Сургут, Россия
Одним из инструментов бережливого производства является бенчмаркинг. Бенчмаркинг в настоящее время является актуальной технологией систематического процесса поиска лучшей практики, инновационных идей и высокоэффективных технологий, создающих условия для профессиональной и организационной карьеры на благо общества. В российской практике не разработана методика применения бенчмаркинга, что также затрудняет актуализацию данной технологии. Отсутствие научно обоснованных методов применения и их соответствующий анализ и оценка существенно тормозит развитие теории и практики применения технологии бенчмаркинг. В статье представлены основные риски применения технологии бенчмаркинг в бережливом производстве с учетом мирового и отечественного опыта.
бережливое производство, бенчмаркинг, виды бенчмаркинга, способы осуществления бенчмаркинга, риски применения бенчмаркинга, преимущества бенчмаркинга.
Бережливое производство (лин) (англ. leanproduction, leanmanufacturing от lean – «тощий, стройный») – система простых решений, благодаря которым можно добиться повышения эффективности и снижения издержек. На сегодняшний день все большее количество предприятий встает на бережливый путь развития, который позволяет с помощью организационных мер повысить производительность труда от 20 до 400% в течение года. Воспользовавшись только одним из инструментов бережливого производства, – изменив потоки перемещения изделий, за два года можно увеличить производительность труда на 30% [14].
Одним из инструментов бережливого производства является бенчмаркинг. Традиционно принято поверять свои результаты, сравнивая их с достижениями конкурентов (бенчмаркинг). Концепция бережливого производства предлагает не тратить время на соревнование с конкурентами, а соперничать с самим совершенством. При этом признается, что полностью достичь идеального состояния невозможно, а процесс приближения к совершенству непрерывен и бесконечен [15].
Рассмотрение сущности и понятия бенчмаркинг предполагает, прежде всего, определение его понятия. Обозначим наиболее распространенные определения, сформулированные учеными в области управления персонала и представим их в табл. 1.
Таблица 1
Подходы к определению понятия «бенчмаркинг»
№ п/п |
Автор определения |
Определение |
1. |
Годин А.М. |
Метод изучения чужого опыта, который не является тайной за семью печатями [1] |
2. |
Вахрушеа О.Б. |
Предполагает анализ и применение лучшей практики управления бизнесом, получение конкурентных преимуществ [2] |
3. |
Сотникова С.И. |
Систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высокоэффективных технологий, создающих условия для профессиональной и организационной карьеры на благо общества [3] |
4. |
Наумов В.Н. |
Представляет собой постоянный систематический поиск улучшение рыночного положения компании путем изучения и внедрения лучшего опыта самых передовых фирм мира [4] |
5. |
Тюрин Д.В. |
Сравнительный анализ бизнес-процессов аудируемой компании с аналогичными процессами конкурентов [5] |
Исходя из анализа определений рассматриваемого понятия, можно отметить, что оно применяется в различных смысловых значениях.
Одни авторы считают, что бенчмаркинг – это постоянный процесс, в ходе которого измеряются данные относительно продуктов, услуг, процессов и производственных технологий на ведущих предприятиях.
Другие утверждают, что это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы.
Контент-анализ понятия «бенчмаркинг» позволил сделать вывод, что утверждение С.И. Сотниковой выступает наиболее правильным с точки зрения раскрытия сущности понятия. В то же время стоит заметить, что приведенные трактовки хоть и имеют отличия, но, в целом, раскрывают данный термин с единым смыслом.
Бенчмаркинг проводится на протяжении определенного периода. С применением бенчмаркинга можно выяснить, какое предприятие занимает в определенной отрасли ведущую позицию, и каким образом завоевывается эта позиция.
Выделяют основные виды бенчмаркинга:
Рис. 1. Основные виды бенчмаркинга [6]
Источник: Составлено автором на основе данных источника [Баринов, М. В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] /М.В. Баринов/ Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 205.].
