Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
В статье рассматриваются наиболее интересные и важные особенности третьего переиздания учебного пособия известного автора. Данная публикация посвящена актуальным проблемам теории и практики менеджмента, как за рубежом, так и в России. Пособие профессора И.С. Гладкова характеризуется широтой охвата проблем, изложением сложных теоретических положений и практических примеров доступным языком, что немаловажно с учетом различного уровня профессиональной подготовки читателей. Прочтение книги позволит им разобраться во многих тонкостях управления, как в теории, так и на практике. Достоинством книги можно считать сравнительный анализ подходов к управлению в различных странах и регионах современного мира. Знакомство с пособием окажется полезным для всех, принимающих решения, руководителей, особенно тех, кто стремится к повышению своей профессиональной квалификации.
менеджмент, учебное пособие, история, теории управления, национальные особенности менеджмента, инновации, практика.
Курс «Менеджмент» читается сейчас во многих учебных заведениях, причем не только для студентов экономических специальностей. Очевидно, что широкие познания в сфере управления необходимы практически всем выпускникам вузов. Этот курс сейчас по праву входит в число важнейших и наиболее востребованных учебных дисциплин в современной системе высшего профессионального образования. Обращает на себя внимание тот факт, что теория и практика менеджмента находятся в постоянном развитии, поэтому всем обучающимся и занятым в этой области необходимо получать новые объемы актуальной профессиональной информации (см.: [1–3]).
При этом элементы управленческих знаний и навыков включаются, как отмечают эксперты, в учебные курсы по сопредельным специальностям (см.: [45; 46; 47; 48]). Данное обстоятельство предопределяется тем, что интерес к современной управленческой науке, процессу управления в целом постоянно растет, что вызывает потребность в создании новых учебников и пособий по данному курсу, которые предлагали бы инновационные подходы к изучению этой дисциплины.
Тем не менее, довольно широко известно, что многие, посвященные проблемам менеджмента, работы пишутся и издаются по большей части в расчете на экономистов, социологов и психологов. При этом чаще можно встретить переводные учебные материалы, а круг отечественных авторов пока остается не столь широким. Другим важным критерием подготовки пособий нового типа следует считать относительную краткость, своего рода «компактность» учебного издания по курсу « Менеджмент». На наш взгляд, это существенное качество для специальной литературы, учитывая обычную загруженность потенциальных читателей служебными обязанностями.
Специалисты отмечают появление за последние десятилетия ряда крупных теоретических и практических работ по проблемам менеджмента (управления). Однако по большей части это скорее научные публикации, чем методические издания.
Среди учебных пособий, вобравших в себя все основные, необходимые для заинтересованных читателей, элементы управленческой теории и практики, довольно заметные позиции, с нашей точки зрения, занимает книга профессора И.С. Гладкова. При первом же знакомстве с текстом пособия становится очевидным, что автор обладает значительным опытом учебной работы в ведущих вузах, поскольку многие разделы при чтении напоминают классические лекции, трансформированные в страницы вполне доступного для восприятия широкой читательской аудитории пособия.
Следует отметить, что рассматриваемая книга профессора И.С. Гладкова явилась третьим переизданием его основного труда. Но каждое из них обладало своими отличительными особенностями. Если в первом акцент сделан на проблемы антикризисного управления [1; 31; 36; 37], то второе включало разнообразные данные по крупнейшим корпорациям мира с достаточно обширным иллюстративным дополнением.
К числу достоинств изданий рассматриваемого пособия можно отнести такие их качества, как хорошо продуманную структуру книги, логику и последовательность в изложении фактического и статистического материала, подбор редко встречающихся данных, их обобщение и анализ. В связи с этим книга может характеризоваться не только как учебно-методическое, а скорее как научно-практическое издание, что смогли оценить эксперты [46].
Следует отметить, что как автор, профессор И.С. Гладков известен не только своими публикациями по проблемам менеджмента.
Выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова, экономист-международник, получивший возможность длительное время работать на практике, автор пособия имеет широкий спектр научных интересов. В основном его книги и статьи посвящены исследованиям современного мирового хозяйства (см.: [10; 27; 30; 41; 42; 48]), в том числе, отдельных его регионов. Одна из соавторов статьи может дать высокую профессиональную оценку этим работам, поскольку сама специализируется в данной области [43–45].
