НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ПОЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье авторами рассматриваются основные направления формирования профессионального ядра в органах внутренних дел, понятия кадры, профессия, специализация. Делается акцент на кадровой политики органов внутренних дел Российской Федерации. Важная роль в обеспечении качественного кадрового состава отводится обучению, воспитанию. Авторы отмечают, что в целях успешного формирования у сотрудников необходимых профессиональных качеств необходимо также создавать условия, позволяющие персоналу удовлетворить насущные потребности.

Ключевые слова:
кадровые технологии, персонал, кадры, управление, коллектив, система, руководитель, требования, воспитание, обучении, компетенции.
Текст

Изменение системы Министерства внутренних дел (далее МВД) в царской России, в СССР, в Российской Федерации, в том числе и на современном этапе развития, происходило и происходит параллельно развитию общества. Проведенный анализ Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 и Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ, показал, что нормы, касающихся принципов деятельности полиции в 2011 году были расширены. В статье 3 Закона РФ «О милиции» было определено, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности [1]. В основе создания нового облика органов внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД), были закреплены и расширены основные принципы деятельности: соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, а также использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем [2], что говорит о совершенно новом, социально направленном, инновационном подходе в деятельности ОВД.

21 июля 2017 г. на телеканале НТВ, в рамках проекта «Недетский разговор», Президент РФ В.В. Путин определил, что смысл службы в готовности пожертвовать собой ради соотечественников [3], ориентир, к которому необходимо стремиться.

Работоспособность и развитие любой системы во многом зависит от способности реагирования на будущие процессы, адаптации к изменяющимся реалиям, эффективного использования потенциала каждого работника, с учетом индивидуальных и коллективных особенностей, запаздывания в принятии решений.

Основной целью кадровой политики ОВД и движения в заданном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным ориентире, является формирование, сбережение и развитие личного состава. Отметим, что формирование профессионального состава полиции возможно через механизм применения трех основных компонентов: обучение, воспитание и стимулирование. К сожалению, не приходится говорить о том, что в систему органов внутренних дел придут уже высокообразованные, работающие самостоятельно и с энтузиазмом кадры.

Полагаем целесообразным для обоснования соответствующего подхода к формированию, сбережению и развитию личного состава ОВД провести краткий анализ вышеназванных составляющих механизма личности сотрудника ОВД. В последнее время очень широко применяется термин «кадры». Хотелось бы отразить, что в современном толковом словаре русского языка кадры понимаются как основной подготовленный состав работников какой-либо профессиональной организации [4, C. 255.]. Видится, что основной и подготовленный, значит действующий и функционирующий,
т.е. состав имеющий кадровый потенциал, выражающийся в виде количественных и качественных характеристик, на изменение которых влияют кадровые процессы в виде численности, возраста, пола, образования, мотивации, воспитания, срока службы, квалификации, дисциплины и др. Для эффективного функционирования организации процесс управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, является одним из необходимых направлений деятельности, завершить или приостановить который не возможно.

Согласно современному толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, «профессия» - это род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [4, C. 649.]. Более конкретное понятие, данное в словаре, выражающее градации внутри профессии это специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства. Дело, занятие, в котором кто-либо проявляет умение, искусство [4, C. 782.]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова специализация - это разделение труда на отдельные операции [5].

Применительно к органам внутренних дел, сопоставляя указанные выше определения можно говорить о вхождение в профессию «полицейский» большого числа специальностей, т.к. сотрудники ОВД, получая образование по профессии, фактически работают по конкретному направлению деятельности, т.е. по определенной специализации, иногда и вообще не имеющей отношения к профессии. Выполняя многообразные задачи, система ОВД нуждается в различных специалистах, как для выполнения поставленных государством задач, так и для их подготовки. Результаты исследований профессора Л.М. Колодкина свидетельствуют о том, что в системе ОВД служат представители более 3 тысяч специальностей (юристы, инженеры, программисты, бухгалтера и т.д.)[6]. Таким образом, одной из приоритетных задач в области работы с кадрами является обеспечение качества кадрового состава, за счёт комплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных организаций.

Так, в 2016 году на 1,8 % увеличилось число сотрудников из числа начальствующего состава, имеющих высшее среднее и высшее специальное юридическое образование (63,0%; АППГ: 61,2%)[7].

По мнению большинства специалистов, даже при наличии профильного образования, срок получения практических умений и навыков, в конкретной специализации, т.е. в становлении профессионалом - знающим порученный участок работы и успешно решающим свои профессиональные задачи возможно через 3-5 лет. 

Следовательно, первостепенное значение приобретают: обучение в процессе оперативно-служебной деятельности, дополнительного профессиональное образование (переподготовка, повышения квалификации), а также процесс вхождения в должность, резерв кадров, наставничество, воспитание и др.

Целью обучения является изменение профессиональной компетенции и поведения персонала, которые потом будут применены. Обучение необходимо рассматривать как средство повышения потенциала организации, которая вкладывая в качество, получает возможность развития и движения в ногу со временем. Основным аспектом в данном направлении деятельности, видится осознание потребности в обучении и объекта и субъекта указанного процесса.

Проведенный опрос сотрудников органов внутренних дел, с целью выяснения состояния работы с кадрами, мотивации, результатов применения кадровых технологий, в котором приняли участие 100 респондентов имеющих высшее, в основном юридическое образование, показал, что треть опрошенных сотрудников сообщили, что не имеют необходимых умений и навыков для проведения занятий с личным составом, т.е. занятия проводятся не в полной мере, а следовательно, обучение в процессе оперативно-служебной деятельности, вхождение в должность молодых сотрудников не отвечает предъявляемым требованиям.

