ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНЦЕ XX –НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются наиболее активные акторы публичной дипломатии Германии: политические организации, включая фонды. Партии и политические фонды играют огромную роль в продвижении своих взглядов, идеологии за рубежом. Они также продвигают интересы политической элиты ФРГ. На рубеже XX–XXI вв. политические организации стали более ориентироваться на критическое восприятие действительности и диалог с аудиторией. Изменился и сам подход – фонды партии и другие субъекты стали более тщательно выделять и сегментировать целевые аудитории, главной среди которых стала категория «образованная молодежь».

Ключевые слова:
ФРГ, публичная дипломатия, политические организации, фонды.
Текст

Еще в начале XX в. в США и на европейском континенте возникли фонды, которые были направлены на поддержку внешней политики и налаживанию диалога между народами в области культуры и образования в зарубежных странах. Фонды Карнеги, Рокфеллера, а также фонд Форда реализовывали свои проекты в странах Европы: финансировали строительство библиотек в Дании, Великобритании, создавали высшие учебные заведения, например, такие как Лондонская школа экономики и многие другие.

Фонды задействованы на всех уровнях внешней политики государства: от политики безопасности до политики развития и внешней культурной политики.

Например, немецкие политические фонды занимаются «экспортом» политической культуры ФРГ, политическим образованием, работают с СМИ, общественными организациями и сотрудничают с высшими учебными заведениями. Тем самым они делают вклад в развитие отношений в гуманитарной сфере. Кроме того, фонды проводят в странах пребывания мероприятия культурно-политической направленности (выставки, публикации и т.д.), которые увязаны с процессами демократизации местных обществ [10, р. 184].

Огромную роль в продвижении интересов немецкой политической элиты играют политические фонды, среди них известные фонды Аденауэра, Науманна, Розы Люксембург, Фридриха Эберта и Агентство немецкого развития [9, p. 31].

С первого взгляда эти организации имеют весьма отдаленное отношение к дипломатии. Однако более пристальный взгляд показывает, что деятельность данных структур явно или неявно оказывает положительное влияние на имидж Германии за рубежом, способствует установлению долгосрочных контактов с различными аудиториями, продвигает цели и ценности немецкой внешней политики, что является важнейшими компонентами публичной дипломатии.

Публичная дипломатия – это правительственный механизм, нацеленный на реализацию внешнеполитических задач и включающий в себя такие методы, как:

•          информационные проекты;

•          образовательные и культурные обмены;

•          проекты в сети «Интернет» (цифровая дипломатия) [6, с. 186].

В научном сообществе нет единства в понимании термина «публичная дипломатия», однако большинство исследователей и зарубежных организаций пользуются следующим определением: «процесс коммуникации с иностранными аудиториями при поддержке правительства с целью продвижения идеалов, институтов и культуры, так же как политического воздействия» [9].

Возвращаясь к фондам, хотелось бы отметить, что немецкие политические фонды появились сравнительно недавно, большая часть политических фондов была основана после второй мировой войны.

Фонд имени Конрада Аденауэра (он назван в честь первого канцлера ФРГ) возник в 1955 г. и является представителем партии ХДС. Данная партия в своей идеологической основе либеральная (в экономическом плане она выступает за социально ориентированную рыночную экономику). Но она придерживается этических основ и постулатов христианства [7, c. 103].

Фонд декларирует себя как организацию, придерживающуюся демократических, либеральных ценностей: «Мы используем политическое образование для установления мира, свободы и справедливости. Укрепление демократии, содействие Европейскому единству, укрепление трансатлантических отношений и сотрудничество в области развития являются нашими особыми проблемами» [2].

