Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Арт-объекты и арт-ландшафты – произведения массового искусства, созданные из индустриальных материалов и с помощью промышленных технологий. Арт-морфология переносит центр зрительского внимания с субстанциональных ценностей прежде телесной и зримой материи вещи на её образно-символическое «вещание». Сфокусированные на средствах коммуникации, арт-предметы многослойны и возвращают нас к формам «чистого искусства», теперь уже требующих сюжетно-тематического моделирования их экспозиции. Арт-формообразование связано с семиотизацией предметов пространственной среды и с процессом семиозиса (расширения их смыслов путём комбинации знаковых форм). Метод создания арт-морфологии предполагает организацию мизансцен и заключён в выявлении (или в создании) символов (арт-предметов) и в их размещении в пространстве зрелища арт-объектов.

Ключевые слова:
арт-форма, арт-ландшафт, арт-мифология, арт-среда стиля.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Семиотизация материала искусств ведёт к многослойному представлению формы традиционных произведений и к подмене материала отдельных слоёв для выражения символического контента [5]. Такие обстоятельства преобразования формы предмета фиксирует префикс
«арт-». Рассмотрим конкретные примеры арт-морфологии.

  1. Арт-объект. Новые материалы индустриального производства участвуют в создании произведений и в появлении новых видов искусств. Так, американский художник Эрик Даг открыл жанр «кнопочной живописи», создавая портреты из разноцветных канцелярских кнопок (рис.1). В отличие от рисующих красками портретистов, Эрик использует палитру производителей кнопок, ограниченную несколькими цветами, без оттенков и возможности их смешивать. Материал его живописи определил методику работы: вначале Даг превращает портрет в подобие схемы для вязания или вышивки крестиком. Он разбивает фотографию на клеточки и каждой присваивает номер и цвет, а лишь затем воспроизводит изображение из канцелярских кнопок. На каждую картину он тратит десятки тысяч кнопок и несколько месяцев работы, получая портреты диковинного цвета, но очень интересные и, главное, реалистичные. Необычный материал, противясь реализму, скрывает сопротивление, которое нужно преодолеть, и в этом заключена основная идея кнопочного жанра. Вероятно, подтверждая художественный статус произведений из материалов промышленности, к новому жанру добавляется префикс «арт»: арт-портреты Э. Дага, арт-монументы К. Ольденбурга и им подобные арт-формы.

 

 

Рис. 1. Арт-портреты в манере Эрика Дага. Северный Мичиган, 2012

 

 

  1. Арт-коллаж. Задача, возникшая из необходимости озеленить «эксплуатируемую крышу» на девятом этаже института биомедицинских исследований в Кембридже на первый взгляд казалась невыполнимой. Конструкция изначально не была рассчитана на вес горшков с землёй, а также, тратить питьевую воду на полив растений обошлось бы не менее дорого, чем усилить перекрытие. В этой проблемной ситуации Марта Шварц изобрела «сад дизайн-коллаж» – декорацию из пластмассы, «соединившей» геометрию французского плана с «магической геометрией» восточного сада – так впервые был получен арт-ландшафт [8]. Им стала сцена бутафорского сада для интерактивных прогулок (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Марта Шварц. Сплайс Гарден

в Уайтхедском институте биомедицинских

 исследований.  Кембридж, 1986

 

  1. Арт-ландшафт. Следующее проекты Марты Шварц совершенствуют принцип коллажа в создании пейзажных инсталляций [15].  Ярким примером метода арт-формализма может служить её «Ржавый парк» (рис. 3). Контрастируя с живыми материалом и цветом деревьев, поржавевшее железо сохраняет тектонику стволов и рисунок ветвления, ажурность кроны, интерпретируя естественные черты в
    подчёркнуто – геометрической, искусственной форме. Шаровидные кроны расположенных вдали деревьев, дополняют пирамидальные конструкции на ближнем плане, что, по законам пейзажного жанра, обеспечивает живописные виды при смене ракурса восприятия [14], [10]. Символика, усиленная ненатуральностью ржавой инсталляции, обладает двусмысленным кодированием: при рассеянном свете заметна её схожесть со сказочным лесом, но для зрителя с другим настроением очевидны пни, выкорчеванные с корнями на поверхность [11].
  2. Арт-предметизация. Особое место проектная мысль отводит названию темы (арт-формы) или имени (арт-объекта). Таким предметом для творческого коллектива «тандем» в проектировании интерьеров отеля с испанским оттенком явился ВЕЕР – атрибут костюма и символ испанской культуры (рис. 4). Семиотический дискурс позволил авторам выразить найденный символ в арт-предметах интерьера: создать оконную прорезную штору (из вееров) и (основанное на динамике веера) ажурное подвесное кресло (рис. 5).

