МОТИВАЦИОННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Профессиональная мотивация является системообразующим фактором в реализующей социально-управленческие функции деятельности руководителей органов внутренних дел. Она формируется в процессе профессионального становления личности, включающего не только опыт профессиональной деятельности, но и этап обучения. Под профессиональной мотивацией понимаются те профессионально важные психологические компоненты и особенности мотивационной сферы личности, которые выступают внутренней предпосылкой успешности формирования профессионализма, профессионального роста руководителя органа внутренних дел. Мотивационный социально-психологический тренинг является одним из основных методов развития мотивации личности и одним из основных методов профессиональной подготовки руководителей органов внутренних дел. Он формирует у личности более реалистичное представление о своей компетентности и связанную с ней стабильность оценок достижений.

Ключевые слова:
мотивация, профессиональная мотивация, социально-психологический тренинг, руководители органов внутренних дел, мотивационный тренинг.
Текст

Профессиональная мотивация является системообразующим фактором в реализующей социально-управленческие функции деятельности руководителей органов внутренних дел. Она формируется в процессе профессионального становления личности, включающего не только опыт профессиональной деятельности, но и этап обучения.

Профессио нальная мотивация руководителя ОВД  – это специфическое мотивационное образование, устойчивое побуждение, образующее профессионально важные качества личности, которые выступают как детерминанты поведения. Под профессиональной мотивацией понимаются те профессионально важные психологические компоненты и особенности мотивационной сферы личности, которые выступают внутренней предпосылкой успешности формирования профессионализма, профессионального роста руководителя органа внутренних дел.

Учет психологических особенностей мотивации, мобилизации как важнейшей характеристики личности руководителя ОВД поможет решить многие кадровые проблемы, связанные с текучестью, сменяемостью, профессиональной деформацией. Современное общество создает возможности для разностороннего развития личности, воспитывает его потребности и ставит задачу выбора мотивов. Общество, с одной стороны, и индивидуальность человека, с другой - обусловливают выбор мотивации.

Наиболее эффективным методом развития профессиональной мотивации руководителя ОВД является мотивационный социально-психологический тренинг, включающий элементы деловой игры и групповой дискуссии.

Результаты изучения динамических аспектов профессиональной мотивации позволяют выделить внутренние факторы ее развития: концентрацию на самостоятельно достигнутом результате деятельности;  связь результата с собственными возможностями и самооценкой; дифференциацию степеней трудности задачи и собственных возможностей; способности и личные усилия.

Для формирования профессиональной мотивации руководителей ОВД был разработан специальный социально-психологический тренинг, который включает в себя следующие составляющие: самоанализ, критическое выявление сильных и слабых сторон, планирование ступеней личностного и профессионального роста, определение средств, с помощью которых возможно достижение поставленных целей, формирование синдрома достижения путем приписывания своего успеха собственным силам и усилиям, что формирует чувство уверенности в себе и высокую самооценку, а неудачи - недостатку приложенных усилий.

Для руководителей ОВД успешных в профессиональной деятельности, характерно особое состояние внутренней мотивированности - «ощущение потока»: ощущение полной включенности в деятельность; ясное осознание целей и средств и путей, ведущих к их достижению; четкое осознание результатов деятельности на основе ясной и определенной обратной связи; отсутствие беспокойства по поводу возможных неудач [1, с. 27]. Как следствие, появляется  чувство компетентности.

Важно отметить, что тренинг оказывается более эффективным в том случае, когда между действием и успешным результатом осуществляется непосредственная обратная связь [2, с. 19]. Для возникновения самоактуализации необходимо гармоничное соотношение, с одной стороны, способностей, а с другой - требований выполняемой деятельности. Если требования не превышают способностей, то возникают необходимые условия для развития и формирования внутренней мотивации. В случае, когда требования деятельности превышают способности, возникает ощущение тревоги и напряженности.

Мотивационный тренинг дает участникам более реалистичное представление о своей компетентности и большую стабильность оценок достижений и каузальной атрибуции. Все это - важное условие ориентации на успех в ситуации достижения.

Таким образом, мотивационный социально-психологический тренинг является одним из основных методов развития мотивации личности и одним из основных методов профессиональной подготовки руководителей органов внутренних дел. Он формирует у личности более реалистичное представление о своей компетентности и связанную с ней стабильность оценок достижений.

Развитие мотивации в форме мотивационно-ориентированного социально-психологического тренинга способствует также развитию установок на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности, освоению профессиональных ролей служебной деятельности, вхождению в должность, развитию ценностно-мотивационной сферы, формированию уверенности в себе и выработке планов профессионально-личностного развития

Тренинг направлен на решение следующих задач: развить способность к самоанализу, рефлексии, сформировать адекватную самооценку; развить способность понимать других и учитывать их психологические особенности; уметь использовать оптимальный стиль руководства и управления; развить способность прогнозировать деловое, профессиональное поведение партнеров по взаимодействию; развить умение анализировать методы и приемы мотивирования и использовать их в практической работе.