Так, еще в 1990-м г. фонд начал свою работу в СССР, оказывая поддержку демократизации в Советском Союзе путем проведения семинаров, конференций, программ политического диалога с лицами, ответственными за принятие решений в экономике и политике. Отметим, что в те времена речь шла не о «помощи», а именно о «диалоге» в рамках существующих тогда представлений о диалоге между двумя различными общественно-политическими системами [5, c. 146]. Речь шла о том, чтобы после падения «социалистического режима» в СССР оказать воздействие, следствием которого было развитие трансформационного процесса в сторону демократии. В 1990-е гг. политические фонды поддерживали в России те политические силы, которые создавали структуры, необходимые для функционирования новой социально-экономической и политической системы [5, c. 146].

Ключевыми понятиями этой стратегии были: рыночная экономика, парламентаризм. Приватизация и реформы, проведенные во время правления Ельцина, радикально изменили экономическую систему постсоветской России. Целевыми аудиториями были, как и в развивающихся странах, политики, парламентарии, журналисты, преподаватели, студенты, т.е. те, кто мог сыграть большую роль в ходе процессов экономической и политической трансформации. Важнейшим приоритетом для германских политических фондов было сотрудничество с парламентскими фракциями.

В начале 1990-х годов политические фонды ФРГ сотрудничали не только с политическими партиями, но и с отдельными политиками. Встречи российских и немецких депутатов и информационные программы – наиболее эффективные инструменты в реализации проекта «Поддержка демократии в России». Например, фонд Конрада Аденауэра сотрудничал с такими лидерами политического лагеря, как Е.Т. Гайдар, С.М.Шахрай, Г.Э. Бурбулис [5, c. 148].

Для демократических партий России разрабатывались информационные программы, посвященные, например, созданию «народных партий» (в немецкой традиции «народными» обозначают себя крупные демократические партии – СДПГ, ХДС, ХСС, подразумевая под «народностью» свою массовость и программные установки).

Члены российских демократических партий обучались за счет германских фондов. Тем не менее ни одна из партий не стала «народной» в смысле, вкладываемом в это слово в немецкой политической системе.

Значительное место занимала деятельность фондов в создании образовательных программ. Например, фонд Аденауэра с 1992 г. сотрудничал с МГУ. В первую очередь фонд сотрудничал с факультетом журналистики и философским факультетом.

Фонд Аденауэра в рамах своего стипендиального отдела располагает специальным отделом для поддержки молодых специалистов. Данный отдел организовывал образовательные программы для российских журналистов.

С 1994 г. фонд организовывал работу между немецкими и российскими журналистами. Только за 1994 г. германские фонды организовали восемь образовательных программ, на которых обучали российские журналисты.

Например, в 1992 г. заработал проект «Немецко-русский обмен», программа по повышению квалификации российских региональных журналистов. Благодаря данной программе с 1992 по 2001 г. около 150 журналистов из 36 городов России смогли принять участие в трехнедельных стажировках и семинарах в немецких городах-побратимах. Участники программы существенно повлияли на образ Германии в российских регионах и содействовали оживлению и укреплению немецко-российского партнерства. В 1998 г. за активную поддержку граждан бывшего СССР при построении демократического общества в России организация «Немецко-русский обмен» была награждена медалью им. Теодора Хойса.

Оппозиционные немецкие партии также имеют свои каналы взаимодействия с иностранной целевой аудиторией. Например, партия «Союз 90/Зелёные» (Bündnis 90/Die Grünen) сотрудничает с независимым политическим фондом, названным в честь знаменитого немецкого писателя Генриха Белля.

Фонд Белля считает себя альтернативой традиционным политическим движениям (организация не причисляет себя ни к левым, ни к правым, ни политическим течениям), выступает за развитие экологически чистых технологий, за развитие прямой демократии и за создание справедливого общества [4].

Фонд Белля сделал много для привлечения инвестиций в охрану окружающей среды в России.

Для улучшения экологической ситуации в России инвесторы вкладывали деньги в модернизацию российских предприятий [4]. Немаловажным является принятие европейских стандартов управления охраной окружающей среды, призванных помочь предпринимателям понять, что им необходимо изменить для улучшения экологического баланса их предприятий. С помощью таких практических мер неправительственные организации Германии достигли больших результатов в популяризации защиты природных богатств России среди российского общества.

