Белгородская область, Россия
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ГРНТИ 67.25 Районная планировка. Градостроительство
ББК 389 Благоустройства населенных мест
В статье рассматриваются исторические аспекты появления новой градостроительной политики в России на рубеже XVII–XVIII веков во времена правления Петра I, в связи с тем, что петровская эпоха явилась переломным этапом в истории русского градостроительства. В интересах государства проводилась градостроительная политика, которая должна была обеспечить необходимые противопожарные и санитарные меры. Описывается застройка Белгорода по новому регулярному плану 1768 г., разработанному архитектором А.В. Квасовым. Анализируется архитектура сохранившихся городских усадебных зданий каменного строения на примере дома купца Селиванова – замечательного памятника городской усадьбы, аналога которому в городе нет, и дома дворянки Ребининой, рассматриваются композиционные аспекты «образцовых» проектов для жилых домов конца XVIII в.
городская усадьба, генеральный план, объемно-планировочная композиция, образцовый проект, типовой, план дома, архитектурный декор.
На рубеже XVII – XVIII вв. жизнь в России была чрезвычайно богата событиями. Неотложная задача ликвидации экономической, политической и культурной отсталости России успешно решалась Петром 1 и его сподвижниками. Петровская эпоха явилась переломным этапом в истории русского градостроительства. В интересах государства проводилась градостроительная политика, которая должна была обеспечить необходимые противопожарные и санитарные меры. Интересы правящих классов требовали введения зонирования городской застройки по имущественным и социальным признакам. В этих условиях требованиям строительной политики государства лучше всего удовлетворяло плановое, регулярное строительство при помощи строгого строительного законодательства. С начала XVIII века государство начало предъявлять ряд новых требований к массовой городской застройке. Основными из них были повышенные требования к противопожарной безопасности, композиционному решению фасадов и размещению домов по красным линиям, согласно предварительно составленному проекту планировки. Единственным средством обеспечить регулярную застройку в условиях нехватки квалифицированных архитекторов и строителей было создание системы «образцового» или «типового», как теперь называют, проектирования. Появление системы типового проектирования в условиях значительно возросших в начале XVIII века темпов и масштабов строительства – было единственным средством обеспечить быструю и высококачественную массовую застройку городов на регулярной основе [1].
Анализ градостроительной политики, проводившейся в Российской империи с 1763 г. и анализ застройки исторической части Белгорода после пожара 1766 года, осуществленной по генплану, разработанному архитектором А.В. Квасовым и высочайше утвержденным Екатериной II 26 апреля 1768 г., дают представление не только о строительной полтитике, но проливают свет на историю сохранившихся городских усадебных домов. Из документов известно, что с утверждением нового плана города было «повелено»: «1) В помянутом городе строения производить каменное только казенное и публичное, в том числе и гостиный двор, да партикулярные дома, назначенные около площади в квартале под литерою «В» и внутри крепости, однако оставя жителям на их волю величину тех домов располагать, как они сами рассудят, но только держась во всем учиненного вплане положения и назначенных фасадов….
3)…Если же из жителей Белгорода найдутся такие, которые против назначенных фасадов без ссуды из казны построят своим коштом каменные домы, таких увольнять от постоя на 25 лет, а тех, которые посемуж деревянные домы выстроят – на 5 лет» [2].
К генеральному плану 1768 г. прилагались «Образцовые» проекты, которые были со временем утеряны, норассматривая наиболее интересные городские усадьбы можно провести аналогии с образцовыми проектами, разработанными для крупных Российских городов, которые не запрещалось применять застройщикам из провинции. К таким домам можно отнестисохранившиеся до наших дней: дом купца Селиванова, дом Мачурина, дом Ребининой, дом Курчанинова и ряд других домов. Рассмотрим два из них: дом купца Селиванова – один из замечательных памятников городской усадьбы, аналогов которому в городе нет, и дом дворянки Ребининой – интересные образцы жилых домов конца XVIII в., в архитектурном решении, которых видны характерные черты «образцовых» проектов.