Определенная часть научных работ профессора И.С. Гладкова была посвящена изучению экономического развития восточноазиатского региона, включая новые индустриальные страны (см.: [35–40]), причем в период проявления кризисных потрясений. Все это придавало публикациям особую актуальность, научную и практическую ценность. Не случайно, некоторые из них получали первые места на конкурсах научных публикаций (см.: [35]).
Другим важным направлением научных исследований профессора И.С. Гладкова можно считать проблемы функционирования современной системы международной торговли (см.: [4–9; 11–24; 26; 27; 32–34]). Не остались без должного внимания исследователя и проблемы зарождения, становления и функционирования российской экономики (см.: [25; 28; 29; 33]). То есть, можно констатировать, что в авторской палитре научных работ находятся самые различные по тематике, но всегда актуальные и практически значимые публикации.
По мнению соавторов статьи, рассматриваемое пособие ориентировано не только на студенческую аудиторию. Есть все основания считать, что оно непременно будет востребовано профессиональными управленцами, принимающими решения по функционированию экономических субъектов на государственном и муниципальном уровнях управления.
В заключение хотелось отметить наличие в пособии разнообразного дополнительного материала, к которому относятся таблицы, схемы, диаграммы, прочие иллюстративные данные, помогающие читателю более наглядно ознакомиться с проблемами теории и практики менеджмента.
Подводя итоги рассмотрения книги профессора И.С. Гладкова, соавторы статьи считают важным подчеркнуть ее научную и практическую ценность, возможность ее применения в работе современных управленцев, в процессе обучения студентов в различных вузах. Предлагается переиздание данного оригинального пособия с новыми дополнениями.
1. Гладков И.С. 2016. Менеджмент: учебное пособие / 3-е изд. – М.: ИЕ РАН, Проспект. – 216 с. ISBN: 978-5-98163-054-5 ISBN: 978-5-392-19308-0
2. Гладков И.С. 2006. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / 2-е изд. – М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний». – 215 с. ISBN: 5-94774-429-5
3. Гладков И.С. 2003. Менеджмент. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». – 312 с. ISBN: 5-94798-199-8
4. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. – Власть. – Т. 25. – № 3. – С. 94–105.
5. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 года, заглядывая в 2017 год) // Международная экономика. – № 4. – С. 59–74.
6. Гладков И.С. 2017. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г. – Власть. – Т. 25. – № 5. – С. 91–97.
7. Гладков И.С. 2017. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе. – Международная торговля и торговая политика. – № 2 (10). – С. 91–107.
8. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи». – Власть. – Т. 25. – № 10. – С. 105–111.
9. Гладков И.С. 2017. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения // Международная торговля и торговая политика. – №4 (12). – С. 6–22.
10. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2016. История мировой экономики: Научное издание – Справочник / 2-е издание. – М.: ИЕ РАН, Проспект. – 383 с.
11. Гладков И.С. 2016. Европейский союз в системе современной международной торговли. – Современная Европа. – № 1. – С. 85–94.
12. Гладков И.С. 2016. Внешняя торговля Российской Федерации на современном этапе: новые тренды 2015 г. – Власть. № 3. – С.136–145.
13. Гладков И.С. 2016. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в. – Власть. № 4. – С. 52–61.
14. Гладков И.С. 2016. Международная товарная торговля 2001–2015: тренды и провалы 2015 года. – Власть. № 6. – С. 92–100.
15. Гладков И.С. 2016. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период. – Власть. № 12. – С. 32–39.
16. Гладков И.С. 2015. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001–2014 годов. – Международная экономика. № 11–12. – С. 37–50.
17. Гладков И.С. 2015. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.) – Власть. № 4. – С. 48–52.
18. Гладков И.С. 2015. Внешняя торговля Российской Федерации и санкции: предварительные итоги. – Международная жизнь. № 5. – С. 112–130.
19. Гладков И.С. 2015. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского союза. – Международная торговля и торговая политика. № 4 (4). – С. 30–38.
20. Гладков И.С. 2015. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза в XXI в. – Власть. № 9. – С. 53–57.
21. Гладков И.С. 2014. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров. – Власть. № 5. С.15–18.