Так, фонд Белля сотрудничает с организацией «Байкальская волна». Байкальская Экологическая Волна возникла в Иркутске в октябре 1990 г. как неформальное объединение ученых и других граждан, обеспокоенных экологической ситуацией в Байкальском регионе и глобальным экологическим кризисом. Главным приоритетом организации является сохранение уникальной природы Байкальского региона.

Возвращаясь к теме деятельности немецких политических фондов, необходимо отметить возросшее влияние на политические процессы в других странах не только фондов, поддерживающих буржуазные партии, но и партии «социалистической» направленности.

Например, фонд имени Фридриха Эберта (имя первого президента Веймарской Республики) является «проводником» идеалов и ценностей социал-демократии: свобода, справедливость и солидарность [1]. Фонд участвует в мировом социал-демократическом и профсоюзном движении [1], в частности сотрудничал с одним из передовых российских профсоюзов – Межрегиональным профсоюзом «Рабочая ассоциация» (МПРА) [6]. МПРА как профсоюзная организация представляет собой Союз работников автомобильной промышленности и сегодня является наиболее левой профсоюзной организацией.

Немецкая социалистическая партия «Die Linke» (левые) тоже имеет свой партийный фонд, который работает с зарубежной целевой аудиторией.

Фонд им. Розы Люксембург с 1998 г. по настоящее время работает с «левым спектром» зарубежной целевой аудитории, т.е. с теми, кто придерживается идей марксизма-ленинизма, демократического социализма, антифашизма и интернационализма.

Фонд Розы Люксембург играет большую роль в своеобразном ренессансе и популяризации термина «социализм», который потерял свою привлекательность во многих странах после распада СССР и «мировой системы социализма».

Фонд выступает за реальную демократию, интеллектуальную свободу и социальную справедливость. На этих принципах Фонд выстроил свою систему политического образования, где критически оцениваются реалии современного капитализма и неолиберальной глобализации [3]. Это выражается в деятельности Фонда, поддерживающий проекты, цель которых «…дать людям возможность равного доступа к основополагающим общественным благам, таким как демократическое право участия в принятии решений, мир и отсутствие насилия, свобода трудовой деятельности, образование, здоровье, социальные гарантии» [3].

Фонд также принимает участие в современных проектах с российскими, украинскими и белорусскими научными организациями, изучающими следующие вопросы:

  1. Расширение НАТО и ЕС на восток;
  2. Безопасность и сотрудничество на постсоветском пространстве;
  3. Перспективы развития германо-российских отношений;
  4. Социально-политическая ситуация в бывших социалистических странах.

Фонд активно сотрудничает с обществом «Россия – Германия» и Германо-российским форумом. 3 июня 2004 г. обществом «Россия – Германия» и Фондом Розы Люксембург была проведена конференция, посвященная 60-летию открытия второго фронта. Выступая на конференции, представитель от фонда Стефан Дёрнберг подчеркнул, что многие круги монополистического капитала на Западе, в том числе в самой Германии, пытаются поставить под сомнение решающий вклад Советского Союза в победу над фашизмом. Таким образом, деятельность фонда направлена на защиту исторической правды о второй мировой войне, победу в которой одержал СССР при активной поддержке союзников. Не стоит забывать и про антифашистское сопротивление во Франции, Италии и Греции, а также партизанское движение Югославии (500 тыс. человек). Вместе с нами и западными союзниками они ковали в Европе одну на всех, общую победу.

Фонд Р. Люксембург так же, как и прочие немецкие политические фонды, налаживает контакты между Россией и Германией по линии гражданского общества, прежде всего это работа с молодежью. Первый молодежный проект – создание неправительственной организации «Гуманитарное движение молодежи» в г. Мурманске. В его рамках создается школа демократии и немецкий клуб, направленные на популяризацию среди российской молодежи немецкого языка и истории. Немецкий клуб также организует обмен между немецкими и российскими школьниками.

