В статье освещается процесс вхождения Северного Кавказа в правовое пространство России. Отмечается роль шариата и адата в правовом регулировании общественных отношений на Северном Кавказе в Российской империи, в Советском государстве и постсоветской России.
ислам, дореволюционная Россия, Северный Кавказ, правовое пространство России, шариат, адат, Советское государство, постсоветская Россия.
На Северном Кавказе имелись свои особенности принятия ислама. Одной из особенностей принятия ислама явилось то, что этот процесс затянулся более чем на тысячелетие. Ислам на Северный Кавказ проник в VII в., вскоре после своего возникновения. В связи с этим следует отметить, что возникновение ислама связано с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII–X вв. Арабского халифата. Арабы создали огромное государство, в том числе и путем захвата других территорий. Арабы завоевали и часть территории Кавказа, внедряя в общество шариат.
Однако процесс исламизации Северного Кавказа был длительным и завершился только в конце XIX в. Это происходило и насильственным путем (завоевание арабов), и в результате миссионерской деятельности проповедников.
Другой особенностью принятия и функционирования ислама на Северном Кавказе является еще и то, что шариат здесь, объединившись с местными правовыми обычаями (адатами) и затем — с законодательством России, создал уникальную систему регулирования общественных отношений. Использование адата наряду с шариатом объясняется рядом причин. Прежде всего, это связано с тем, что использование мусульманского законоведения, довольно запутанного, представляло затруднение даже для людей образованных, а суд по адату особых познаний не требовал. Отметим, что по шариату, как правило, решали дела, касающиеся гражданскоправовых и семейных отношений. Уголовные же дела часто продолжали решать по адату. И это тоже можно объяснить. Слишком строгие наказания, определяемые Кораном за преступления, считавшиеся, по понятиям многих горцев, маловажными (воровство, грабежи, употребление спиртных напитков), не могли нравиться народу. Кроме того, для внедрения в жизнь жестких норм шариата нужна была сильная централизованная власть, которой на Кавказе не было, да и вольное кавказское общество не принимало этого.
1. Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Сб. науч. трудов Института востоковедения РАН. Ч. 1 / Под ред. С.А. Панарина. М., 1993. С. 90.
2. Рассказов Л.П., Кангезов М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. № 1. С. 24.
3. Мухаммед Тахир ал-Карахи. Три имама. Махачкала, 1990. С. 4–6.
4. Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов (Сборник документальных материалов) / Под ред. Ш.В. Цогарейшвили. Тбилиси, 1953. 558 с.
5. Насардинов С. Чечня: мифы о религии и политическая практика // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реферативно-аналитической информации. 1996. № 4 (46). С. 25–26.
6. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2009. 584 с.
7. Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1977. С. 57.
8. Коран. Сура 2, аяты 163, 168. М., 1990. С. 47.
9. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882–1883. С. 38.
10. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998. С. 327.
11. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868. С. 10–14.
12. История Советской Конституции (в документах) 1917–1956. М., 1957. С. 66.
13. Сталин И.В. Сочинения. Т. 11. М., 1949. С. 394–397.
14. Фадеев В.Н. Криминологические аспекты традиционализма и профилактика совершаемых на его почве преступлений. М., 1992. С. 5–7.