2016. — № 3. — С. 24–28.
14. Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозных представлений современной молодежи [Текст] / А.В. Ткаченко // Системная социология и психология. — 2012. — № 6. — С. 112–120.
15. Что такое «джихад»? [Электронный ресурс]. — URL: http://islam-today.ru/veroucenie/cto-takoe-dzihad (дата обращения: 28.12.2017).