Эти партнерства играют положительную роль в межкультурной коммуникации между Германией и Россией, что позволяет, прежде всего, молодым исследователям ознакомиться с трудами немецких историков, социологов и политологов, а также с идеями немецких левых партий и объединений.

Отметим также то, что публичная дипломатия часто используется правительствами для воздействия на общественно-политические процессы в других странах. Часто с помощью немецких фондов формируется инфраструктура массовых протестов, финансируются оппозиционные движения и культивируются антиправительственные настроения в обществе.

Правые немецкие политические фонды оказывают поддержку правым движениям в Венесуэле, которые находились раньше в оппозиции к Уго Чавесу, а сейчас находятся в оппозиции к преемнику Чавеса, Николасу Мадуре. Так, Фонд Конрада Аденауэра (партия ХДС) ежегодно инвестирует в правые партии, стоящие за Каприлесом Радонски, 500 тыс. евро [11].

В заключение отметим, что немецкие партийные фонды успешно способствуют коммуникации между целевыми аудиториями. Можно признать, что данные политические организации добились существенной трансформации и публичной дипломатии, акторами которой они являются.

Само понятие «публичная дипломатия» претерпело сильное изменение. Если во время Холодной войны публичная дипломатия рассматривалась как целенаправленное одностороннее воздействие на иностранные аудитории, то в конце XX – начале XXI в. картина иная.

С этого времени немецкая публичная дипломатия стала больше ориентироваться на критическое восприятие действительности и диалог с аудиторией. Изменился и сам подход – фонды, органы власти и другие субъекты стали более тщательно выделять и сегментировать целевые аудитории, главной среди которых стала категория «образованная молодежь».

Таким образом, политические фонды в современном мире являются неотъемлемым компонентом международных отношений и современного коммуникативного пространства.

Список литературы

1. Официальный сайт фонда имени Фридриха Эберта [Электронный ресурс] // URL: https://www.fes.de/ (дата обращения: 09.01.2017).

2. Официальный сайт фонда имени Конрада Аденауэра [Электронный ресурс] // URL: http://www.kas.de (дата обращения: 10.01.2017).

3. Официальный сайт фонда Розы Люксембург [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosalux.ru/ru/index.php (дата обращения: 20.01.2017).

4. Официальный сайт фонда имени Генриха Бёлля [Электронный ресурс] // URL:http://ru.boell.org/ru/2014/01/27/missiya-fonda (дата обращения: 20.01.2018).

5. Погорельская С.В. Неправительственные организации и политические фонды во внешней политике Федеративной Республики Германии [Текст] / С.В. Погорельская. – М.: Наука. 2007. – 207 с.

6. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: теории и концепции [Текст] / Н.А. Цветкова // Грамота. – 2015. – № 4 (54). – В 2-х ч. – Ч. I. – C. 186–189.

7. Церковников В.В. Роль фонда имени Конрада Аденауэра в формировании внешнеполитического курса ФРГ [Текст] / В.В. Церковников, О.К. Петрович-Белкин // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – Июнь 2015. – Том 15. – № 2. – С. 101–109.

8. Auer C., Srugies A. Public Diplomacy in Germany. Los Angeles: Figueroa Press. 57 p. (CPD Perspectives on Public Diplomacy. 2013. P. 5).

9. Diplomacy: Soft Power in New Public International Relations / edited by. Jan Melissen. N.Y. 2005. – 221 р. URL:www.culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/The_New_Public_Diplomacy.pdf (accessed 20.01.2018).

10. Riordan S. Dialogue-Based Public Diplomacy: A New Foreign Policy Paradigm? – N.Y., 2004. – Riordan S. Dialogue#Based Public Diplomacy: A New Foreign Policy Paradigm? – N.Y., 2004. – P. 184.

11. Hintergrund [Электронный ресурс]: Wer ist Capriles Radonski ? URL: https://www.hintergrund.de/politik/politik-eu/wer-ist-capriles-radonski/ (accessed 20.01.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?