СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу ключевых идей стратегического управления. Процессу формирования стратегии, как основного элемента системы стратегического управления и планирования. О ключевой компетенции, как базовой основы для бизнес-модели в эпоху рынка. Основной проблемой, на взгляд авторов, сдерживающей повсеместное использование аналитических методов для оптимального решения задач стратегического управления и планирования, является неполная или недостоверная информация о рынках, на которых работает или хочет работать организация. Цель исследования: проанализировать роль и значение стратегического управления и планирования, процесса выработки стратегии и их влияние на эффективность организации. Выявить, какие именно факторы влияют на формирование и изменение системы управления, целей организации, организационной структуры, каковы преимущества стратегической системы перед долгосрочной, какова взаимосвязь и взаимозависимость информации и аналитических методов для оптимального решения задач стратегического управления. Возможности и недостатки систем OLAP и Data Mining для организации. Maтериалы и методы: теоретическим материалом исследования явились научные статьи, раскрывающие особенности и тенденции формирования и развития стратегии и системы стратегического управления организацией [1-10]. Для достижения поставленной цели был использован комплекс взаимодополняющих теоретических методов: анализ, синтез и обобщение научной литературы, а также собственного практического опыта исследования обозначенных категорий.

Ключевые слова:
стратегическое управление, инструменты стратегического управления, модель разработки стратегии, эффективное управление, ключевая компетенция бизнес-модели.
Текст

Результаты исследования и их обсуждение

 

Как показывает практика многих компаний, в реальной действительности нет организаций, где  управление было бы эффективным  в силу жестко определенного курса  реализации выбранной стратегии. Каждой из них, так или иначе,  приходится    лавировать из-за высокой динамики изменений внутреннего и внешнего рынка. Как верно было отмечено в одной из статей Кукушкиной В.В.: «Эффективность управления в условиях стратегических  неожиданностей зависит от понимания сути  происходящих событий, правильной оценки ситуации, способности руководства вовремя распознать надвигающуюся опасность»…[3]. Сегодня условия рынка меняются настолько динамично и непредсказуемо, что ни один из хозяйствующих субъектов не достигает конкурентного  превосходства по всем коммерческим характеристикам товара, услуги и средствам их продвижения [3]. Следовательно, возникает необходимость использования наиболее гибкой системы планирования, в отличие от ранее используемой долгосрочной системы планов. Это  стратегическое планирование и  как его основной элемент – стратегии [3]. Стратегическое управление и стратегическое планирование имеет ряд преимуществ перед ранее используемой системой управления, долгосрочной [2]. «Концепция стратегического планирования,  с точки зрения Кукушкиной В.В., состоит в том, чтобы вся деятельность организации (научно-техническая,  производственная, в области инвестиций, сбытовая и т.д.) основывалась на знании рынка  и его развития в перспективе» [2]. Стратегическое планирование, по мнению Кукушкиной В.В. [2], это и есть выработка различных стратегий от функциональных – субстратегий подразделений, до генеральной –общеэкономической.  И реализация  выработанной стратегии будет осуществляться в зависимости от ситуации на рынке [2]. Нельзя забывать и того, что ни один из хозяйствующих субъектов не может быть защищен  от такого понятия, как жизненный цикл товара и технологии. А, следовательно,  и от угрозы устаревания оных, насыщения  потребительского спроса на рынке в данном сегменте [2].  Стратегическое планирование, как и формирование стратегии должно осуществляться  специалистами, являющимися для своей организации «мозговым центром», – как было отмечено в работе  Кукушкиной В.В. [2]. Этот «мозговой центр» ни что иное,  как  источник  информации, анализа и рекомендаций  не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики  организации. В этом центре на основе всестороннего анализа  состояния, динамики рынка и деловой конъюнктуры, решается вопрос о необходимости, перспективности  и прибыльности  товара или услуги, выявляются возможности  и производственной, научно-технической, финансовой политики и материально-технического обеспечения выработанной стратегии.  О  полной зависимости стратегии от глобального изменения стратегической цели организации, что приводит в конечном итоге к изменению и  организационной структуры управления, пересмотру взаимосвязи стратегического, тактического и оперативного уровней управления, изменения делегирования полномочий, а  самое главное – формирование новых, либо модификация имеющихся компетенций, на которых основывается бизнес-модель хозяйствующего субьекта, – говорится во многих работах Янковской В.В. и Кукушкиной В.В.[1, 3, 5, 9, 10]. Ключевой компетенцией, как базовой основы для бизнес-модели является и опыт работника, и его навыки. Безусловно,  бизнес-модель с течением времени и под воздействием динамики рынка будет видоизменяться. Соответственно,  и  ключевые компетенции  работники будут претерпевать определенную дифференциацию и диверсификацию [5, 8, 9]. Проблемам эффективного  стратегического управления социопромышленными системами, моделям формирования стратегии предприятия, способам и инструментам повышения конкурентоспособности организаций, управлению инновациями и всё это с учетом компетенций, на которые может  опираться та или иная  бизнес-модель, посвящена основная часть научных  трудов Янковской В.В. и Кукушкиной В.В. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

