Раскрываются особенности применения коучинга в целях развития лидеров в организации. В условиях жесткой конкурентной среды компания способна эффективно осуществлять свою деятельность только при наличии на всех уровнях лидеров, способных инициировать и реализовать инновационные процессы в организации. Одним из инструментов инновационного лидерства является коучинг, набирающий все большую популярность в мире, что в немалой степени обусловлено его высокой эффективностью. В статье раскрываются сущность коучинга как инструмента развития лидеров, его цели и процесс. Автором предложен подход к разработке методики раскрепощения сознания и снятия барьеров, препятствующих генерированию новых идей на основе синтеза классических методов их генерации, который можно использовать на практике в процессе создания инноваций. Описаны роли профессионального коуча и подход к его выбору.
коучинг, лидер, развитие лидеров, инновации, идеи, менеджмент.
Лидерский потенциал руководителей — это очень ценный и незаменимый ресурс организации, способствующий развитию гибкости и адаптивности предприятия, повышению скорости реагирования на изменения окружающей среды. Именно поэтому развитие инновационных лидеров — это процесс формирования эксклюзивного преимущества, которое другие компании не смогут воспроизвести, следуя словам Ноэля Тичи: «Самым действенным в мире ресурсом, для победы в будущем, является лидерский талант, помноженный на бесконечные организационные изменения (инновации)» [9].
Действующие руководители постоянно имеют дело с быстроменяющимися рынками, технологиями и персоналом. Их работа требует внимания к деталям, способности брать на себя ответственность в сложных ситуациях, принимать решения, изменяющие обычный для организации ход дел. При этом успешные руководители нередко становятся излишне самоуверенными, что ведет к неверной оценке событий и последующим действиям, основанным на успешном опыте, но не соответствующим характеру изменений в организации. Полагаясь на собственный опыт, менеджеры нередко искаженно воспринимают обратную связь по своим действиям. Возникает некий лаг между тем, как видит себя лидер, и тем, как его видят другие, что, в свою очередь, приводит к возникновению «слепых зон», которые являются препятствиями для дальнейшего роста как собственно человека, так и компании в целом. И этот лаг можно преодолеть при условии наличия рядом с лидером компетентного профессионала — коуча [10]. Поэтому интерес к коучингу как эффективному инструменту развития лидеров в последнее время все возрастает, а некоторые организации целенаправленно формируют культуру коучинга.
Коучинг — один из инструментов развития творческого мышления человека, который применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности организаций [4]. Коучинг имеет общие черты с проблемным обучением. Обучаемому не дается готовых рецептов, никто не решает, как сделать «правильно», потому что универсального «правильно» в менеджменте нет. В каждый момент времени требуется актуальное решение, оно не всегда единственно верное, но всегда новое. Задача коуча не предложить ответ, а создать условия для того, чтобы его подопечный сумел самостоятельно найти это решение, подтолкнуть его к этому решению (рис. 1). По нашему мнению, ключевая задача коуча — «научить» подопечного осуществлять микроинновации в управленческих решениях. Научить — это условно используемый термин, невозможно научить творчеству, творчество можно развивать и мотивировать.
Мотивация сотрудника к изменению самого себя на благо компании — это вторая важная задача коуча. Выполнить данную задачу можно, лишь связав цели компании с целями самого специалиста. В идеале коуч должен произвести такую корректировку цели, при которой достижение целей компании было в поле внутренних интересов самого сотрудника.
1. Вильямс П. Терапевт как коуч личной жизни: Исправление вашей страсти. URL: http://realcoach.ru/index.php? dn=down&to=open&id=8
2. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом: Учеб. пособие. М.: Академия естествознания, 2009.
3. Как правильно выбрать персонального коуча. URL: http://www.forbes.ru/karera/obrazovanie/37034-kakpravilno-vybrat-personalnogo-koucha
4. Кузьмин А.М., Высоковская Е.А. Креативные и аналитические инструменты создания инноваций: справочник. СПб.: ЛЭТИ, 2011.
5. Попов В.Л. Коучинг как элемент подготовки магистров // Девятая Междунар. научно-практич. конф. Менеджмент инноваций: предприятия, банки, университеты: сб. науч. тр. Варна, 2012. С. 438–441.
6. Цибульник М. Коуч это или как выбрать коуча? Руководство к действию. URL: http://maxcoach.ru/kouching/kakvybrat-koucha
7. Coaching for Leadership: The Practice of Leadership Coaching from the World’s Greatest Coaches. 2nd ed. By edition of Laurence S. Lyons, Marshall Goldsmith. John Wiley & Sons, 2005.
8. Martina G. McGowan. How to hoose a life coach. URL: http://martinamcgowan.com/2013/02/how-to-choose-a-life-coach
9. Noel M. Tichy with Eli B. Cohen. The Leadership Engine: How Winning Companies Build Leaders at Every Level. Harperbusiness, 2002.
10. Williams Ray. Why Every CEO Needs a Coach? Wired for Success. 2012. Aug.