АНТРОПОПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается опыт организации ряда культурно-образовательных проектов как современной практики воспитательной работы, которая в контексте антропологии образования может быть определена как антропопрактика. Дано описание форм практики и проанализирован опыт реализации проектов с точки зрения развития сущностных способностей человека в образовании. Представленные проекты имеют своей целевой группой как детское, так и детско-родительское, а также профессиональное сообщества.

Ключевые слова:
воспитательная работа, антропология образования, антропопрактика, культурно-образовательный проект, профессиональное развитие, рефлексия, субъектная позиция, личностная позиция, событийное пространство, детско-взрослая событийная общность, профессиональная общность.
Текст

 

Сегодня и философски, и педагогически осмыслено, что наилучшим способом воспитательной работы и социализации детей является включение их в процессы улучшения и преобразования мира, в котором они живут. В данном тексте культурно-образовательные проекты, проектируемые и реализуемые авторами совместно с педагогами-участниками сетевой инновационной площадки – всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий», межрегиональный культурно-образовательный проект «Школьные театральные сезоны», педагогический фестиваль «Берега детства» – осмысляются в качестве новых форматов воспитательной работы с детьми в масштабах современной России.  Эти проекты, прежде всего,  направлены на то, чтобы у детей появилась достаточно большая возможность реальных практических действий и преобразований. Мы понимаем, что если детская и подростковая активность не будет окультурена, то эта активность может стать деструктивной и нести разрушительный характер. В этой связи, возникает особая значимая задача при решении задач воспитания – построение антропопрактик, в которых субъектом является детско-взрослая общность, а ребенок является полноценным участником преобразования мира.

Всероссийский конкурс  «Горизонты открытий»  – конкурс проектных и исследовательских  работ.

Проектная деятельность – это форма, в которой связывается личностное и деятельностное. Это новый формат воспитательной работы, поскольку здесь происходит взращивание и раскрытие личностного начала.  В проекте чрезвычайно важным является построение замысла и практическое действие по его реализации, которое позволяет улучшить ситуацию.

Технологически практика организации конкурса включает следующие аспекты: заочную экспертизу работ, организацию выставочного пространства детских проектных инициатив и разработок,  работу в командах, направленную на формирование умений преодолевать ограниченность ресурсов, общую детско-взрослую экспертизу сетевых направлений проектных разработок. 

В контексте воспитательной работы в конкурсе «Горизонты открытий» сформированы такие важные направления, как «Культурное наследие России», социально-значимые проекты «Делаем жизнь лучше», экологические проекты «Мы в ответе за окружающий мир», проекты по здоровому образу жизни «Здоровье – стратегический потенциал страны», творческие проекты «Школьная академия искусств» и др. Это направление личностного роста, гражданской ответственности, патриотизма, культурной самоидентификации, эстетического воспитания, становления ответственной субъектной позиции.

Говоря об опыте проведения данного конкурса, необходимо отметить следующее. Он проводится как всероссийский на портале «Школьные-проекты.рф»  с 2014 г. Эксперты конкурса – доктора и кандидаты наук, педагоги высшей категории, имеющие опыт подготовки победителей всероссийских конкурсов и олимпиад. Участники – обучающиеся 1–11 классов. География конкурса – Москва, Санкт-Петербург, Архангельская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кировская, Курская, Липецкая, Магаданская, Московская, Муромская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Смоленская, Тульская, Тюменская, Ярославская области, Красноярский край, Краснодарский край, Пермский край, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Республика Беларусь. В конкурсе принимают участие дети из городских и сельских школ, детских домов, школ-интернатов, организаций дополнительного образования, лицеев и гимназий, дети с ОВЗ. Помимо детского сотрудничества, в ходе конкурса строится социальное партнерство организаций: это и научные структуры – Институт изучения детства семьи и воспитания РАО, Центр защиты прав и интересов детей, и образовательные организации – гимназия № 1409 и школа с углубленным изучением математики им. А.А. Леманского № 1384 г. Москвы, некоммерческие и общественные организации – Центр инновационных проектов и медиаресурсов в образовании, Общественное движение «Исследователь» и др. В 2017–2018 гг. конкурс вошел во всероссийский Перечень мероприятий Министерства образования и науки РФ для талантливой молодежи. Таким образом, строится действительно пространство равных возможностей и открытых горизонтов развития.

Межрегиональный культурно-образовательный проект «Школьные театральные сезоны».

