студент с 01.09.2014 по 15.06.2018
Казахстан
сотрудник с 01.01.2014 по 01.01.2019
Академия "Bolashaq" (Кафедра иностранных языков и межкультурной коммуникации, старший преподаватель)
сотрудник с 01.01.2014 по 01.01.2019
Караганда, Казахстан
сотрудник с 01.09.2012 по 31.05.2018
Караганда, Казахстан
В данной статье рассматривается использование популярных песен на уроках английского языка в старших классах как эффективный метод усвоения грамматических конструкций и повышения мотивации учащихся к изучению языка. В статье описываются ключевые этапы педагогического эксперимента, в ходе которого выделяются характерные особенности восприятия песен учащимися с разной ведущей репрезентативной системой, а также эффективность подбора аудиоматериала, основанного на предпочтениях обучаемых. Выявляется и подтверждается значимость многократного повторения грамматической конструкции в виде речевых клише, а также польза речевых ситуаций, отражающихся в сюжетной линии песни.
грамматика, песни, эксперимент, повторение, проговаривание, сознательность, речевая ситуация, речевой шаблон, «вспышка».
Актуальность
Одной из современных тенденций иноязычного образования является применение нетрадиционных подходов и средств обучения грамматике. Это обусловлено тем, что грамматика зачастую является камнем преткновения, вызывая у студентов страх и значительно снижая мотивацию к изучению иностранного языка. Таким образом, поиск решения данной проблемы остается актуальным и требует тщательного анализа и разбора, начиная с опреде-
ления и понимания смысла и значения грамматики в иноязычном образовании. Большинство студентов представляет грамматику в виде справочников с правилами формирования и использования временных аспектов степеней
прилагательных, наречий и т.п. Однако этих составляющих частей грамматики недостаточно для преподавания и изучения иностранного языка. По утверждению английского методиста Скотта Торнбэри, грамматике должно быть отведено ведущее место в процессе коммуникативно ориентированного иноязычного обучения [1]. А по мнению Тома Хатчинсона, автора учебников по грамматике английского языка, грамматика помогает использовать английский язык нестандартно [2]. С этим высказыванием согласен и Пенни Ур, автор руководства по грамматике для учителей школ, утверждающий, что знание грамматики служит основой для овладения языком [3, с. 4]. Также, по мнению В.М. Филатова, грамматика помогает передавать оттенки мысли, являясь каркасом, связывающим слова и выражения [4, с. 74]. Рассмотрим простой пример работы грамматики. Предложение начинается со слов: Yesterday afternoon I… Какое слово будет идти дальше? Знание грамматики позволяет предвидеть описание какого-либо свершившегося события с помощью глаголов «увидела», «нашла», «купила» и т.п., либо действия,
которое не состоялось — «не смогла», «не успела» и т.п. Другими словами, можно делать подобные предположения благодаря тому, что в памяти человека хранится список речевых шаблонов или варианты возможных речевых выражений.
1. Thornbury S. How to Teach Grammar. Edinburgh: Pearson, 1999. 189 p.
2. Колесник Л.И. Проблемное обучение в ряду других направлений обучения [Текст] / Л.И. Колесник // Материалы XI международной научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» «Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики». — Нижневаторск, 2015. — С. 24.
3. Ur P. Grammar Practice Activities. A Practical Guide for Teachers. New York: Cambridge University Press, 1999. 148 p.
4. Поршнева Е.Р. Грамматические концепты и способы их построения при изучении иностранного языка (на материале зарубежных исследований) [Текст] / Е.Р. Поршнева, О.В. Спиридонова // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 6. — С. 73–77.
5. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Русский язык, 1989. — 278 с.
6. Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition, Oxford: Pergamon, 1982. P. 16.
7. Мифтахова Н.Х. К вопросу о гуманитаризации высшего технического образования [Текст] / Н.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 3. — С. 436–442.
8. Веселова Т.М. Пой и изучай английскую грамматику [Текст]: учеб. пособие по английскому языку / Т.М. Веселова [и др.]. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.
9. Kramer D. The Association of Departments of Foreign Languages (ADFL) 2001. Bulletin 33. No 1. Pp. 29–35. URL: http:// web2.adfl.org/ADFL/bulletin/v33n1/331029.htm (accessed data: May 13, 2018).
10. Nunes J., Valsesia F. The Power of Repetition — Repetitive Lyrics in a Song Increase Processing Fluency and Drives Market Success // SSRN Electronic Journal. 2014. Pp. 187–199. DOI: 10.2139/ssrn.2938838.
11. Scrivener J. Learning Teaching: a Guidebook for English Language Teachers. Heinemann, 1994.
12. Alter A.L., Oppenheimer D.M. Suppressing Secrecy through Metacognitive Ease Cognitive Fluency Encourages Self-Disclosure // Psychological Science. 2009. 20(11). Pp. 1414–1420.
13. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. — М.: Сфера, 2003.