В статье раскрываются возможности использования проектной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира. Приводятся примеры проектов и раскрываются этапы организации проектной деятельности с учащимися разных классов начальной школы.
младшие школьники, проектная деятельность, окружающий мир, исследовательская деятельность, познавательные действия.
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI в.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI в. В современной российской школе метод проектов применяется достаточно успешно. Это связано с тем, что в период бурной информатизации особое значение для развития учащегося приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ей, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В решении всех этих задач помогает метод проектов. Он дает возможность реализовать проблемное обучение, развивать теоретическое мышление и воображение, обучать школьников групповому взаимодействию при освоении элементов исследовательской деятельности, позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.
ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная деятельность школьников имеет особое значение, поскольку:
- относится к области детской самодеятельности, а значит, личностно ориентирована;
- приносит ученикам удовлетворение, вызывает у них стойкий познавательный интерес;
- готовит учеников к весьма серьезному учебному труду в старших классах: они получают опыт элементарного исследования проблемы и поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Организация проектной деятельности в младших классах, безусловно, трудоемка, так как дети еще слишком малы для самостоятельного проектирования, но все-таки это возможно. Несложность тем проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М.: Изд-во МГУ, 2000.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
3. Сборник программ внеурочной деятельности / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.