В статье рассмотрены исходные позиции, которыми необходимо руководствоваться при разработке и применении в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), проанализированы наиболее распространенные подходы к пониманию дидактических функций, возможностей и свойств ЭОР. Исходя из современных целей образования, выделены три дидактические функции ЭОР: расширение образовательного контента, реализация новых видов учебной деятельности и поддержка функционирования традиционных видов учебной деятельности на более высоком качественном уровне, индивидуализация учебного процесса. В соответствии с данными дидактическими функциями изменен компонентный состав дидактических возможностей и свойств ЭОР. На конкретном примере показаны связи между дидактическими функциями, возможностями, свойствами ЭОР и образовательной целью деятельности, видами учебной деятельности, элементарными действиями, направленными на решение учебной задачи.
электронные образовательные ресурсы, дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов, структура деятельности обучающегося.
Электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемым компонентом современной информационной образовательной среды, а она, в свою очередь, выступает важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования в целом. Взвешенный системный подход к определению исходных позиций проектирования ЭОР, определению требований, предъявляемых к готовым информационным продуктам, органичное включение и методически грамотное использование их в составе современной информационной образовательной среды способны повысить качество образования и обеспечить достижение новых образовательных результатов.
Исходные позиции, которыми необходимо руководствоваться при разработке и применении в учебном процессе ЭОР, ориентированы на планируемый образовательный результат, учет психолого-педагогических механизмов протекания мыслительной деятельности обучающихся, реализацию функций и максимальное использование специфических возможностей и свойств ЭОР.
Рассмотрим третий исходный компонент проектирования ЭОР — дидактические функции, возможности и свойства ЭОР.
Важность этого компонента трудно переоценить, поскольку потенциал средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве ресурса для развития современной системы образования весьма значителен. Информационно-коммуникационные технологии способны обеспечить содержательное наполнение образования, дистанционность, мобильность, интерактивность, формирование образовательных сообществ, моделирование и анимирование различных процессов и явлений и многое другое.
1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
2. Ахаян А.А. Дидактические возможности компьютерной коммуникации на основе интернет-технологий как инструмента дистанционной научно-образовательной деятельности. URL: http://www.emissia.org/offline/2000/770.htm
3. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. М.: Академия естествознания, 2010.
4. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: Метод. пособие. М.: Дрофа, 2009.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
6. Нурмухамедов Г.М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы // Информатика и образование. 2012. № 1.
7. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2010.
8. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.
9. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2012.
10. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. организаций. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014.