Стратегический бенчмаркинг направлен на поддержание конкурентоспособности предприятия, компании при этом выявляют выигрышные стратегии успешных фирм и внедряют их у себя. Кроме того, сравнивают стратегические цели в порядке выделения новых стратегических решений.
Стратегический бенчмаркинг или бенчмаркинг процесса не являются жизнеспособными вариантами, потому что очень трудно найти конкурента, который захочет поделиться конфиденциальной информацией.
Общий бенчмаркинг среди представленных видов выступает наиболее трудоемким и длительным процессом, который позволяет сравнивать бизнес-процессы, протекающие в организациях, относящихся к разным отраслям промышленности. Этот тип предоставляет наилучшие возможности для внутриорганизационного улучшения.
Конкурентный бенчмаркинг основан на сравнительном анализе продукции и услуг предприятия. Сравнительный анализ в основном сосредоточен на показателях качества продукции и услуг, характеристиках товара, цене, выгоде, надежности, дизайне и степени удовлетворенности клиентов, но может включать все, что имеет измеримые показатели, в том числе и процессы.
Наконец, последний вид бенчмаркинга – бенчмаркинг процесса направлен на изучение предприятий в целях выявления наилучшего опыта, которые можно применить и реализовать в собственные бизнес-процессы для того, чтобы повысить их эффективность. Бенчмаркинг процесса является отдельным видом, но он, как правило, вытекает из конкурентного бенчмаркинга. Это связано с тем, что компании сначала определяют слабые конкурентные точки своей продукции или услуг, а затем сосредотачиваются на ключевых процессах, чтобы устранить эти недостатки [7].
Кроме этого, выделяют четыре способа осуществления бенчмаркинга, которые представлены на рис. 2.
Рис. 2. Способы осуществления бенчмаркинга [8]
Источник: Составлено автором на основе данных источника [Мордовин, С.К. Управление персоналом: современная российская практика [Текст] / С.К. Мордовин.– СПб.: Питер, 2014. -С.88.].
Внутренний бенчмаркинг применяется для того, чтобы сравнить деятельность труда предприятия в целом, включая в сравнение отдельные команды, подразделения, отделы. То есть внутренний бенчмаркинг направлен на сравнение в целях сравнения лучшего опыта внутри предприятия, чтобы выделить те, которые работают лучше и распространить их знания и опыт внутри компании на другие команды для достижения более высокой производительности. Это, как правило, используется компаниями, которые недавно расширились географически, но еще не создали надлежащих систем обмена знаниями между подразделениями. Если же такие системы имеются, то нет необходимости использовать внутренний бенчмаркинг для реализации наилучших практических навыков.
Конкурентный бенчмаркинг некоторые авторы связывают в единый способ осуществления бенчмаркинга с внешним, однако существуют некоторые различия:
- конкурентный применяется тогда, когда предприятие проводит сравнительную характеристику в рамках своего предприятия. То есть, конкурентный может применяться только для сравнения собственных результатов деятельности;
- внешний применяется тогда, когда предприятие проводит сравнительную характеристику, как в рамках своего предприятия, так и за его пределами (конкурентная среда). Он гораздо выгоднее, так как существуют возможности поиска лучшего опыта, то есть он шире по охвату.
Функциональный бенчмаркинг направлен на глубокий анализ соседних подразделений предприятия. Достаточно легко можно определить наилучшие маркетинговые, финансовые, кадровые или операционные департаменты в других компаниях, поскольку они превосходят других именно в том, что они делают, и затем применить их методы в своих функциональных областях. При этом способе компании могут рассматривать широкий диапазон организаций, не связанных даже с отраслью, и вместо улучшения отдельных процессов, они могут улучшать целые функциональные области.
Общий бенчмаркинг сосредоточен не на практике ведения бизнеса в какой-то организации, а на отдельных рабочих процессах в общем [9].
Каждое предприятие в зависимости от своих возможностей и стратегических приоритетов выбирает нужный именно ему вид и способ применения бенчмаркинга.
