Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Доминирующая парадигма стратегического маркетинга все чаще становится объектом критики и стимулирует выработку альтернативных подходов по выбору или формированию эталонной стратегии. Прежде всего, это связано с развитием ресурсной концепции конкурентных преимуществ предприятия и новой доминирующей логики маркетинга, в рамках которых предлагаются инновационные парадигмы управления развитием субъектов бизнеса и продвижением их продукции на целевые рынки. В статье изложен методический подход формирования маркетинговой стратегии предприятия, уточнено понятие инновационного потенциала предприятия, отличающее от известных тем, что отражает не просто наличие необходимых ресурсов для осуществления инновационной деятельности, а указывает на способность либо генерировать различные типы инноваций (по области применения и новизне) внутри предприятия, либо заимствовать их извне. Привязка к видам инноваций и является авторским уточнением; усовершенствованный алгоритм формирования маркетинговой стратегии, частью которого являются авторская матрица выбора маркетинговых стратегий и методика оценки инновационного потенциала предприятия как основа выбора стратегии.
стратегия маркетинга, инновационный потенциал предприятия, уровни развития инновационного потенциала, оценка инновационного потенциала предприятия, алгоритм разработки стратегии маркетинга.
Введение
Стратегическое планирование и управление субъектами бизнеса и сегодня во времена перманентно возникающих кризисов является необходимым этапом в управлении.
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 416 с.
2. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 3. — С. 103–123.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг. — 9-е изд. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 1200 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Профессиональное издание: Пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг. — 12-е изд. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. — 1072 с.
5. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / под ред. В.Б. Колчанова. — СПб.: Питер, 2007. — 800 с.
6. Минцберг Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. — СПб.: Питер, 2002. — 336 с.
7. Чернов С.Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг: монография. — М.: ИПКгосслужбы, 2006. — 304 с.
8. Штерн К., Сток Дж. Стратегии, которые работают: Подход BCG. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. — 496 с.
9. Трачук А. Инновационная стратегия компании: статья // Проблемы теории и практики управления: международный журнал. — 2013. — № 9. — С. 75–83.
10. Маркетинг: учебно-методическое пособие / И.В. Ильичева. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 229 с.
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
12. Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. — СПб.: Питер, 2002. — 864 с.
13. Бейкер М. Маркетинг / Под ред. М. Бейкера. — СПб.: Питер, 2002. — 1200 с.
14. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / В.И. Аверченков, Е.Е. Ваинмаер. — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 280 с.
15. Бородин В.А. Организация и управление инновационной деятельностью: монография / В.А. Бородин, Е.В. Лукина, Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. — 134 с.
16. Инновационный потенциал [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия «Википедия». — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновационный_потенциал (дата обращения: 20.10.2017)
17. Артерчук В.Д. Управление инновационным потенциалом предприятия: статья [Электронный ресурс] / В.Д. Артерчук, М.Ю. Гузняева // Управление экономическими системами. — URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/1584-2012-10-02-11-39-13 (дата обращения: 22.10.2017)
18. Коробейников О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий [Электронный ресурс] / О.П. Коробейников, А.А. Трифилова, И.А. Коршунов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 3. — URL: http://www.mevriz.ru/articles/2000/3/856.html.
19. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — 3-е изд. — М., 2010. — 107 с.
20. Васюхин О.В. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия: монография [Электронный ресурс] / О.В. Васюхин, Е.А. Павлова // Сайт Российской академии Естествознания. — URL: http://www.rae.ru/monographs/89. (дата обращения: 20.10.2017)
21. Цомаева И.В. Оценка инновационного потенциала предприятия: методическое пособие / И.В. Цомаева, О.И. Тишков. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. — 82 с.
22. Миляева Л.Г. Уточнение понятия инновационный потенциал, базирующееся на методике структурированных процедур / Л.Г. Миляева, Д.А. Белоусов // Инновации. — 2008. — № 12. — С. 100–102.
23. Гарнов А.П., Гарнова В.Ю. Механизмы развития электроэнергетики как ключевые факторы обеспечения энергоэффективности российской экономики // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2017. — № 3 (93). — С. 90–99.
24. Гарнов А.П., Топчий В.А., Киселева К.А., Гарнова А.А. Понятие межгосударственной интеграции: виды и особенности // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. — 2017. — № 4 (21).
25. Гарнов А.П., Гарнова В.Ю. Инновационный потенциал России: проблемы и перспективы реализации // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2016. — № 1. — С. 92–97.
26. Гарнов А.П., Гарнова В.Ю. Кластеризация экономики: способы повышения эффективности государственной промышленной политики // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2016. — № 6 (90). — С. 110–117.