В отечественных  организациях  сегодня стоит актуальная задача создания эффективной системы и структуры управления,  обеспечивающей эффективность и мобильность бизнес-процессам. Результаты авторского исследования международного и российского опыта стратегического управления  показывают, что для повышения эффективности функционирования российской и мировой экономики сегодня  необходимо [1]:

 1. Придерживаться  принципа соотношения полученных результатов и затрат.

 2. Использовать дифференциацию труда.
 3. Совершенствовать инструменты и методы  стратегического управления на государственном и организационном уровне.

4. Активно  использовать  принципы  транспарентности и релевантности информационного блока организации, что соответствует условиям глобализации и интернационализации хозяйственных процессов.

5. На постоянной основе использовать  систему стратегического, тактического и оперативного контроля  выполнения бизнес-процессов организации,  совершенствовать  методическое обеспечение этой системы, а также  контрольно-диагностические процедуры.

Основной  проблемой, на взгляд авторов, сдерживающей повсеместное использование аналитических методов для оптимального  решения задач стратегического управления и планирования, является неполная или недостоверная  информация о рынках, на которых работает или хочет работать организация. Например, для выполнения финансово-экономического анализа  всё необходимое для его выполнения находится в  корпоративной информационной системе. А вот данные о рынке, как правило, неполные, неточные  труднодоступны или вовсе отсутствуют. Этот частично исправляет  CRM-система, поддерживающая  процессы управления взаимоотношениями с клиентами. Более  развитая система такого класса может содержать  информацию и  о контактах с клиентами,  и  о поставщиках, конкурентах,  и о тех событиях, которые связаны с их деятельностью. Такая  информационная база со временем может стать основой для полноценного  анализа службой маркетинга и выработки стратегических решений.

Сегодня для всестороннего анализа накопленной в корпоративных хранилищах данных, повсеместно используются OnLine Analytical Processing (OLAP-системы). А для того, чтобы перевести имеющуюся  информацию в знание о тенденциях и закономерностях, на практике используют  программные продукты класса «добыча данных» (Data Mining). Обе названные системы  являются переходным звеном между оперативным и стратегическим уровнями управления организацией. Но, как бы хороши  не были эти системы, к сожалению, они не обеспечивают полноценного решения задач выработки и анализа стратегии. Ограничение возможностей этих систем заключается с недостатком и качественным содержанием анализируемой информации. В хранилище данных компании содержится информация  о бизнес-процессах, данные клиентов, взаимодействие с ними. Такого рода информация поступает из CRM-системы. Но наиболее важная  информация  о «непотребителях» остается недоступной.  Как говорил Питер Друкер: «Главные изменения всегда начинаются за пределами организации. Именно с непотребителей начинаются любые изменения; именно непотребители превращают эти изменения из малозначительных в определяющие».

Таким образом,  обеспечить  процесс на этапах диагностики и  контроллинга  стратегического управления  и планирования такие аналитические системы, как  Data Mining и  OLAP способны. Но для анализа стратегических возможностей и альтернатив этих систем недостаточно.

Известно, что в теории и практике управления существует две точки зрения на организацию. С точки зрения экономики, это, прежде всего, возможность получения прибыли. С точки зрения менеджмента организации, это хозяйствующий субъект рынка в условиях высокой конкуренции. В первом случае мы отдаем предпочтение ликвидности и прибыльности организации, для нас важна ее финансово-хозяйственная  деятельность. Во втором случае, нам будут предпочтительнее показатели конкурентоспособности. Зачастую, обе эти составляющие не связываются воедино ни теоретиками, ни практиками. А ведь менеджмент неотделим от экономики. И наоборот. Налицо – дуализм. А ведь хорошая стратегия способна обеспечить и конкурентные позиции на рынке, и отличный  финансовый результат. Дуализм свойственен и рынку аналитических инструментов. Одни инструменты позволяют нам выявить  рыночное окружение организации, а другие – ее финансово-хозяйственную деятельность. Соответственно, необходимо  создавать интегрированную систему стратегического управления. Интеграция ее должна идти по вертикали, обеспечивая связь с тактическим и оперативным уровнем управления. Интегрированная система стратегического управления, это, прежде всего, информационная модель организации, обеспечивающая анализ  внутренней и внешней среды. Различным проблемам стратегического управления посвящены многочисленные работы Янковской В.В. и Кукушкиной В.В., предшествовавшие данной  статье [1, 7, 8, 10].

