АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ВЫРАЖЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ ПАРТНЕРСКОГО ПРОЕКТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена описанию апробации модели учебного сопровождаемого проживания воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Авторы статьи обосновывают необходимость тренировки у воспитанников-сирот применения жизненных навыков в условиях с разными требованиями к самостоятельности. Данная задача решается за счет чередования проживания в группе и в тренировочной квартире. В тренировочной квартире у воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью формируются различные виды базовой и инструментальной повседневной активности. Апробация модели проходит в рамках партнерского проекта «АдаптСтудия» благотворительного фонда «Расправь крылья!» и ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь». Проект реализуется при поддержке Комитета общественных связей г. Москвы. В статье раскрываются основные характеристики данного проекта: цель, задачи, этапы, результаты.

Ключевые слова:
учебное сопровождаемое проживание, тренировочная квартира, воспитанники организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью, АдаптСтудия.
Текст

В последние годы число детей-инвалидов в России постоянно увеличивалось и достигло по данным Росстата на 1 января 2017 г. 636 тыс. детей. Из них 39 672 ребенка-инвалида живут в Москве. Основными причинами инвалидности остаются психические расстройства и болезни нервной системы.

Дети, имеющие нарушения интеллекта, являются наиболее уязвимой группой. Их развитие и достижения связаны с той помощью, которую они получают, с тем, насколько окружающие условия способствуют развитию их потенциала.

Проблема инвалидности обостряется, если ребенок-инвалид остается без родителей. Врожденный характер нарушений и их глубина способствуют в большинстве случаев разрыву связей с кровной семьей и попаданию детей в организации для детей-сирот (детские дома-интернаты). В настоящее время в Москве 39 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются не менее 2500 детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основная задача, стоящая перед учреждением, в котором есть дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью – научить воспитанников заботиться о себе и обслуживать себя. Однако модель ограничительной заботы остается наиболее распространенной: воспитанники ограничены в проявлениях самостоятельности, в возможностях проявить имеющиеся у них навыки. Дефицитарность подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни остается нерешенной проблемой до сих пор, несмотря на значительные изменения, связанные с реорганизацией данных организаций. Особенно медленно процесс идет в тех организациях, в которых воспитываются дети-инвалиды, в частности дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Изменения в этих учреждениях связаны с моделью развивающего ухода [4].

Молодые люди с выраженной интеллектуальной недостаточностью не могут вести полностью самостоятельный образ жизни, а поэтому нуждаются при решении повседневных задач в помощи со стороны и пожизненном сопровождении разной интенсивности [3]. После совершеннолетия сироты с выраженной интеллектуальной недостаточностью переходят из детского учреждения во взрослое учреждение. Чаще всего это психоневрологический интернат (ПНИ), так как альтернативные формы жизнеустройства молодых инвалидов только начинают появляться в нашей стране. К сожалению, так часто бывает, что сформированные в детском доме-интернате у детей жизненные навыки и умения теряются при переходе из учреждения для детей в учреждение для взрослых. Молодые инвалиды деградируют, уменьшается их возможность справляться со своими нуждами, падает качество жизни.

Это происходит с одной стороны, из-за стресса, связанного со сменой окружения, ведь у воспитанников детских домов-интернатов, как правило, мало опыта изменения жизненных условий, предъявляющих разные требования к их самостоятельности.

С другой стороны, навыки, сформированные в одних условиях, легко теряются у молодых инвалидов в других условиях, если они не имели возможности применять свои навыки в разных условиях, не могли получить опыт так называемого социального закаливания.

Быстрая потеря жизненных навыков (самообслуживания, самоорганизации и коммуникации) озвучивается специалистами как острая проблема, однако «перенос навыков» не находится в фокусе их внимания. Можно выделить несколько причин снижения функциональных возможностей выпускников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью при переходе в ПНИ или другие формы жизнеустройства. Во-первых, воспитанники испытывают дефицит индивидуального внимания. Во-вторых, в стабильных условиях детского дома у них почти нет необходимости проявлять сформированные навыки. В-третьих, перемены при переходе из одного учреждения в другое слишком велики и требуется специальная подготовка для успешной адаптации. Все это вместе приводит к тому, что после выпуска из организации, при переходе во «взрослое» учреждение, сироты не имеют модели поведения, применение которой поможет им успешно адаптироваться.