Известно, что зарубежные компании идут на несколько шагов вперед отечественных компаний в различных сферах деятельности. Не исключением стало и применение бенчмаркинга.
В чем заключается разница в применении бенчмаркинга российских и зарубежных компаний, это предстоит выяснить в пределах этого параграфа.
Бенчмаркинг остается одним из наиболее признанных и широко используемых методов бизнес-стратегии и бережливого производства.
Опрос, проведенный The Global Benchmarking Network в 2015 г., показал, что им пользуются до 68% компаний. По состоянию на 01.01.2016 г., бенчмаркинг остается в четверке наиболее используемых в мировом бизнесе инструментов [10].
Наиболее популярную и эффективную модель бенчмаркинга использует компания Xerox. Руководство Xerox выяснили, что в их логистике есть недоработки – управление складскими запасами. После долгих поисков эталона они решили изучить опыт компании L.L. Bean, и отправили туда своих представителей.
В L.L. Bean активно использует в логистике информационные технологии, а также специализированным способом сортирует и размещает товары. Подобные принципы стали полезны и в Xerox.
Процесс бенчмаркинга, предложенный компанией Xerox, состоит из 5 фаз и 12 шагов (рис. 3).
Рис. 3. Процесс применения бенчмаркинга компанией Xerox [11]
Источник: Составлено автором на основе данных источника [Ватсон, Г. Бенчмаркинг в примерах [Электронный ресурс] / Г. Ватсон.– Официальный портал всероссийской организации качества Мир качества. – 2016. -Режим доступа: http://www.mirq.ru/publications/details/1019].
Среди других удачных примеров можно назвать применение бенчаркинга компанией Ford. Бенчмаркинг ее специалисты проводили тогда, когда положение компании на рынке серьезно пошатнулось. В ходе данного анализа производились исследования моделей автомобилей, число которых перевалило за пятьдесят.
Среди цели исследования можно назвать выяснение достоинств и недостатков каждой модели. По данным подобного анализа были выявлены параметры лучшего авто, которые бы позволили достичь показателей компаний конкурентов и даже превзойти их. Результатом данной компании стал автомобиль модели Taurus, который стал машиной года. В последующем модель потеряла свои позиции ввиду того, что стали производиться доработки, отклоняющие ее от первоначальной концепции развития, основанной на анализе конкурентных моделей.
В России применение этого метода пока недостаточно по сравнению с такими странами как США, Япония и др. Например, использование бенчмаркинга в зарубежных странах регулируется и поддерживается на государственном уровне, создаются специализированные компании для поиска партнеров по бенчмаркингу, в России такая практика отсутствует [12].
В России можно выделить только одно ежегодное крупное мероприятие, поддерживающее развитие бенчмаркинга – «Премия правительства в области качества», благодаря которой предприятие может улучшить различные аспекты своей деятельности и стать эталоном для сравнения с другими предприятиями. А также премия дает возможность лауреатам обеспечить свой имидж, зарекомендовать себя как надежного производителя высококачественной продукции, способствует привлечению новых партнеров. В табл. 2 приведены примеры применения различных видов бенчмаркинга на российских предприятиях.
Таблица 2
Применение бенчмаркинга в практике российских предприятий [13]
Вид бенчмаркинга |
Наименование предприятия |
Объект сравнения |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Конкурентный |
Ирбитский мотоциклетный завод |
Реструктуризация подразделений завода |
Решение о закрытии нескольких цехов |
Ирбитский мотоциклетный завод |
Производительность мотоциклов на одного сотрудника |
Повышение квалификации сотрудников, уменьшение простоев оборудования |
|
ЗАО «Петер – Стар» |
Сравнение показателей отчетности |
- |
|
ОАО «Северсталь» |
Производственные показатели |
Сокращение издержек, применение новых технологий, развитие рынка |
|
Комбинат имени Степана Разина |
Качество пива |
Приобретение нового оборудования |
|
Функциональный |
«Нижфарм» |
Выкладка товара |
Новый подход к мерчендайзингу |
Внутренний |
ГКБ №1 г.Новосибирска |
Качество предоставляемой медицинской помощи |
Выявление трех победителей, которые являются примером |
Общий |
Коммунальные предприятия |
Все направления деятельности |
Модернизация оборудования, новая система мотивации для персонала, изменение методов работы с потребителями |
Источник: Составлено автором на основе данных источника [Бадеева, Н.Н. Особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях [Электронный ресурс] / Н.Н. Бадаева.– Журнал «Актуальные вопросы экономических наук». – 2014. - № 41-1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-benchmarkinga-na-rossiyskih-predpriyatiyah].
