Казахский национальный педагогический университет им. Абая («Методика преподавания математики, физики и информатики», зав. кафедрой)
Алматы, Казахстан
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья написана в рамах реализации проекта «Формирование общественного сознания и духовно-нравственной культуры учащихся в системе непрерывного педагогического образования на основе патриотической идеи “Мәңгілік Ел”». Наблюдается навязывание через средства массовой информации, включая Интернет, на территории России, Казахстана, Украины, Беларуси и т.д. западных якобы «общечеловеческих» ценностей с акцентом на либерализм и свободный рынок. Во главу угла ставятся только права и свободы индивидуума, без акцентов на законы общежития в обществе. Это разобщает, индивидуализирует общество, провоцирует в молодежной среде чрезмерную конкуренцию. В статье представлены результаты исследования самопозиционирования студенческой молодежи. В восприятии молодыми самих себя и в их ожиданиях от других людей вырисовывается образ человека, живущего в состоянии повышенной тревожности и высокоактуализированной потребности в безопасности, материальном благополучии и признании, сфокусированного на самом себе и частной жизни, готового к действию и ответственности на дистанции своего близкого круга. Из такого самопозиционирования вырисовываются и ключевые слагаемые его представления о жизненном успехе: семья и дети, финансовое благополучие, работа, бизнес (55–60%). Дополняют нормативную модель успешности самореализации и возможность проявления себя, образование, здоровье, красота, спорт (35–40%). На втором плане — критерии успеха, связанные с окружающим миром (быть полезным обществу и людям — 18%, признание и уважение со стороны окружающих, обретение важных знакомств и связей, доступ к информации и общению в соцсетях — 12–15%, политика и участие в работе политических и общественных организаций — 1%). Модель жизненного успеха молодежи сегодня во многом замкнута на самом человеке.
общественное сознание, духовно-нравственная культура, непрерывное педагогическое образование, университет, студент, самопозиционирование, молодежь.
Проблема. В последнее время все чаще приходится слышать о кризисном периоде в развитии не столько образования, сколько культуры в целом.
1. Исследование ИС РАН «О чем мечтают россияне: идеал и реальность» [Текст] / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. — М.: Весь Мир, 2012.
2. Рахман Г. Авторитарная волна достигла Запада [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/02/20/678496-avtoritarnaya-volna (дата обращения: 21.02.2018).
3. Foa R.S., Mounk Y. The signs of deconsolidation // Journal of Democracy. 2017. Vol. 28. Jan. № 1.
4. Persily N., Cohen J. Americans Are Losing Faith in Democracy аnd in Each Other [Электронный ресурс] // Washington Post, 2016. URL: www.washingtonpost.com/opinions/americans-are-losing-faith-in-democracy--and-in-each-other/2016/10/14/b35234ea-90c6-11e6-9c520b10449e33c4_story.html?utm_term=.39bbc43865ec (дата обращения: 26.02.2018).
5. Данные исследования «Мировое исследование ценностей», 5-я волна (2005–2009) (World Values Survey wave 5 (2005–2009). — URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV5.jsp; Данные исследования «Мировое исследование ценностей», 6-я волна (2010–2014) World Values Survey wave 6 (2010–2014). — URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp
6. Булатников И.Е. Воспитание ответственности [Текст]: монография / И.Е. Булатников. — Курск: Мечта, 2011.
7. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности [Текст] / И.Е. Булатников // Психол.-пед. поиск. — 2011. — № 1.
8. Давыдов А.П. Кризис культуры и культурная революция в России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.liberal.ru/articles/5245
9. Дебор Г. Общество спектакля [Текст] / Г. Дебор. — М.: Опустошитель, 2012. — 180 с.
10. Исаев И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход [Текст] / И.Ф. Исаев. — Белгород, 1999.
11. Репринцев А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд изпровинциального вуза [Текст] / А.В. Репринцев // Психол.-пед. поиск. — 2011. — № 2. — С. 24–42.
12. Репринцев А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» [Текст] / А.В. Репринцев // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — № 5. — С. 18–27.
13. Хабермас Ю. О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных перспектив [Текст] / Ю. Хабермас // Философия истории. — М., 1995.
14. Abdulaeva R., Gereeva M., Bikbulatova V., Rabadanova R., Yulina G. Psychological and pedagogical technologies of actualizing practical orientation of educational environment in a university. Espacios. 2017. Т. 38. № 40. P. 1.
15. Bikbulatova V., Orlova I., Rabadanova R., Shishov S., Yulina G. Professionalization of an Individual Involved in the Educational Process in a Higher Education Institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 14. Pp. 6671–6686.