Решением может стать тренировка применения жизненных навыков в разных условиях, с разными требованиями к самостоятельности. Для этого в организации для детей-сирот должны быть созданы другие условия, отличающиеся от тех, к которым воспитанники привыкли. Возможность менять эти условия и обеспечит тренировку жизненных навыков – социальное закаливание. Таким образом, решение связано с созданием в учреждении формирующей среды, способствующей появлению у воспитанников успешной адаптационной модели. Такой формирующей средой может стать тренировочная квартира, на базе которой реализуется программа учебного сопровождаемого проживания.

В 2018 г. при поддержке Комитета общественных связей г. Москвы реализуется партнерский проект «АдаптСтудия» благотворительного фонда «Расправь крылья!» и ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», направленный на апробацию модели учебного сопровождаемого проживания организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Цель проекта: реализовать в течение 12 мес. в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» программу учебного сопровождаемого проживания воспитанников-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью и на основе апробации индивидуальных оценочных и обучающих средств расширить методическое обеспечение программы для тиражирования практики, повышающей качество жизни данной категории детей.

Задачи проекта

    1. Создать в имеющемся помещении условия для реализации программы учебного сопровождаемого проживания (далее – УСП), направленной на развитие навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации воспитанников ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», с выраженной интеллектуальной недостаточностью (далее воспитанники) – тренировочную квартиру.
    2. Разработать и реализовать не менее чем для 24 воспитанников индивидуальные маршруты УСП, включая как периоды проживания в тренировочной квартире, так и периоды проживания в группе. В каждом маршруте определить индивидуальные задачи развития и сохранения при смене условий проживания навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации, а также показатели и способы оценки индивидуальных достижений (мониторинг).
    3. Разработать и апробировать индивидуальные обучающие и оценочные средства, включая коммуникативные альбомы, наборы карточек для визуального расписания, опорных схем деятельности, форм сбора обратной связи.
    4. На основе систематизации и анализа результатов апробации индивидуальных обучающих и оценочных средств, данных мониторинга индивидуальных достижений, обратной связи от воспитанников и специалистов разработать и разместить в открытом доступе методические рекомендации, объемом не менее 30 стр., по организации УСП воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью, с алгоритмами разработки и примерами использования индивидуальных маршрутов УСП, индивидуальных визуальных помощников, индивидуальных оценочных средств.
    5. Подготовить обучающий видеоконтент (90 мин.) по развитию в рамках УСП навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
    6. Провести не менее 5 публичных мероприятий (презентаций и семинаров) с общим количеством участников не менее 100 для специалистов НКО, государственных органов и организаций, представителей общественности с целью продвижения результатов проекта и создания предпосылок для тиражирования практики.

Этапы проекта:

организационный: обустройство тренировочной квартиры предметами, необходимыми для реализации программы УСП, встречи с персоналом, знакомство воспитанников с проектом;

подготовительный, включает разработку индивидуальных маршрутов УСП воспитанников: чередование периодов проживания в группе и в тренировочной квартире (общий срок проживания в тренировочной квартире не менее трех недель), задачи на каждый период проживания, подготовку базовых визуальных помощников для каждого воспитанника;

реализация индивидуальных маршрутов УСП с обсуждением хода реализации на ежемесячных консилиумах.

