Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье дается новая классификация типов уроков в начальной школе, которая, по мнению автора, позволяет эффективно реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и планируемые результаты обучения. Приводится характеристика типов уроков по приоритетной цели обучения.
обучение, урок, характеристика типов урока, чувственный опыт, поисково-исследовательская деятельность.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) определяет главную цель образования современных младших школьников как «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [7, с. 6]. Достижение данной цели требует качественно нового подхода к организации образовательной деятельности, взаимодействию ее участников, выбору видов деятельности, форм учебного общения.
С этой точки зрения возможно корректирование традиционного взгляда на классификацию типов уроков в начальной школе.
Предлагаемая классификация опирается на реализацию следующих требований:
- учет возрастных психологических и физиологических особенностей младших школьников, их индивидуальных характеристик;
- создание сценария урока в рамках учебной деятельности;
- направленность урока на организацию учебного общения и формирование коммуникативной деятельности;
- ориентирование урока на выполнение требований стандарта начального общего образования к планируемым результатам обучения.
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1–2 кл. — М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 3–4 кл. — М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. — ЮНЕСКО, 1996.
4. Запорожец А.В. Особенности и развитие процесса восприятия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Московский университет, 1980.
5. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991.
6. Ушинский К.Д. // К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. — М.: Советская педагогика, 1968.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010). — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.