ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: CОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены состояние и проблемы обучения по безопасности жизнедеятельности в российских вузах. Указывается, что за прошедшие 25 лет с момента введения в систему высшего образования нового направления произошли значительные изменения, а дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» стала единственной обязательной профессиональной дисциплиной для всех направлений и специальностей высшего образования. Создана трехуровневая система подготовки кадров (бакалавриат, магистратура, аспирантура-адъюнктура) по новому образовательному направлению «Техносферная безопасность». В статье анализируются факторы, которые препятствуют совершенствованию учебного процесса, и предлагаются меры, направленные на совершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки кадров в высших учебных заведениях по безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова:
Status and problems of health and safety training in Russian higher education institutions have been considered in this paper. It is specified that for last 25 years from the moment of new direction introduction in the higher education system, there were considerable changes, and "Health and Safety" discipline has become the only obligatory professional one for all directions and specialties related to higher education. A three-level system of training (bachelor degree, magistracy, postgraduate study and graduate military course) in a new educational direction "Technosphere Safety" has been created. Factors which obstruct the educational process improvement are analyzed in the paper, and measures directed on improvement of educational process and training quality related to “Health and Safety” discipline in higher education institutions are offered as well.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Современное состояние образования в области безопасности

В череде сложных политических и экономических событий в мире время бежит не заметно. Казалось бы, совсем недавно в 2009 г. в рамках 4-го Всероссийского совещания заведующих кафедрами по образованию в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среда была проведена Всероссийская юбилейная конференция, посвященная 20-летию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [1]. В 2014 г. дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» уже 25 лет. В нынешнем году будет уже 20 лет с момента открытия первой специальности «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которой впервые началась подготовка инженерных кадров по различным аспектам безопасности. Эта специальность в 1995–1996 гг. трансформировалась в группу из семи инженерных специальностей, направленных на подготовку кадров в следующих областях: безопасности жизнедеятельности, безопасности технологий и производств, защиты в чрезвычайных ситуациях, инженерной защиты окружающей среды, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, радиационной безопасности человека и окружающей среды, пожарной безопасности.

Впоследствии в рамках укрупнения образовательных направлений и специальностей часть специальностей трансформировались в другие специальности и единое образовательное направление «Техносферная безопасность» (280700), в рамках которого предусмотрена трехуровневая система подготовки — бакалавриат, магистратура и аспирантура/адъюнктура. История развития и трансформации специальностей и направления подготовки подробно рассмотрены в ряде публикаций, в частности [2, 3 и др.]. По всем трем уровням разработаны образовательные стандарты, которые одобрены Минобрнауки России, но по неизвестным причинам они пока не утверждены [4, 5], как, впрочем, и стандарты других направлений.

Разработана примерная основная образовательная программа (ПрООП) направления «Техносферная безопасность», которая предусматривает восемь базовых профилей (направленностей) подготовки [6, 7]. Разработана примерная программа (ПрП) дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений и специальностей высшего образования [9]. По решению Минобрнауки России ПрООП и ПрП дисциплин федерального компонента стандартов утверждают ректоры базовых вузов и председатели учебно-методических объединений вузов (УМО), за которыми закреплены соответствующие направления, специальности и дисциплины. ПрООП направления «Техносферная безопасность» и ПрП дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утвердили ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана и председатель УМО по университетскому политехническому образованию.

Список литературы

1. Материалы IV Всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды и Юбилейной учебно-методической конференции, посвященной 20-летию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». — 21–26 сентября 2009 г. — Москва. МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2009.

2. Девисилов В.А., Ванаев В.С. Институционализация и генезис ноксологического образования // Безопасность в техносфере. — 2012. — № 5. — С. 69–77.

3. Девисилов В.А., Ванаев В.С. Институционализация и генезис ноксологического образования // Безопасность в техносфере. — 2012. — № 6. — С. 74–80.

4. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. — 2013. — № 4 (43). — С. 49–70

5. Александров А.А., Девисилов В.А., Галямина И.Г. Проект федерального государственного образовательного стандарта подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. — 2013. — № 5 (44). — С. 72–78.

6. Девисилов В.А. Принципы проектирования примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технологий обучения // Безопасность в техносфере. — 2009. — № 4. — С. 22–33.

7. Девисилов В.А. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» (проект) (для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования — бакалавриат и специалитет) // Безопасность в техносфере. — 2010. — № 1. — С. 48–62; № 2. — С. 52–64.

Войти или Создать
* Забыли пароль?