При сравнении отечественного и зарубежного опыта применения бенчмаркинга можно сказать, что в России еще не достаточно активно применяется эта технология, чего нельзя сказать о зарубежных компаниях. Безусловно, в настоящее время, на наш взгляд, России необходимо перенимать успешный опыт применения технологии бенчмаркинг, так как эффект от его применения оказывается успешным.
Риски при применении бенчмаркинга связаны еще и с тем, что если в результате проведения бенчмаркинга предприятия, уже начавшие внедрение бережливого производства, обнаружат, что их фирма и так лучше конкурентов, они могут расслабиться. Если же наоборот, фирмы, работающие пока традиционным способом, определят, что они хуже конкурентов, они могут впустую потратить много сил на выяснение причин. Бросающиеся в глаза различия в уровне затрат, масштабах производства или в организационной культуре вполне могут показаться непреодолимыми для тех, кто не видит, что в действительности эти различия вызваны тем, как организованы внешне незаметные процессы создания ценности.
1. Годин А.М. Инструменты современного маркетинга [Электронный ресурс]: монография / А. М. Годин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 179 с.
2. Вахрушева О.Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: учеб. Пособие / О.Б. Вахрушева. – М.: Дашков и К, 2012. – 252 с.
3. Управление персоналом: деловая карьера[Текст]: учебное пособие /С.И.Сотникова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 328 с.
4. Основы предпринимательской деятельности [Текст]: учебник / Под ред. В.Н. Наумова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 313 с.:
5. Маркетинговый аудит [Текст]: учебник / Под ред. Д.В. Тюрина. - 2-e изд., доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 285 с.
6. Баринов М.В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] /М.В. Баринов/ Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 205.
7. Харрингтон, Х. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху [Текст] / Х. Дж. Харрингтон. – СПб.: «Питер», 2014. – 288 с
8. Мордовин, С.К. Управление персоналом: современная российская практика[Текст] / С.К. Мордовин.– СПб.: Питер, 2014. С.88.].
9. Владымцев, Н.В. Формирование инфраструктуры бенчмаркинга: инструменты эталонного сопоставления в маркетинговых исследованиях [Текст] / Н.В. Владымцев. – Экономический анализ: теория и практика. – 2014. - № 10. – С.38.
10. Исследования и публикации [Электронный ресурс] // Bain & Company’s. – 2015. – Режим доступа: http://www.bain.com/offices/moscow/ru/publications/index.aspx
11. Ватсон, Г. Бенчмаркинг в примерах Электронный ресурс / Г. Ватсон.– Официальный портал всероссийской организации качества Мир качества. – 2016. Режим доступа: http://www.mirq.ru/publications/details/1019].
12. Минина, В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления [Текст] / В. Минина. – М.: Кадровик, 2015. – С. 86.
13. Бадеева, Н.Н. Особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях Электронный ресурс / Н.Н. Бадаева.– Журнал «Актуальные вопросы экономических наук». – 2014. № 41-1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-benchmarkinga-na-rossiyskih-predpriyatiyah].
14. Бережливое производство: маленькие шаги для больших целей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gd.ru/articles/3578-berejlivoe-proizvodstvo( время обращения 04.03.2018)
15. Бережливое производство. Стремление к совершенству. [Электронный ресурс]. URL:http://holzex.ru/berezhlivoe-proizvodstvo-stremlenie-k-sovershenstvu/( время обращения 04.03.2018)