Для формирования, сбережения и развития персонала, параллельно обучению осуществляется воспитание, технология изменения личности, имеющая своей целью, во-первых объяснить и ориентировать персонал на активную и социально направленную жизненную позицию в служении обществу, и во-вторых предостеречь от ошибок и негативных последствий. Говоря, об обучении и воспитании отметим, что сотрудник должен мотивировать себя на продвижение по службе, на выполнение обязанностей с большим объемом, иметь достаточную подготовку, а главное понимать ответственность за работу в отношении других. В своем стихотворении И.В. Астапкин наиболее точно указал главное предназначение руководителя, непосредственного субъекта кадровых технологий и вообще каждого выбравшего свой путь в служении государству, в служении людям.

Имея честь быть Вашим командиром

Имею честь в ответе быть за Вас,

Имея часть, горжусь своим мундиром,

И честь имею выполнить приказ.[8]

Авторы полагают, что ориентация субъектов обучения и воспитания должна быть на конечный результат, а не подгонку к правилам в рамках установленных норм. Решить указанную выше проблему возможно только путем соответствующей подготовки, в первую очередь субъектов и преимущественно в образовательных организациях системы МВД России. Обучение и воспитание сотрудника направлено на использование его потенциала в последующей деятельности в максимально полезном для системы качестве (руководителя, специалиста), а не в проведении формальной, делопроизводственной работа. Очевидно, что реализуемые кадровые технологии направлены не только на обучение, но и на воспитание, и представляют собой сложный процесс. Учитывая, что невозможно зачастую отхронометрировать деятельность каждого сотрудника, какое-то направление, отдельную операцию или конечный результат, но при имеющихся сегодня технологиях, возможно охватить максимальное количество сотрудников и дать им необходимые знания научных достижений и передового опыта.

В целях успешного формирования у сотрудников необходимых профессиональных качеств наряду с последовательной целенаправленной воспитательной работой руководителям следует также целенаправленно создавать необходимые условия, позволяющие сотрудникам удовлетворить самые насущные потребности.

В современном российском обществе органы внутренних дел функционируют в режиме по сути бега, непрерывных перемен - реформ и трансформаций, в том числе и в самих органах внутренних дел. Эти перемены, а также динамичный, ускоренный характер всех социальных процессов, предъявляют новые требования к сотруднику ОВД.

Ему сегодня нужно действовать более самостоятельно, более творчески и более инициативно, находя нужное решение в различных ситуациях, быть готовым к непрерывным переменам (инновациям). И все это надо осуществлять в рамках закона, соблюдения прав и законных интересов граждан.

Необходимо отметить, что наряду с обучением и воспитанием немаловажным направлением деятельности ОВД является стимулирование - воздействие на поведение, активность в деятельности, через проявление интереса. Авторы полагают, что стимулирование не возможно, рассматривать самостоятельно, в связи со сложностью прогнозирования будущего результата. Как уже отмечалось ранее, целью применения обучения, воспитания, является формирование профессиональных кадров, сохранение, эффективное использование и приумножение их, однако в полной мере без комплексного использования стимулирования это не возможно.

Профессиональные кадры определяются наличием результатов, знанием как решить проблему, способностью найти из множества вариантов оптимальный. Говоря о формировании профессионального состава полиции на современном этапе развития ОВД важно, чтобы весь личный состав работал на один конечный результат, а не свой индивидуальный, был обучен, боролся не со следствием, а с источником проблем и находил способы ее устранения.

Очевидно, что не возможно решить сразу все проблемы, из-за отсутствия достаточного количества ресурсов. Необходимо выделять приоритеты и работать не в роли догоняющих, по факту, а на опережение в направлении курса Президента РФ и лозунга МВД России «Служа закону – служу народу».

В заключение, хотелось бы привести слова Кано Дзигоро, который сказал: «Неважно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше чем вчера» [9].  

Список литературы

1. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1 (недействующая редакция). [Электронный ресурс]. –URL:http://www.consultant.ru/

2. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ (действующая редакция). [Электронный ресурс]. –URL:http://www.consultant.ru/

3. Передача телекомпании НТВ «Недетский разговор» с В. Путиным от 22.07.2017 [Электронный ресурс]. –URL:http://www.ntv.ru/

4. Современный толковый словарь русского языка. – гл. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинг», М.: «РИПОЛ классик», 2008.

5. Большой толковый словарь современного русского языка (180000 слов и словосочетаний). – Ушаков Д.Н. М.: «Альта-Принт», ООО издательство «ДОМ. ХХI век», 2008. – VIII, 1239 с.

6. Организация управления научно-педагогической деятельностью в системе МВД России. Монография. М.: ВНИИ МВД России. 2006.

7. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. – М.: ДГСК МВД России 2016 год.

8. «АЙ ПИ ЭЙ (IPA) – вот девиз настоящих друзей!»: сб. стихов и текстов песен членов IPA/ [редкол.: И.В. Михалевич (рук.) и др.]. – М.: ААТРОНИК, 2014.

9. Кано Дзигоро. Цитаты известных людей. [Электронный ресурс]. –URL:http://www.citaty.info/


Войти или Создать
* Забыли пароль?