Дом Селиванова (рис. 1) расположен в квартале, обозначенном на новом генеральном плане литерою «А», в котором регламентировалось строить только деревянные «домы» без погребов, а дом Селиванова – каменный, имеет «П» – образной формы план («П» – образные планы сложились к середине XVIII в.), в три этажа: цокольный, перекрытый каменными сводами, первый парадный и антресольный с мезонином на главном фасаде. Следовательно, можно предположить, что он был построен «своим коштом», т.е. без государственной ссуды, «по фасаду», выбранному на вкус хозяина.Дом купца Селиванова размещен в квартале, ограниченном улицами Вокзальной, Преображенской, Народным бульваром, Трубецкого. На картах города 1911 года периметральная застройка этого квартала отсутствует. Из чего можно сделать вывод, что вся территория квартала относилась к усадьбе Селиванова [3].
Рис. 1. Дом купца Селиванова. Главный фасад
В ведомости недвижимого имущества г. Белгорода, составленной в городской управе, усадьба описывается так: «Дом двухэтажный на погребах, два флигеля одноэтажные, конюшня, сарайчики каменные, амбар деревянный. Владельцы: наследники купца Александра Васильевича Селиванова». Дом оценен в пять тысяч рублей. Это был самый дорогой дом, т.к. многие другие дома и постройки в городе был оценены не выше ста рублей (по смете А.В. Квасова такой дом, как у купца Селиванова, стоил четыре тысячи двести восемьдесят один рубль) [4].
Функциональное назначение дома купца Селиванова постоянно менялось. Так, до 1874 года главный дом усадьбы был жилым, с 1774 по
1779 гг. здесь размещалась мужская гимназия [5], с 1 августа 1904 г. дом был арендован для размещения в нем женской прогимназии Федченко-Якубович, которая с 1906 г. была преобразована в гимназию [6]. С 1918 г. дом был приспособлен под клуб железнодорожников, в дальнейшем здесь размещались жилые квартиры, а с 1962 г. Белгородэнерго. В 1967 г. к северо-восточному крылу дома был пристроен лабораторный корпус. В 1996 г. дом был передан областному литературному музею. В 1999 году была выполнена реставрация дома купца Селиванова с приспособлением под литературный музей.
Дом купца Селиванова – прекрасный образец дома-дворца. Во внешнем облике дома одновременно нарядном и строгом хорошо прослеживаются характерные черты зрелого классицизма. Довольно крупная постройка в три этажа: цокольный, верхний парадный и антресольный с мезонином на главном фасаде. Дом построен по красной линии ул. Преображенской (бывшей Сергиевской). Каменный, оштукатуренный объем с различным решением фасадов. Под высокой четырехскатной крышей. Композиционный центр главного фасада выделен центральным ризалитом в три оси. Оформленный четырехколонным коринфским портиком с балконом в уровне первого этажа, фланкирован неглубокими боковыми ризалитами в одну ось каждый. Завершен колонный портик антаблементом и полуфронтоном, с крупной аркой под ним, за которой расположено полуциркульное окно мезонина. Боковые ризалиты украшены ионическими полуколоннами, фланкирующими прямоугольные окна, завершены полуфронтонами на кронштейнах в виде акантовых листьев, между которыми расположены полуокружности, украшенные лепным орнаментом. Фасадный декор здания образуют: квадровая рустовка цокольной части ризалитов, пилястры, большие прямоугольные окна парадных помещений, небольшие квадратные окна антресольного этажа, со стороны главного фасада прямоугольные ниши, лепной карниз, отделяющий первый этаж от антресольного, прямоугольный сандрик над дверным проемом выхода на балкон и профилированный карниз с мутулами [7].
