Иркутск, Иркутская область, Россия
сотрудник
Иркутск, Иркутская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.03.01 Педагогическое образование
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ТБК 80 Гуманитарные науки в целом
В настоящее время в связи с обновленными требованиями к организации учебного процесса в высшей школе особое внимание уделяется организации дистанционного обучения. При этом одним из актуальных подходов к построению дистанционных курсов является модульный подход, позволяющий обеспечить индивидуализацию обучения. В соответствии с данным подходом полноценный дистанционный модуль должен включать инструктивную, информационную, коммуникативную и рефлексивную части. При таком подходе у преподавателя появляется возможность более эффективно выстроить образовательный процесс, акцентируя внимание на формировании личностно значимых результатов, выражающихся в компетенциях.
дистанционное обучение, дистанционная система Moodle, модульное обучение.
Актуальность. Новые цели и ориентиры профессионального образования, вариативность его содержания, многообразие образовательных структур обусловливают поиск новых организационных форм, подходов и средств обучения. Особую актуальность приобретают технологии, которые могли бы обеспечить личностное развитие обучающихся, достижение и получение высокого результата качества образования. Одной из таких технологий является технология модульно-компетентностного обучения. Проблема. Изучение работ ведущих отечественных специалистов в этой области (Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Н.А. Морева, П.И. Третьяков, Д.В. Чернилевский, П.А. Юцявичене и др.) позволяет установить значимость использования модульно-компетентностного обучения. Вместе с тем, несмотря на многочисленные исследования, существует еще ряд нерешенных проблем. Одной из этих проблем является проблема использования технологии модульно-компетентностного обучения при построении дистанционных курсов, которые становятся все более и более востребованными. Исходя из этого, основной целью статьи является описание специфики модульного построения дистанционных учебных курсов в системе высшего образования. Методика исследования. Для достижения поставленной цели нам потребовалось изучить теоретическую составляющую проблемы. Было установлено, что модульный подход к обучению сформировался в процессе естественной эволюции сферы образования и является итогом достаточно длительных поисков наиболее эффективных методов образовательной деятельности [2]. Начало модульное обучение получило в зарубежной практике, авторами которого были S.N. Posilethwait, B. Goldshmid, M.L. Goldshmid и J. Russel (1974). Сущность данной концепции заключалась в том, что часть учебного материала целесообразно использовать как самостоятельную тему и свободно интегрировать в программу учебного курса. Современная концепция модульного обучения основывается на взаимосвязи личностного и деятельностного подходов. Модульное обучение — такое построение содержания обучения, когда каждый обучающийся может быть самостоятельным в отборе содержания обучения, его освоения исходя из личных особенностей и образовательных потребностей. На практике модульная технология — один из способов или направлений реализации личностно-деятельностного подхода в обучении [6]. Сущность педагогического процесса на основе модульной технологии состоит в том, что обучение структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули). Содержание и объем которых варьируются в зависимости от профильной дифференциации обучающихся и дидактических целей. Модуль может состоять из одной или множества учебных единиц, которая представляет собой объем знаний и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи. Модуль может меняться в зависимости от требований конкретной профессиональной деятельности [8]. Другими словами, модульное обучение представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения — модульное построение курса профессионального обучения. Данные компетенции могут иметь сложную структуру, поскольку образовательные задачи, обычно, разбиваются на подзадачи, также как деятельность на определенные шаги-действия. Таким образом, каждая компетенция характеризуются определенным набором умений, овладение которыми позволяет освоить этот вид деятельности. Модульное обучение легко интегрируется в дистанционную обучающую среду, предусматривающую индивидуальный подход к каждому обучающемуся. В этой связи необходима разработка алгоритма построения такого дистанционного модуля, следуя которому можно было бы использовать все преимущества модульного обучения. Основываясь на собственном опыте проектирования дистанционных образовательных модулей, можно сказать, что полноценный дистанционный модуль должен включать инструктивную, информационную, коммуникативную и рефлексивную части. Представим далее описание спроектированного нами модуля в рамках курса «Методика обучения иностранным языкам». Данный модуль был апробирован со студентами 4-го курса направления 44.03.05 «Педагогическое образование, профильной направленности “Иностранный язык (с двумя профилями подготовки)”». Инструктивная часть нашего дистанционного модуля представлена краткой аннотацией, к составлению которой необходимо подойти очень тщательно, поскольку, как указывают Д.А. Богданова и А.А. Федосеев, качество аннотации определяет возможность оценки обучающимися потенциальной
полезности модуля [1, с. 199].
1. Богданова Д.А. Цифровые образовательные ресурсы. Когда забывают о качестве... [Текст] / Д.А. Богданова, А.А. Федосеев // Методы и технологии информатики, применяемые в научных исследованиях. — 2010. — № 2. — С. 199–208.
2. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Д. Давыдов. — М., 2006. — 189 с.
3. Доманский Е.В. Рефлексия как средство диагностики личностных изменений субъектов дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Доманский // Интернет-журнал «Эйдос». — 2004. — 22 июня. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-02.htm/
4. Карпенко М.П. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий [Текст] / М.П. Карпенко // Высшее образование в России. — 2005. — № 6.
5. Кукса В.Н. Инструкция по созданию структуры курса или модуля дистанционного обучения [Текст] / В.Н. Кукса, Т.Ф. Максимова, А.М. Сединко. — Новочеркасск, 2011.
6. Савченко Н.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся [Электронный ресурс] / Н.А. Савченко. — URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-24.htm/
7. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе [Текст] / О.К. Филатов. — Ростов н/Д: Мираж, 1997. — С. 213.
8. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / П.А. Юцявичене. — Вильнюс, 1990.