В каждом индивидуальном маршруте УСП в соответствии с функциональными возможностями и зоной ближайшего развития воспитанника определены задачи, способы развития и ожидаемые результаты в следующих сферах:

а) обучение навыкам самоорганизации на основе использования индивидуального интерактивного магнитного календаря, визуального расписания, визуальных карточек;

б) обучение навыкам трудовой занятости, выбор занятия, к которому предрасположен воспитанник через пробы в трудовой мастерской;

в) обучение навыкам коммуникации и взаимодействия, включая прием гостей, при необходимости с использованием средств альтернативной коммуникации (коммуникативные ленты, коммуникативные  альбомы, визуальные карточки);

г) двухэтапное знакомство с социальной инфраструктурой (магазин, парикмахерская, аптека и др.). Документальный ознакомительный ролик о близлежащем объекте – на первом этапе и его посещение воспитанником – на втором;

д) обучение приготовлению блюд с использованием кухонной техники (мультиварка, кухонный комбайн, мультипекарь, другая кухонная техника и др.) с использованием индивидуальных опорных визуальных схем деятельности;

е) обучение навыкам пользования бытовыми предметами (пылесос, стиральная машина, утюг и др.) на основе индивидуальных опорных визуальных схем деятельности.

мониторинг индивидуальных достижений воспитанников включает первичную, промежуточную и итоговую оценку состояния и оценку развития внешним и внутренним экспертами, оценку сохранности навыков при каждой смене условий проживания, систематическое структурированное наблюдение;

аналитико-методический, включает анализ данных мониторинга, сбор и анализ обратной связи от воспитанников и специалистов, подготовку обучающего видеоконтента, включая видеокейсы, методических рекомендаций по организации УСП;

– продвижение результатов проекта: открытые мероприятия и публикации.

В ходе подготовки проекта был использован опыт благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!», направленный на создание учебных квартир в организациях для детей-сирот и социально-педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами [2; 5], а также опыт создания иных моделей тренировочных квартир для лиц с ОВЗ в Москве и в других городах – Псков, Владимир, Нижний Новгород, Старый Петергоф, Красноярск и др. [1; 3].

Количественные результаты проекта представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количественные результаты проекта

Описание результата

Показатель результата

Число воспитанников, для которых разработаны индивидуальные маршруты УСП, включая индивидуальных визуальных помощников

24

Число воспитанников, проживших в рамках УСП в тренировочной квартире не менее 3 недель

24

Число воспитанников, для которых есть результаты не менее трех оценок состояния и развития навыков самообслуживания, самоорганизации, коммуникации и уровня социального функционирования

 

 

50

Доля воспитанников, проживших в тренировочной квартире не менее трех недель, у которых по результатам мониторинга отмечено повышение уровня развития навыков самообслуживания, самоорганизации, коммуникации и уровня социального функционирования

60%

Число воспитанников, получивших новый для себя опыт коммуникации и взаимодействия, как друг с другом (гостевое посещение), так и с незнакомыми людьми (посещение объектов социальной инфраструктуры)

50

Число воспитанников, прошедших пробы не менее 3 видов трудовых занятий

40

Доля воспитанников, прошедших не менее 3 трудовых проб, для которых определена предрасположенность к выполнению определенного вида трудовых действий

60%

Доля воспитанников, давших позитивную обратную связь о проекте среди всех воспитанников, давших обратную связь

75%

Доля воспитанников, получивших опыт проживания в тренировочной квартире, которые применяют полученные навыки в условиях проживания в группе

60%

Количество публичных мероприятий, на которых были презентованы промежуточные и итоговые результаты проекта

 

7

Число участников публичных мероприятий проекта: презентаций и семинаров

100

Доля специалистов, давших позитивную обратную связь о проекте в целом среди всех специалистов, давших обратную связь

75%

Число постов и новостей о проекте и его результатах для специалистов государственных и некоммерческих организаций, работающих сиротами с выраженной интеллектуальной недостаточностью и общественности

100

Количество видеоматериалов, которые могут быть использованы при продолжении проекта или при тиражировании опыта организации УСП воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью

13

Число проведенных консилиумов, на которых обсуждались вопросы разработки и реализации индивидуальных маршрутов УСП воспитанников

12

Количество разработанных методических материалов для организации УСП воспитанников с выраженной интеллектуальной

недостаточностью, включая обучающие и оценочные средства.