Специфика этого межшкольного культурно-образовательного проекта  заключается в том, что важнейшей стороной воспитания является возможность  предоставить ребенку и детскому коллективу реализовать собственное культурное действие, обратиться к отечественному и мировому культурному наследию не только в контексте ознакомления, а в контексте понимания современной ситуации и современного мира, в котором живет молодежь. Для современной практики воспитания чрезвычайно важной задачей является помощь молодежи понять, осмыслить  и заявить собственную позицию по поводу вопроса о том, что в этом мире является добром, а что  – злом. В этом смысле, практика школьных театральных сезонов – это способ организации собственного культурного действия в пространстве современной молодежной культуры с опорой на культурное наследие и со смысловой перспективой формирования позитивного будущего. В контексте воспитательной работы «Школьные театральные сезоны» – это мощнейшая форма, которая интегрирует усилия различных субъектов: родителей, педагогов, творческой интеллигенции, самих ребят. Она создает культурно-событийные пространства и понимание возможности своих собственных действий, направленных на то, чтобы этот мир стал красивее и лучше. Поэтому на основе проекта «Школьные театральные сезоны» реализуется коллективное детско-взрослое совместное действие, обладающее воспитательным эффектом.

 «Школьные театральные сезоны» включают подготовку спектакля, организацию событийных встреч – показ, межшкольный обмен, благотворительные акции, событийный праздник-Встречу церемонию награждения с выставочным пространством и театральными импровизациями. В контексте педагогики равных возможностей важно, что «Школьные театральные сезоны»  предоставляют широкие возможности участия детям с ОВЗ, и такая творческая жизнь делает их полноценными участниками совместного культурного  действия. Один из постоянных участников фестиваля – «Космический театр» для детей с проблемами зрения, руководитель Елена Кононенко.  При этом для каждого ребенка находится свое место и форма раскрытия его таланта.

Этот фестиваль проводится  на портале «Школьные-проекты.рф»  с 2010 г. Участники – детские и разновозрастные театральные коллективы всех жанров из детских садов, школ, гимназий, лицеев, центров детского творчества, воскресных школ,  детских домов и школ-интернатов. География конкурса – Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Московская область, Краснодарский край, Челябинская область,  Италия, Болгария. На фестиваль ежегодно представляется 30 спектаклей  в различных номинациях  на русском, английском, немецком, испанском, итальянском, французском языках. Оргкомитет и партнеры проекта  – педагоги, психологи, актеры и режиссеры,  выпускники ВГИК, ЛГИТМИК, актеры Малого театра, Театра им. Маяковского, Театра ЛЕНКОМ, Тeatro Sistina (Roma), члены Союза композиторов России, преподаватели Института русского театра, профессора Института филологии МПГУ, Высшей школы народных искусств.

Организационный план фестиваля включает публикацию полных видеоверсий спектаклей-участников на портале «Школьные-проекты.рф», гастрольные встречи коллективов и ежегодную церемонию подведения итогов. Пространство подведения итогов строится как событийная  встреча следующим образом: выставочное пространство «Театральный салон в фойе», театральные миниатюры и импровизации с участием зрителей,  онлайн-трансляция   на канале школьного телевидения WIF-TV совместно с ГБОУ Гимназия № 1409  и культурной ассоциацией «Проекты и мотивы» (Италия).

Всероссийский  педагогический фестиваль «Берега детства» – это практика, направленная на рефлексивный анализ и осмысление различных прецедентов педагогической деятельности.

Любая воспитательная работа предполагает, прежде всего, рефлексивный анализ и понимание форм жизни детско-взрослой общности.

Здесь важным компонентом является специально организованная педагогическая рефлексия.

В контексте воспитательной деятельности, прежде всего, любая педагогическая технология направлена на формирование детско-взрослой образовательной общности как ресурса индивидуального развития и воспитания, раскрытие человеческого потенциала.

Поэтому педагогический фестиваль «Берега детства» является важнейшим компонентом осмысления антропопрактики воспитания, реализующейся в различных областях – в системе дополнительного  образования, в дошкольном образовании,  в сфере организации спортивной, творческой, проектной, исследовательской активности.