 

Рис. 3. Марта Шварц. «Ржавый  парк»  в Фенгминге, 2003

Рис. 4. Горожанкин А, Федоренко О. Веер – атрибут испанского гардероба

и графема веера (в виде эмблемы «Тандем»)

 

Рис. 5. Штора-веер и кресло-опахало: арт-формы «испанского оттенка»

 

 

  1. Арт-мифология. «Без мифа архитектура мертва», указывал на связь формы и архитектурного содержания Гегель, явно интерпретируя единство теории и практики архитектуры, взятое им из текста Витрувия [7]. Единое начертание терминов фабула и миф подтверждает тождественность их смыслов в языке древних греков [4]. Действуя в реальной обстановке с естественными материалами, архитектор связывает свои действия и их результаты с мифологией и её морфотипами. Каннелюры колон появились на деревянном стволе для усиления светотеневой модели цилиндра – по версиям К. Штиглица и О. Шуази. Или, иную семантическую версию происхождения каннелюр как желобков для истечения небесных вод, заключённых в эхине, из античного мифа – орошения земли небесными
    водами – развивает Н. Павлов [9]. Метод организации мизансцен (расставки героев на сцене) заключён в создании символов и размещении в пространстве «узнаваемых» знаков, указывающих на события, актуальные для режиссуры зрелища архитектуры [1]. Вероятно, поэтому, метод генерализации реальных событий (фабулы) в легенде (сюжете) и её пространственное оформление в сцене для созерцания (действия) и раздумья (переживания) – архитекторы использовали в проектировании мемориальных комплексов послевоенных лет [12].  На нашей сценограмме (рис. 6) представлены созданные художником слои символической морфологии комплекса «Хатынь»: «путь» и «калитка», «деревья жизни», «колокол памяти» в «сгоревшей избе», крыша сожжённого сарая; «кладбище земель» и «стена памяти погибших деревень», «непокорённый человек» – это слои формы мемориала [6]. В этом метафорическом ландшафте зритель «проходит» трагический путь жителей деревень Белоруссии [3].
  2. Арт-аппликация. На бетонной аллее Москва-Сити, расположенной выше 3х этажей подземной автостоянки, где дерево не посадить, дефицит зелени частично восполняет фотопечать на плёнке, спрятанная в стеклопакетах (рис. 7). Подобный приём включения фотографий «живой природы», размещённых на фоне уже переработанных материалов «второй природы», использовали архитекторы как выразительное средство весеннего пробуждения в кафе «Апрель» (рис.8).

Рис. 6. Сценограмма мемориального комплекса

Хатынь

 

  1. Арт-среда в «китайском стиле». Сценарий в жанре арт-мифа [13] отличается структурой от сюжетов арт-формализации, как было показано на примерах «Ржавого парка» и «Отеля с испанским оттенком».  Моделирование китайского стиля – задача, возникшая в 2002 году у проектировщиков ресторана «Китавасия» на Калининском проспекте в Москве [2].  Преобразованный средствами массовой информации, зооморфный пантеон Китая явился в нержавеющей арт- скульптуре Дракона. Объединив двухсветное пространство залов, полированный дракон здесь символизирует метаморфозы восточной кухни  (рис.9, пункты 1,2).  Китайская мифология дополнилась на фоне современной находки в раскопках  1976 года - «войска терракотовой армии Ши-Хуанди». Армейские артефакты были «цитированы» в ресторане (рис.9, пункт 3).  Легенда о поминальных записках, подвешенных к потолкам храмов  конфуцианской религии  транслировалась  авторами в мир в виде листков отзывов и пожеланий, встречающих входящих в ресторан   (рис.9, п.3). Арт-объекты «нэцкэ» создают зрелище у бара, то скрываясь, то возникая из темноты в ячейках ниш (рис.9, п.4). Доу Гонг, заменивший коринфскую капитель, стал арт-формой в китайской манере  (рис.9, п.1,5).  Арт-инсталляция порхающих мотыльков–аллюзия «шёлкового пути» (рис. 9 п.6).    

 

Рис. 7. «Арт-принт» в стеклопакетах – экстерьер Москва-Сити, 2014.

Рис. 8. «Арт-принт» в интерьере «кафе апрель». Москва, 2005.

    

Рис. 9. Горожанкин А., Горожанкина М. Экспликация арт-предметов ресторана Китавасия. Москва, 2002

 

8. Заключение. Витрувианское обращение к Цезарю, пересказанное на современном языке, прозвучало бы «архитектура – это обращённый к мифам язык, рассказывающий о пользе, прочности и красоте построек». Словесность (говорящая о «пользе»), изобразительность (рисующая «красоту») и (бессловесная) выразительность материала (очевидная «прочность») - такой набор категорий разум не принимает субстанцией архитектурной формы. Поэтому, дизайнеру приходится прибегать к семиозису, в котором возникает арт-морфология.  

Источник финансирования. Программа развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова.


Войти или Создать
* Забыли пароль?