Понятие «стратегия» является  ключевым фрагментом стратегического управления. Смысл стратегии определяется как норма оптимального поведения организации, компании, корпорации при достижении поставленной цели. С точки зрения Кукушкиной В.В., «стратегия это определение перспективных ориентиров  деятельности  организации на основе прогнозов развития рынка, потребительских предпочтений  и возможностей, с учетом развития совокупного потенциала фирмы» [2]. Стратегическое управление получило развитие  за рубежом в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия. В России   стратегическое управление стало востребовано в связи с переходом к рыночным отношениям в начале 90-х двадцатого столетия. По мнению Кукушкиной В.В.,«стратегическое управление – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является выработка генеральной стратегии и  основано это  на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации   с возможностями и угрозами внешнего окружения» [3]. Различным проблемам выработки стратегии посвящены многочисленные работы Кукушкиной В.В., предшествовавшие данной статье [1 ,2, 5, 8, 9, 10]. Стратегическое планирование и управление получило востребованность в мировом сообществе в период, когда организации, стремящиеся к развитию, используют экстраполяцию исторически сложившихся тенденций роста, стали претерпевать неудачи.

Стратегическое управление и планирование  позволяет формировать совокупность стратегических управленческих решений, определяющих долгосрочное развитие организации и вырабатывать конкретные действия, обеспечивающие мобильность  компании на изменения внешней среды. В процессе этой деятельности могут меняться или корректироваться цели, методы и направление развития компании в целом.

Выводы

Именно гибкое регулирование своевременных изменений в организации позволяет достичь преимуществ и выжить в долгосрочной перспективе, достигая поставленных целей. Механизм управления организацией не дан человечеству изначально, он развивался в процессе различных изменений, в том числе и во внешней среде. Сегодня многие руководители пришли к выводу, что стратегический менеджмент для них является не роскошью, без которого можно обойтись, а реальным средством достижения поставленных целей, позволяющим сделать компанию еще более успешной, обеспечить получение новых прибылей и увеличить её стоимость. Данная работа обозревает небольшую толику работ Янковской В.В. и Кукушкиной В.В.[1-10].

Ответить на вопрос, что будет в будущем, помогает именно система  стратегического планирования и управления, которая имеет свои особенности, сложности вследствие влияния огромного количества факторов. Организационные поиски менеджмента предполагают многообразные структурные решения – от сетевых организационных форм и групповой работы до максимальной самостоятельности отделений и рисковых новаторских команд, полностью отвечающих за прибыль и убытки. Эффективное управление должно приводить организацию к успеху, методик как это сделать нет, прекрасный инструмент достижения желаемого – стратегия. Понять причины и выработать правила для достижения организацией успеха – вот задача менеджмента. Здесь нет простых ответов. Управление организацией – это крайне сложный и  интересный процесс.

Список литературы

1. Кукушкина В.В. Модель инновационного развития региона: Московская область [Электронный ресурс] / В.В. Кукушкина // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 7. С. 62-73. - URL:https://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm/ - Гос.рег.Эл №ФС 77-49965.-ISSN 2304-120X.

2. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России [Текст] / В.В. Кукушкина // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета: научный журнал/ под ред. С.Н. Бабурина.2007. №1. С. 109-117.

3. Кукушкина В.В. Использование инструментов стратегического управления в России [Текст] / В.В. Кукушкина // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 4. С. 144-151.

4. Кукушкина В.В. Модель разработки стратегии и определения прибыли [Текст] / В.В.Кукушкина // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. 2009. № 9. С. 90-94.

5. Кукушкина В.В. Введение в специальность. Менеджмент [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент» и по специальности 080507 «Менеджмент организации» / В.В. Кукушкина. – М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Янковская В.В. Модель формирования механизма управления промышленно-социотехнической системы в новых условиях хозяйствования [Текст] /Янковская В.В // Actual problems of economics, management and law Win modern Social and economic environment. Collection of scientific articles.2015.С.225-330.

7. Янковская В.В. Эффективное управление промышленно-социотехнической системой [Текст]/Янковская В.В.// Государство.Академическая наука и Высшая школа: Современное состояние и тенденции развития 2015 . С. 296-303.

8. Кукушкина В.В. Формирование конкурентоспособной системы управления [Текст] /Кукушкина В.В.//Социальная синергетика и актуальная наука. Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире. 2010. С.334-335.

9. Кукушкина В.В. Маркетинг в схемах для экономистов [Текст]: учебное пособие /Кукушкина В.В.-М.: Социальные отношения, 2006.

10. Кукушкина В.В. Общая экономическая стратегия предприятия [Текст]/Кукушкина В.В//Вестник Ульяновского государственного технического университета.1999. №4. С.91-96.

Войти или Создать
* Забыли пароль?