сотрудник
Воронеж, Воронежская область, Россия
сотрудник
Ухта, Республика Коми, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
сотрудник
Элементом верхнего строения железнодорожного пути являются шпалы, которые изготавливают в ос-новном из древесины. Деревянные шпалы из натуральной древесины имеют ряд недостатков. Уменьшить не-достатки шпал из натуральной древесины возможно, если для их изготовления использовать модифицирован-ную древесину мягких лиственных пород, которая за счет прессования будет по прочности превосходить шпа-лы из натуральной древесины и по своим физико-механическим показателям не уступает шпалам из натураль-ной хвойной древесины. Однако, одним из недостатков модифицированной древесины является ее способность изменять размеры и форму при повышении влажности. В связи с чем, существует необходимость создания но-вого высокотехнологичного ресурсосберегающего производства железнодорожных шпал из модифицирован-ной древесины с улучшенными эксплуатационными показателями (прочность, биостойкость, формоустойчи-вость, износостойкость), превосходящего существующие производства. Для увеличения срока эксплуатации деревянных шпал, повышения их биостойкости и формоустойчивости необходимо сырье для производства шпал подвергнуть пропитке составом антисептика и стабилизатора, т.е. провести термомеханическую модифи-кацию древесины. В качестве сырья можно использовать древесину мягких лиственных пород березы и осины. В зависимости от степени прессования шпалы из этих пород по прочности будут превосходить шпалы из древесины сосны. Но при этом все свойства древесины сохраняются (демпферные, диэлектрические и другие). Разработка технологии модификации древесины возможна на основе анализа физических явлений, лежащих в основе технологических операций. С этой целью теоретически рассчитаны кривые нагрева заготовки по сечению в маслянистой жидкости, выполненные на основе критериев подобия, а на основе физических явлений тепломассообмена рассчитана продолжительность сушки заготовок. Приняты методы пропитки, нагружения и снятия давления при прессовании.
модифицированная древесина, сушка, пропитка, прессование, антисептик, влажность, стабилизатор, физико-механические свойства, шпала
1. Горбачева, Г. А. Деформационные превращения древесины при изменении нагрузки, влажности и температуры [Текст]: Дисс. канд. техн. наук: МГУЛ / Горбачева Галина Александровна – М., 2004. - 198 с.
2. Кречетов, И. В. Сушка древесины [Текст] : / И. В. Кречетов. – М.: учебник Изд-во «Лесная промыш-ленность», 1980.-432 с.
3. Серговский, П. С. Гидротермическая обработка и консервирование древесины [Текст] / П. С. Сергов-ский, А. И. Расев. - М. : Лесная промышленность, 1987. – 360 с.
4. Соколов, П. В. Проектирование сушильных и нагревательных установок для древесины [Текст] : / П. В. Соколов.– М.: учебник Изд-во «Лесная промышленность», 1965.-331 с.
5. Состояние вопроса производства и эксплуатации железнодорожных шпал из различных материалов [Текст] / Т. К. Курьянова, А. Д. Платонов, М. А. Михеевская, Д. А. Паринов и др. // Лесотехнический журнал. – 2017. -Т.7.- № 4 (28). – С. 157-166.
6. Хухрянский, П. Н. Прессование древесины [Текст] / П. Н. Хухрянский // 2-е издание исправленное и доп. – М.: Лесная промышленность. 1964 – 361 с.
7. Шамаев, В. А. Модифицирование древесины [Текст]: монография / В. А. Шамаев, Н. С. Никулина, И. Н. Медведев // – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 448 с.
8. Navi P, Heger F (2004) Combined densification and thermo-hydro-mechanical processing of wood. MRS Bull 29:332–336.
9. Sheikh Ali Ahmed, Tom Morén, Margot Sehlstedt-Persson, Åsa Blom (2017) Effect of oil impregnation on water repellency, dimensional stability and mold susceptibility of thermally modified European aspen and downy birch wood Sheikh in Journal of Wood Science 63: 74-82.
10. Ugolev, B. N. General laws of wood deformation and rheological properties of hardwood // Wood Science and Technology. – 1976. – vol. 10(3). – P. 169-181.