Педагогический фестиваль «Берега детства» проводится  с 2011 г. В 2017–2018 гг. седьмой по счету фестиваль посвящен солидной дате – 100-летию дополнительного образования в России и призван раскрыть тему: «Рефлексивная культура педагога: Целевые ориентиры, педагогические технологии, образовательные результаты современного образования». Опыт нескольких лет проведения фестиваля позволяет с уверенностью заявить, что фестиваль – это модель профессиональной интеграции и развития педагогов разных типов образовательных организаций, место встречи людей разных профессиональных интересов, но одинаково неравнодушных к детству и творчеству.

Очевидно, что таким образом сформулированная сверхзадача фестиваля предполагает, что участниками его программ являются, как различные субъекты –  педагоги и специалисты образования, культуры, спорта, управленцы, так и различные организации образования – школы, ДОО, ОДОД, психологические центры, учреждения культуры, спорта, территориальной клубной системы, а авторами – ученые, педагоги, управленцы, носители инновационных идей и опыта.

Все события и присылаемые на Фестиваль работы распределяются по  семи тематическим линиям, соответствующим разнообразным потребностям современного ребенка и проблемам детства:

– развитие субъектности ребенка в дополнительном образовании («Я – автор!»);

– здоровьеформирующий потенциал дополнительного образования («Здоровье»);

– формирование празднично-игровой культуры в дополнительном образовании («Досуг»);

– интерактивная развивающая среда в дополнительном образовании («Среда»);

– педагогическое мастерство в дополнительном образовании («Мастерство»);

– управленческие находки в дополнительном образовании («Управление»);

– осознанное родительство («Родительство»);

– духовно-нравственное развитие («Духовность»).

События фестиваля выстроены в годичный цикл, включающий в себя, во-первых, десять фестивальных встреч (вебинары, встречи, конференции, педагогические чтения), которые  проходят в течение всего учебного года в Москве, Владимире, Курске, других заявивших о своем участии регионах и городах; во-вторых, очно-заочный курс повышения квалификации на 72 академических часа по теме фестиваля; в-третьих, конкурс методических разработок и подготовку итогового сборника статей фестиваля. Методические материалы и видеозаписи всех фестивальных встреч публикуются на специальной странице, посвященной фестивалю, на сайте «Школьные-проекты.рф».

Важно, что конкурс предполагает экспертизу высококвалифицированным научным сообществом широкого спектра методических разработок практиков по направлениям: образовательная программа, в том числе, авторская; методическая разработка; компьютерная презентация к занятию; сценарий занятия. Все участники, заявившие свою разработку на экспертизу, получают обоснованное экспертное заключение от докторов и кандидатов наук Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, а самые лучшие – рекомендацию к подготовке диссертационного исследования.

Интересен замысел динамики участия в фестивале. Во-первых, субъектом участия может стать как отдельный педагог, так и педагогический коллектив или целая образовательная организация. Педагог, заявивший о своем участии в фестивале, может быть в нем участником фестивальных событий и конкурсных разработок, может взять на себя большую ответственность и записаться на курсы повышения квалификации, а  может   проявить себя и как автор фестиваля. В любом случае, организаторы обеспечивают построение индивидуального фестивального маршрута и встречу профессионалов – друг с другом, с лучшими инновационными практиками, в конечном счете, с самим собой. Таким образом, цикл фестивальных встреч строится как пространство профессиональной со-бытийной общности, в которой только и возможно совершить шаг собственного профессионального развития.

 

 

Список литературы

1. Александрова Е.А., Бояринцева А.В. Психолого-педагогические основания формирования картины мира ребенка // Психология обучения. – 2013. – № 9. – С. 5–19.

2. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. – 2001. – № 4. – С. 23–34.

3. Новые ценности образования: культурные модели школ / Ред.серии Н.Б.Крылова. Ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева. - М.: ИПИ РАО, 1997. Новые ценности образования. Культурная парадигма. – 2007. Вып. 4 (34).

4. Рябцев В.К., Ряшина В.В. Концепция культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны» //«Профилактика зависимостей»: электронный научно-методический журнал. – 2015. – № 1. – С.15.

5. Рябцев В.К., Ряшина В.В. Разработка культурно-образовательного проекта как технология развития детско-взрослой событийной образовательной общности (методические рекомендации) //«Профилактика зависимостей»: электронный научно-методический журнал. – 2015. – № 2. – С.1.

6. Ряшина В.В. Новые горизонты организации проектной и исследовательской деятельности учащихся // «Профилактика зависимостей»: электронный научно-методический журнал. – 2016. – № 2. – С.146–150.

Войти или Создать
* Забыли пароль?