«Домовладение дворянки Ребининой» состоит из двух зданий: двухэтажного по проспекту Славы, № 57 и одноэтажного № 57-а, расположенного в глубине жилого квартала на территории бывшей городской усадьбы дворянки Ребининой, владевшей усадьбой в конце XIX – начале XX вв. (рис. 2)
Двухэтажный дом № 57, построенный в конце XVIII века по генеральному плану А.В. Квасова, владелица отдала под богадельню для обедневших дворян. Призревалось в ней 11 человек. Все расходы на содержание заведения оплачивала сама Ребинина, а патронировали богадельню монахи Свято-Троицкого мужского монастыря. В годы первой мировой войны здание было передано под госпиталь, а в 1930-х годах здесь размещалась начальная школа. Потом сюда перевели из педагогического техникума по улице Народной начальную школу № 5. Здесь они и размещались вместе, а через год школу № 5 перевели на улицу Вокзальную. Во внеурочное время Белгородский филиал «Союзоргучёта» проводил здесь курсы счетоводов и бухгалтеров. В начале Великой Отечественной войны дом снова переоборудовали под военный госпиталь для советских солдат и офицеров, а когда Белгород заняли немецко-фашистские захватчики, они устроили здесь комендатуру. Впоследствии в полуподвальном этаже дома разместился магазин «Овощи», а верхний был отдан под жильё.
Рис. 2. Дом дворянки Ребининой. Общий вид дома
Жилой дом № 57 в домовладении дворянки Ребининой – это двухэтажное, «П» – образное в плане, кирпичное здание. Уличный длинный фасад в 9 оконных осей обращен к проспекту Славы. Цокольный этаж (для устройства «погребов» – подвалов) невысокий имеет сводчатые перекрытия, с небольшими первоначальными квадратными окнами (часть окон растесана во второй половине XX века), второй этаж – более высокий с крупными прямоугольными окнами, в объемно-планировочной композиции дома является парадным этажом. Торцовые уличные фасады в восемь оконных осей (часть проемов заложены). Первый этаж на главном фасаде декорирован кирпичным рустом с крупными замковыми камнями над окнами. Над центральными окнами второго этажа помещены прямые профилированные сандрики, под подоконными досками окон второго этажа расположены рельефные рамы с рельефными окружностями по их центрам. Огибающие лопатки на главном фасаде декорированы кирпичным рустом. Фасады завершены профилированным карнизом. Дворовый фасад изменен поздними пристройками. Крыша – четырехскатная, кровельное железо заменено на шифер. Планировка первого и второго этажей изменена.
Анализируя архитектурную композицию домов купца Селиванова и дворянки Ребининой можно констатировать применение при их строительстве «образцовых» проектов, что было характерной чертой русского градостроительства второй половины XVIII века, когда распространение типового и повторного строительства на всей территории страны стало массовым явлением. Для жилых зданий были разработаны одно и двухэтажные дома на «погребах», дома были трех типов: с мезонином, с фронтоном над центральным ризалитом и дома под ровным карнизом в 7–9 осей по фасаду с выделением трех, реже пяти центральных окон. В это же время разрабатывается «П» - образный план для жилых домов, получивший массовое применение. Объемно-планировочная композиция дома Селиванова характерна для времени зрелого классицизма, а дома Ребининой с его архитектурной декорацией – характерны для архитектуры раннего классицизма [8].
Источник финансирования. Программа развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова.
1. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках. 2-е изд. М.: Стройиздат, 1984, 224 с.
2. Дренякин А.М. Белгород с уездом. Х., 1882, С 10–11.
3. ГАКО Ф. 325, оп. 1, ед. хр. 19, 1911 г.
4. ГАБО. Ф. 22, оп. 1., ед. хр. 63. 1915 г.
5. Курские епархиальные ведомости, 1874. №17. 888 с.
6. Кулегаев И. Путеводитель по Белгороду. Белгород, 1911. 43 с.
7. Колесникова Л.И. Памятник классицизма – дом Селиванова // Памятники отечества. М., 2000. 62 с.