сотрудник
сотрудник
ГРНТИ 68.01 Общие вопросы сельского хозяйства
В статье проведен краткий анализ состояния и развития экологического законода-тельства, направленного на обеспечение экологической безопасности российского госу-дарства в современных геополитических и геоэкономических условиях. Анализ содержания Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года свидетельствует, что текущее состояние окружающей среды на территории страны оценивается как неблагополучное. В городах с высоким и очень высо-ким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн человек. Это 17 процентов город-ского населения России. От 30 до 40 процентов граждан регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Ежегодно образуется примерно 4 млрд т отходов производства и потребления, из которых – 55-60 млн т – твердые коммунальные отходы. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение, в т. ч. в результате прове-дения испытаний ядерного оружия. К глобальным вызовам экологической безопасности относятся последствия изме-нения климата на планете, рост потребления природных ресурсов при сокращении их за-пасов, сокращение биологического разнообразия и пр. Все эти факторы объективно востребуют более системного и ответственного отно-шения органов власти всех уровней, а также общества к решению экологических проблем и обеспечению экологической безопасности Российской федерации.
Российская Федерация; экологическая безопасность; экологиче-ское законодательство.
Цель исследования - аналитический обзор правовых актов, определяющих страте-
гию экологического развития российского государства в современных социально-
экономических условиях.
Методы исследования: юридический; логический (анализ и синтез); диалектиче-
ский.
Результаты исследования.
В Российской Федерации завершается Год экологии, проводимый в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации №7 от 5 января 2016 года [1].
Год экологии проводится с целью привлечения внимания общества к вопросам
экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообра-
зия и обеспечения экологической безопасности.
Следует отметить, что за последние годы органы государственной власти Россий-
ской Федерации стали уделять серьезное внимание к созданию необходимых правовых
условий для рационального использования природных ресурсов и сохранения окружаю-
щей среды.
Так, федеральным законом №226-ФЗ от 23 июля 2013 года [2] внесены изменения в
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года [3]
касающиеся охраны озонового слоя атмосферы. Важные изменения в Федеральный закон
«7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» внесены федеральным законом
№219-ФЗ от 21.07.2014г. [4].
Эти изменения направлены на снижение негативного воздействия на окружающую
среду.
Наряду с внесением изменений и дополнений в федеральный закон
№7-ФЗ от 10.01.2002г., который является головным правовым актом в системе экологиче-
ского законодательства, федеральный закон №219-ФЗ от 21.07.2014 года внес изменения
или дополнения в такие федеральные законы как: «Об отходах производства и потребле-
ния» №89-ФЗ от 24 июня 1998г.[5]; «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от 23 нояб-
ря 1995г.[6]; часть первую Налогового кодекса Российской Федерации[7]; «Об охране ат-
мосферного воздуха» №96-ФЗ от 4 мая 1999г.[8]; часть вторая Налогового кодекса Рос-
сийской федерации[9]; Гражданский кодекс Российской Федерации[10]; Кодекс Россий-
ской Федерации Об административных правонарушениях[11]; «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ от 26 декабря 2008г.[12].
К рассматриваемому федеральному закону необходимо добавить федеральный за-
кон №404-ФЗ от 29.12.2015г., вступивший в силу с 01.01.2016г., за исключением отдель-
ных статей, которые будут действовать с 01.01.2019г. Этот федеральный закон также внес
изменения в федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. в части по вопросам платы за не-
гативное воздействие на окружающую среду.
Внесены изменения в федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах
производства и потребления» в части требования к лицам, которые допущены к сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV
классов опасности.
Также внесены изменения: Жилищный кодекс Российской Федерации, федераль-
ные законы №416-ФЗ от 7 декабря 2011г. «О водоснабжении и водоотведении»[14]; «Об
образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.[15].
Экологическое законодательство ежегодно развивается и совершенствуется с уче-
том экологической обстановки в стране, причем принимаются правовые акты, имеющие
стратегический характер и ориентированные на длительную перспективу.
К таким правовым актам относятся: Основы государственной политики в области
экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные
Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года [16], а также План действий по
реализации основ государственной политики в области экологического развития Россий-
ской Федерации на период до 2030 года утвержденный распоряжением Правительства
Российской Федерации №2423-р от 18.12.2012[17].
Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологи-
ческой безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного разви-
тия.
Необходимо отметить, что экологическая ситуация в современной России характе-
ризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значитель-
ными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
Эти факторы в Год экологии повлияли на принятие указа Президента Российской
Федерации №176 от 19 апреля 2017 года «О Стратегии экологической безопасности Рос-
сийской Федерации на период до 2025 года» [18].
Экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью на-
циональной безопасности. Настоящая Стратегия – документ стратегического планирова-
ния в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, опреде-
ляющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механиз-
мы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасно-
сти.
Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Фе-
дерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планирова-
нии в Российской Федерации" и другие федеральные законы, Указ Президента Россий-
ской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации", Основы государственной политики в области экологического
развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Рос-
сийской Федерации 30 апреля 2012 г., и иные нормативные правовые акты.
Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государст-
венной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, ре-
гиональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
Для успешной реализации Стратегии необходимо учитывать вызовы и угрозы эко-
логической безопасности.
К глобальным вызовам экологической безопасности относятся:
а) последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на
жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых ре-
гионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого разви-
тия;
б) рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, что на фоне
глобализации экономики приводит к борьбе за доступ к природным ресурсам и оказывает
негативное воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации;
в) негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая
опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;
г) сокращение биологического разнообразия, что влечет за собой необратимые по-
следствия для экосистем, разрушая их целостность.
