ББК 67 Право. Юридические науки
Автор исследует требования международного и национального права к раскрытию информации о бенефициарах офшорных компаний и трастов. Эти вопросы актуальны в связи с действующим в России и во всем мире законодательством по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также законодательством о контролируемых иностранных компаниях, которое требует раскрытия информации о бенефициарах компаний и трастов. В настоящее время получение информации о бенефициарах офшорных компаний и трастов стало возможно на основании механизмов по международному обмену финансовой информацией в рамках ОЭСР/G20. Законодательство офшорных юрисдикций становится все менее толерантным по отношению к бенефициарам офшорных компаний и трастов, позволяя при определенных условиях предоставлять соответствующую информацию российским налоговым органам по их запросам. Сегодня сложно предугадать, в какой степени соглашения об обмене информацией по налоговым вопросам (CRS MCCA и др.) могут быть использованы при разрешении гражданско-правовых споров в российских судах. Поэтому при рассмотрении частноправовых дел в судах заинтересованные лица вправе использовать доступ к информации о бенефициарах и их имуществу согласно национальному праву офшорных юрисдикций. Речь идет о судебном порядке получения информации о бенефициаре, в том числе в результате применения местными судами обеспечительных мер в виде судебного приказа. Заимствование российскими судами процессуального института раскрытия доказательств, который позволяет добросовестному истцу получить доступ к необходимым доказательствам, — одна из тенденций установления личности бенефициара в российской судебной практике. Однако данный порядок является затруднительным и дорогостоящим. Более эффективным средством установления активов бенефициаров может послужить разработка соответствующих правил в форме международного «инструмента» (соглашение, конвенция, стандарт и проч.) о публичных реестрах бенефициаров компаний, фондов и трастов в рамках ОЭСР, ФАТФ и G20 и принуждение офшорных юрисдикций к имплементации соответствующих норм. Под давлением международного сообщества ряд офшорных юрисдикций приступили к созданию реестров бенефициаров, правда, пока непубличных.
траст, бенефициарный владелец, юридический собственник, конфиденциальность, автоматический обмен, BEPS, контролируемые иностранные компании, офшорные юрисдикции, законный интерес, реестр бенефициаров, приказ о раскрытии информации, финансовые организации, держатели счетов, нерезидент, номинальный сервис
No data
1. No data