11

 

Качественные результаты проекта

Увеличение доли воспитанников ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» с выраженной интеллектуальной недостаточностью, для которых разработан индивидуальный маршрут учебного сопровождаемого проживания.

Увеличение числа воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью, получивших новый для себя опыт коммуникации и взаимодействия, как друг с другом (гостевое посещение), так и с незнакомыми людьми (посещение объектов социальной инфраструктуры).

Увеличение количества воспитанников ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» с выраженной интеллектуальной недостаточностью, у которых повысился уровень навыков в сферах самообслуживания, самоорганизации и коммуникации.

В ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» усовершенствована технология подготовки воспитанников к выпуску из организации.

Рост числа выпускников центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда, Любовь», которые успешно адаптируются в новых жизненных условиях (сопровождаемое проживание, ПНИ и др.) после выпуска из ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» по достижении совершеннолетия.

ЦССВ «Вера. Надежда, Любовь» стал стажировочной площадкой для ЦССВ г. Москвы, создающих тренировочные квартиры в своих учреждениях, у него появились новые партнеры.

Расширение спектра видов деятельности фонда за счет появления нового направления – тиражирование практики учебного сопровождаемого проживания воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью

В заключении обоснуем инновационный характер данного проекта. Прежде всего, он определяется созданием тренировочной квартиры для сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью и реализацией на ее базе программы учебного сопровождаемого проживания. Тренировочных квартир для ребят с двойным риском – и сирот и инвалидов – единицы, а в Москве их нет.

Инновационность проекта также определятся индивидуализацией участия в нем воспитанников целевой группы, которая реализуется через индивидуальный маршрут учебного сопровождаемого проживания, в котором определены индивидуальные задачи развития и сохранения при смене условий проживания навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации, а также показатели и способы оценки индивидуальных достижений (мониторинг). Специфика индивидуального маршрута: чередование периодов проживания в тренировочной квартире и периодов проживания в группе. Это позволит тренировать умение справляться с изменившейся ситуацией без снижения уровня развития навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации.

Апробируются оригинальные индивидуальные обучающие и оценочные средства, включая коммуникативные альбомы, наборы карточек для визуального расписания, опорных схем деятельности, форм сбора обратной связи.

В проекте реализуется модель «равный учит равного», когда одновременно в тренировочной квартире проживают воспитанники с опытом проживания в тренировочной квартире, и без него.

Особенность проекта – создание условий для тиражирования апробированной практики, связанных с разработкой методических рекомендаций по организации учебного сопровождаемого проживания воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью и подготовкой обучающий видеоконтент по развитию навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации.

Проект вносит вклад в решение проблемы снижения функциональных возможностей выпускников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью при переходе в ПНИ или другие формы жизнеустройства на двух уровнях: индивидуальном, увеличивая готовность  конкретной группы сирот к смене условий проживания и успешному прохождению адаптационного периода, и социальном, создавая прецедент и методическое обеспечение для тиражирования практики, ведущей к изменению подхода к жизнеустройству сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Статья выполнена в рамках государственного задания научно-исследовательских работ Министерства образования и науки Российской Федерации по проекту № 27.9392.2017/БЧ.

Список литературы

1. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области [Текст]. – Псков, 2014. – 114 с.

2. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни [Текст] / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. – №1. – С.6–15.

3. Помощь людям с инвалидностью в организации самостоятельной жизни (Сопровождаемое проживание) / Информационно-методически сборник [Текст]. – М., 2017. – 200 с.

4. Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / Информационно-методически сборник для специалистов [Текст]. – М., 2017. – 114 с.

5. Социальная квартира интернатного учреждения: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни: Методическое пособие / А.А. Аббасова, И.А. Бобылева, Д.Е. Доненко, О.В. Заводилкина, Н.А. Найденова. М., 2011. 120 с. [Электронный ресурс] // URL: http://detskyfond.info/wpcontent/uploads/2015/06/2011-Sozkvartira.pdf (Дата обращения: 28.02.2018 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?