К внутренним вызовам экологической безопасности относятся:
а) наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью
загрязнения окружающей среды и деградацией природных объектов;
б) загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансгранич-
ного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с терри-
торий других государств;
в) высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных
объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в
районах размещения крупных промышленных предприятий;
г) увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком
уровне их утилизации;
д) наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей
среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязне-
нию;
е) усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений;
ж) сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций
редких видов животных;
з) высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и
низкие темпы технологической модернизации экономики;
и) низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;
к) существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природополь-
зования;
л) недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами
мероприятий по охране окружающей среды;
м) нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие
на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, админист-
ративных штрафов и других экологических платежей и налогов;
н) низкий уровень экологического образования и экологической культуры населе-
ния.
Внешними угрозами экологической безопасности являются трансграничные за-
грязнения атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансгранич-
ных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, не-
санкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирую-
щих видов животных, перемещение на территорию Российской Федерации зараженных
организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба.
На фоне усиления глобальной конкуренции возможны ведение экологически неоп-
равданной хозяйственной и иной деятельности и попытки размещения на территории Рос-
сийской Федерации экологически опасных производств, а также отходов производства и
потребления недобросовестными иностранными или транснациональными бизнес-
структурами. Высока вероятность импорта продукции, представляющей повышенную
опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей, как в товарном виде, так и
после утраты потребительских свойств.
В условиях проведения в отношении Российской Федерации политики сдержива-
ния формируется угроза ограничения доступа к иностранным экологически чистым инно-
вационным технологиям, материалам и оборудованию.
Обсуждение.
Проблемам рационального использования природных ресурсов и сохранности ок-
ружающей среды посвящено значительное количество научных публикаций.
Среди авторов этих работ отметим научные труды докторов юридических наук,
профессоров С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Б.А. Воронина[19], [20], [21], [22], А.К.
Голиченкова, О.Л. Дубовик, В.В. Круглова, О.И. Крассова.
Выводы.
Рассмотренные в настоящей статье отдельные правовые акты российского экологи-
ческого законодательства свидетельствуют о серьезном внимании органов государствен-
ной власти к обеспечению правовыми и экономическими средствами экологической безо-
пасности государства.
Как отмечено в Стратегии, в числе механизмов реализации госполитики в рассмат-
риваемой сфере – создание системы экологического аудита, информирование населения и
организаций об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о со-
стоянии окружающей среды и ее загрязнении, внедрение комплексных экологических
разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие
доступные технологии. Предусматривается создание и развитие системы экологических
фондов.
Очевидно, что необходима активизация действий государства и общества в области
экологического развития экономики и других сфер, оказывающих негативное воздействие
на сохранение окружающей природной среды.
1. Указ Президента Российской Федерации №7 от 05.01.2016 года «О проведении в Российской Федерации Года экологии».
2. Федеральный законом №226-ФЗ от 23 июля 2013 г. Российская газета от 26.07.2013г.
3. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01. 2002 г. «Об охране окружающей среды»/Собрание законодательства РФ, 2002 №2, ст.133.
4. Федеральный законом №219-ФЗ от 21.07.2014г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)/ Российская газета от 25 июля 2014г.
5. Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998г «Об отходах производства и потребления»/ Собрание законодательства РФ, 1998 №26, ст.3009.
6. Федеральный закон №174-ФЗ от 23 ноября 1995г. «Об экологической экспертизе»/Собрание законодательства РФ 1995 №48, ст.4556.
7. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации/Собрание законодательства РФ 1998, №31, ст.3824.
8. Федеральный закон №96-ФЗ от 4 мая 1999г. «Об охране атмосферного воздуха»/Собрание законодательства РФ, 1999 №18, ст.2222.
9. Часть вторая Налогового кодекса Российской федерации /Собрание законодательства РФ 2000, №332, ст.3340.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации/Собрание законодательства 2005, №1, ст.16.
11. Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях/Собрание законодательства РФ, 2002 №1, ст.2005.
12. Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»/Собрание законодательства РФ 2008, №52, ст.6249.
13. Жилищный кодекс Российской Федерации/ Собрание законодательства РФ, 2005, №1, ст.14.
14. Федеральный закон №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»/Собрание законодательства РФ 2011, №50, ст.7358.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012/Собрание законодательства РФ 2012 №53 ст.7598.
16. Основы государственной политики в области экологического развития Российской федерации на период до 2030 года. http://base.garant.ru/70169264/
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2423-р от
18. 12.2012г. «О плане действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»/Российская газета, 2012 https://rg.ru/2012/12/25/ekoplan-site-dok.html
19. Указ Президента Российской Федерации №176 от 19.04.2017г. «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»/ http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879
20. Donnik I. Production of Organic Agricultural Products is an Important Area of “Green” Economy / Donnik I., Voronin B., Loretts O. – Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(14). – April 2016.
21. Б.А. Воронин, И.М. Донник, В.В. Круглов, Я.В. Воронина Организационно правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве/ Аграрный вестник Урала, 2017, №8, стр. 10-17.
22. Воронин Б.А. Экологическая безопасность страны. Монография. Актуальные проблемы национальной безопасности России. Екатеринбург изд-во УрГСХА, 2010. с.13-41.
23. Воронин Б.А., Целищев Н.Н. Экологические проблемы населения страны. Геополитическая безопасность России: история и современность. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014, стр.31-40.