Мотивационно-ориентированный социально-психологический тренинг предусматривает возможность создания профессионально-ориентированных ситуаций и игровых ролей, которые являются мотивирующими факторами. В процессе освоения ролей появляются новые мотивы, происходит соподчинение мотивов, видоизменяются ценности. В процессе игры выявляются «истинные» мотивы поведения индивида, они проявляются, прежде всего, для него самого, что создает необходимые условия для их корректировки и развития.

В процессе игрового моделирования происходит развитие профессиональной мотивации, которая способствует самоактуализации, самопознанию личности, развитию социально-психологической компетентности, оказывая влияние на личностный и профессиональный рост [3, с. 45]. Это и есть специфическое воздействие, которое отличает социально-психологический тренинг от других форм подготовки. В результате проведения мотивационно-ориентированного социально-психологического тренинга более глубоким становится понимание мотивов, целей и стратегий поведения партнеров по взаимодействию. Формируются профессионально значимые личностные качества руководителя: рефлексия, эмпатия и ответственность.

Проведенное анкетирование показало, что мотивационный тренинг способствует повышению степени удовлетворенности своим самочувствием, поведением, появляется желание заниматься тренингом в дальнейшем. Как показали проведенные исследования, спустя 4-6 месяцев после окончания группового тренинга подавляющее большинство участников показали устойчивые, стабильные результаты. Они стали более адекватно строить межличностное взаимодействие, более точно оценивать свои индивидуально-психологические качества (самооценку, уровень притязаний) и подчиненных, что способствует эффективному управлению и оказывает влияние на успешность в профессиональной деятельности (см. табл.).

Таблица

Результаты оценки эффективности тренинга руководителей ОВД

Показатели

 

Вполне удовлетворителен

 

Частично удовлетворитен

Совсем

не удовлетворителен

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

1

Мнение участников о тренинге

46

76,6

10

16,6

4

6,6

2

Самочувствие

44

73,3

14

23,3

2

3,3

3

Удовлетворенность своим поведением

37

61,6

20

33,3

3

5

4

Желание заниматься тренингом

39

65

14

23,3

7

11,6

 

Как видно из таблицы, 76,6% участников удовлетворены результатами, полученными в ходе тренинга; 73,3% - удовлетворены своим самочувствием; 61,6% - удовлетворены своим поведением; у 65% участников тренинга сформировалась потребность в дальнейших занятиях тренингом. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют об эффективности проведенного мотивационного тренинга.

Проанализировав эффективность различных социально-психологических методов, направленных на развитие социально-психологической компетентности, в частности, мотивации руководителя ОВД, можно сформулировать следующие выводы: наиболее эффективными методами развития профессиональной мотивации руководителя ОВД являются: деловая игра, тренинг сенситивности и семинар-дискуссия [4, с. 51]. Деловая игра способствует принятию новых способов и стратегий поведения. В ней происходит преодоление психологических барьеров личности и перестройка ее мотивов, установок. Тренинг сенситивности развивает умение управлять собственным стилем поведения. Он стимулирует развитие у руководителя ОВД потребности в познании других, восприимчивость к эмоциональному состоянию других людей как способность к преодолению их психологической защиты, к учету мотивов ихповедения, способствуя формированию умения оптимально мотивировать и стимулировать деятельность подчиненных. Семинар-дискуссия способствует развитию умения анализировать методы и приемы мотивирования, и использовать их в практической деятельности.Оценка эффективности мотивационно-ориентированного социально-психологического тренинга показала, что он способствует повышению степени удовлетворенности своим самочувствием, поведением, оказывает влияние на социально-психологическую компетентность и психологическую готовность руководителей к выполнению профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Вахнина В.В., Бобкова И.Е. Психологическое сопровождение руководителей структурных подразделений территориальных органов МВД России на начальном этапе управленческой карьеры: учебное пособие. – М.: Академия управления МВД России, 2013.- 118 с.

2. Марьин М.И., Вахнина В.В., Черненилов В.И.,Котенев И.О., Леви М.В. Психологическая оценка и прогнозирование эффективности управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел: учебно-практическое пособие. – М.: Академия управления МВД России. – 2013. – 76 с.

3. Вахнина В.В. Профессиональная мотивация личности руководителя органов внутренних дел: проблемы и перспективы развития // Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-психологические и педагогические детерминанты формирования и развития профессиональной мотивации курсантов и слушателей в процессе обучения в образовательных организациях МВД России». – Хабаровск: ДВЮИ МВД России. – 2017. – С. 44-47.

4. Вахнина В. В. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха как одного из основных компонентов профессиональной мотивации сотрудника органов внутренних дел // Полицейское образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: [Электронный ресурс]. – М.: Академия управления МВД России. – 2017. – С. 50-55.


Войти или Создать
* Забыли пароль?