22. Гладков И.С. 2014. Посткризисная эволюция международной торговли // Международная экономика. № 7. – С. 31–38.
23. Гладков И.С. 2013. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации. – Власть. № 5. С. 014–018.
24. Гладков И.С. 2012. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером). – Власть. № 7. – С. 139–143.
25. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2012. Граф Е.Ф. Канкрин: Воспоминание о будущем // Международная жизнь. № 13. С. 148–157.
26. Гладков И.С. 2011. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования). – Власть. № 9. С. 160-165.
27. Гладков И.С. 2009. Мировая экономика и международные экономические отношения (4-е изд., переработанное и дополненное). – М.: Бином. Лаб. знаний. – 341 с. ISBN: 978-5-94774-388-3
28. Гладков И.С., Зорина И.Ю. 2009. Развитие российской промышленности в XIX – начале XX веков. – Региональная экономика: теория и практика. – № 5. – С. 72–76.
29. Гладков И.С., Зорина И.Ю. 2008. Генезис российской промышленности. – Региональная экономика: теория и практика. – № 34. – С. 81–86.
30. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2007. История мировой экономики (пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям). – М.: Бином. Лаб. знаний. – 216 с.
31. Гладков И.С. 2006. Опыт антикризисного управления в Республике Корея. – Менеджмент в России и за рубежом. – № 5. – С. 80–88.
32. Гладков И.С. 2005. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. – М.: ИЕ РАН. – 100 с.
33. Гладков И.С. 2005. Экономика: интегрированный учебный курс (разделы: мировая экономика, международные экономические отношения). – М.: Изд. компания КноРус. – С. 218–368.
34. Гладков И.С. 2003. Мировая экономика и международные экономические отношения (издание 3-е, переработанное и дополненное). – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – 296 с.
35. Гладков И.С. 2000. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). – М. – 104 с.
36. Гладков И., Митрофанова А., Тетекин В. 2000. Уроки экономического кризиса // Азия и Африка сегодня.– № 5. – С. 20–25.
37. Гладков И. 1999. Вниз по лестнице, ведущей вверх // Азия и Африка сегодня. – № 6 – С. 16–20.
38. Гладков И. 1999. Сеул в фокусе экономической жизни страны // Азия и Африка сегодня. – № 10. – С. 26–28.
39. Андреев А., Гладков И. 1998. Реалии и мифы «экономического чуда» // Азия и Африка сегодня. – № 8 – С. 32–37.
40. Гладков И.С. 1997. Реалии и перспективы «чуда на реке Хан» // Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. – № 1–2 (84–85). – С. 13–17.
41. Гладков И.С. 1996. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. – М., 107 с.
42. Гладков И.С., Царев С.П. 1995. Мировое хозяйство: Цифры и факты. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. – 78 с.
43. Новокшонова Л.В., Шмелева Н.В., Волостнов Н.С., Сидоренко Ю.А. 2012. Особенности развития мировой торговли в условиях формирования экономических границ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – № 3-1. – С. 261–268.
44. Новокшонова Л.В., Ретинский Ф., Шмелева Н.В. 2010. Этапы ценообразования и валютные условия внешнеторгового контракта // Экономический анализ: теория и практика. № 28. С. 2–8.
45. Новокшонова Л.В., Шмелева Н.В. 2005. Деньги в мировой экономике. Международные валютные отношения / учебное пособие. – Н.Новгород: «Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского». – 186 с.
46. Пахомова Е.А. 2017. Оригинальное учебное пособие по теории и практике управления: Зарубежный и российский опыт (Рецензия на книгу д-ра экон. наук, профессора И.С. Гладкова Менеджмент: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЕ РАН; Проспект, 2016. – 216 С.) // Журнал исследований по управлению. – Т. 3. – № 10. – С. 54–60.
47. Лазутина А.Л., Мухорина Л.В., Фоменков А.А., Чадаева С.В. 2014. О проблемах преподавания курса «Политология» студентам неполитологических специальностей // Среднерусский вестник общественных наук. – № 1. – С. 237–240.
48. Фоменков А.А. 2017. Нестандартный подход к научному изданию (Рецензия на книгу профессора И.С. Гладкова, М.Г. Пилоян «История мировой экономики») // Журнал исторических исследований. – Т. 2. – № 3. – С. 29–33.