В современных условиях перед правительствами многих стран и предпринимателями встал вопрос о повышении конкурентоспособности своей страны на мировом туристическом рынке. Туризм в последние годы стал одним из основных и приоритетных секторов экономики во многих странах. Отсутствие достаточного количества ресурсов, рискованность сельского хозяйства, отсутствие промышленного роста во многих мировых странах заставляет обращать внимание правительства на развитие таких секторов экономики, как туризм. Однако современные туристы сильно отличаются от туристов, которые были двадцать лет назад. В данном секторе обостряется конкурентная борьба не только на уровне предприятий отрасли, но и целых стран и даже континентов. В настоящее время одним из ключевых конкурентных преимуществ, обеспечивающих приток клиентов в сферу туризма, является качество предоставляемых услуг. Многие европейские страны уделяют большое внимание на государственном уровне обеспечению качества предоставляемых туристских услуг. В статье рассматривается опыт Испании в формировании системы качества туристских услуг, обеспечивающей данной стране одно из ведущих мест по уровню развития туризма в мире, а также по величине доходов от этого сектора в экономике страны.
туризм, качество туризма, конкурентоспособность страны
В начале 90-х гг. на рынке туруслуг Испании произошли серьезные изменения. Связаны они были в первую очередь с появлением новых туристических направлений, которые предлагали нечто новое на мировом туристическом рынке – систему все включено (all inclusive), высокий уровень качества и достаточно низкие цены. В результате этого Испания стала терять те конкурентные преимущества, которые до этого были неоспоримыми. Все это вызвало беспокойство со стороны профессионалов турбизнеса, которые при поддержке государства выступили с концепцией повышения и обеспечения качества оказания туристских услуг как одной из прерогатив национальной политики государства.
В 1995 году в Испании был запущен пилотный проект в отельном секторе туристического рынка, который достаточно быстро развился в Систему качества отелей и апартаментов. Удачный проект был взят на вооружение не только частным сектором, но и Испанским управлением по туризму, а проблема повышения и обеспечение качества
1. Никулина О.В. Якунина Ю.К. Инновационные технологии в сфере развития туризма в России и за рубежом // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 9(213).
2. Certificación y modelos de calidad en hosteleria y resturacion. Puig-Duran Fresco, Jorge. 2006. Editorial Díaz de Santos
3. Gestión de la Calidad. Conceptos, enfoque, modelos y sistema Cruz,S; González,T. 2006. Editorial Pearson Prentice Hall.
4. Herramientas para el desarrollo de la Calidad. Villa, A; Marauri Ceballos, J. 2004. Ediciones Mensajero
5. La gestión integrada de la Calidad, el Medioambiente y la Prevención de Riesgo Laborales en la Organizaciones. Mellado Romera, Maria Dolores. 2006. Editorial Universitaria Ramón Areces.
6. Manual del Sistema de la Calidad Turística Española. Una Certificación necesaria. ICTE. 2011.
7. Plan Nacional e Integral de Turismo (PNIT) 2012-2015. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.calidadturistica.es (дата обращения: 01.10.2013).