сотрудник
Россия
сотрудник
Россия
ГРНТИ 55.57 Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение
В работе рассмотрены факторы, влияющие на оценочный показатель технического состояния плунжерных пар при их комплектации по гидроплотности. Для выявления влияния факторов на оценочный показатель плунжерной пары по гидроплотности, был спланирован и реализован двухфакторный эксперимент, и была получена математическая модель процесса подбора плунжерных пар в комплект по гидроплотности. На основе исследования предложено комплектовать плунжерные пары в комплект на приборе КИ-759 математической зависимостью для уменьшения погрешности.
гидроплотность, топливный насос высокого давления, неравномерность цикловой подачи топлива.
Наиболее часто встречающиеся отказы и неисправности топливных насосов высокого давления обусловлены неравномерностью и снижением цикловой подачи топлива. Первопричиной неравномерности подачи топлива топливным насосом высокого давления рядного типа является нарушение требований комплектацией плунжерных пар в комплект по гидроплотности на приборе КИ-759.
На основе отмеченных недостатков данного способа указана его применимость как в производстве, так и сервисных центрах.
Проанализированы факторы, влияющие на оценочный показатель подбора плунжерных пар в комплект по гидроплотности на приборе КИ-759 для топливных насосов высокого давления рядного типа, и классифицированы факторы по группам.
Для выявления влияния факторов на оценочный показатель плунжерной пары по гидроплотности, был спланирован и реализован двухфакторный эксперимент.
Объект испытаний – плунжерные пары с допустимым граничным значением. На основе испытаний была проверена равноточность опытов, и получена математическая модель подбора плунжерных пар в комплект по гидроплотности.
Определены значения факторов, обеспечивающих гидравлическую плотность топлива.
Получена аналитическая зависимость (математическая модель), позволяющая оценить плунжерные пары с допустимым граничным износом на гидроплотность при их комплектации в комплект.
Анализ и методы исследования. В топливных насосах с многоплунжерными секциями, как известно, в процессе эксплуатации нарушается равномерность подачи топлива по цилиндрам и изменяется угол опережения впрыска, в результате чего ухудшаются показатели рабочего процесса в отдельных цилиндрах дизеля. В связи с этим возникает необходимость постоянной регулировки топливных насосов высокого давления этих систем, что усложняет техническую эксплуатацию дизеля и его обслуживание [1].
В частности, нарушение регулировочных параметров и появление отказов в отдельных элементах топливных систем приводит к значительным простоям техники, которые колеблются от 25 до 35% общего времени простоя машин [2].
Надежность дизельной топливной аппаратуры в значительной мере определяется потенциалом работоспособности плунжерной пары топливного насоса высокого давления[3].
Основными оценочными показателями работоспособности плунжерных пар является показатели назначения: цикловая подача, максимальное развиваемое давление, продолжительность подачи топлива[4].
Снижение параметра пусковой подачи используется в качестве выбраковки топливовпрыскивающего насоса [5].
Обработка данных, полученных ЦНИТА при эксплуатационных испытаниях насосов УТН-5, показала, что 29% всех отказов приходится на износ подшипников кулачкового вала, 12,5% – на нарушение герметичности уплотнений, 29,2% – на увеличение неравномерности распределения топлива и снижение цикловой подачи (износ плунжерных пар и нагнетательных клапанов) и 8,5% - на снижение частоты вращения начала действия регулятора [6].
Самым характерным показателем отказа топливного насоса УТН-5 из всех приведенных является увеличение неравномерности распределения топлива и снижение цикловой подачи топлива, которая составляет 29,2%.
Первопричиной неравномерности подачи топлива топливным насосом высокого давления рядного типа может являться нарушение требований комплектацией плунжерных пар в комплект по гидроплотности на приборе КИ-759.
1. Доброхотов Ю.Н., Мертвый ход плунжера как диагностический параметр топливных насосов распределительного типа / Ю.В. Иванщиков, А.О. Васильев, Р.В. Андреев // Вестник Казанского ГАУ. № 4.– Казань – 2017, с. 78-83.
2. Иванов, В.А. Повышение долговечности распределительных топливных насосов высокого давления путем модернизации: дис. канд. техн. наук. – М.: 2011. – 192 с.
3. Кулаков М.М. Оценка потенциала работоспособности плунжерной пары дизеля. / М.М. Кулаков, В.А. Иванов // Мат. Респуб. науч.-практ. конф. «Наука в развитии села». – Чебоксары, 2009. – С. 212…216.
4. Иванов В.А. Концепция ремонта плунжерных пар топливной аппаратуры / В.А. Иванов // Международный технико-экономический журнал. –2010. – № 5. – С.69-72.
5. Иванов В.А. Ремонт топливовпрыскивающего насоса дизеля / В.А. Иванов, М.М. Кулаков // Труды ГОСНИТИ. – М., 2008.– Т. 102. – С. 61-65.
6. Габитов И.И. Топливная аппаратура автотракторных дизелей/ И.И. Габитов, А.В. Неговора. – Уфа: Изд-во БашГАУ, 2004. –216 с.
7. Лебедев В.Г. Анализ оценочных показателей технического состояния плунжерных пар ТНВД дизеля / В.Г. Лебедев, В.А. Иванов // Мат. Всерос. науч. - практ. конф. «Перспективы развития технического сервиса 1. Доброхотов Ю.Н., Мертвый ход плунжера как диагностический параметр топливных насосов распределительного типа / Ю.В. Иванщиков, А.О. Васильев, Р.В. Андреев // Вестник Казанского ГАУ. № 4.– Казань – 2017, с. 78-83.
8. Иванов, В.А. Повышение долговечности распределительных топливных насосов высокого давления путем модернизации: дис. канд. техн. наук. – М.: 2011. – 192 с.
9. Кулаков М.М. Оценка потенциала работоспособности плунжерной пары дизеля. / М.М. Кулаков, В.А. Иванов // Мат. Респуб. науч.-практ. конф. «Наука в развитии села». – Чебоксары, 2009. – С. 212…216.
10. Иванов В.А. Концепция ремонта плунжерных пар топливной аппаратуры / В.А. Иванов // Международный технико-экономический журнал. –2010. – № 5. – С.69-72.
11. Иванов В.А. Ремонт топливовпрыскивающего насоса дизеля / В.А. Иванов, М.М. Кулаков // Труды ГОСНИТИ. – М., 2008.– Т. 102. – С. 61-65.
12. Габитов И.И. Топливная аппаратура автотракторных дизелей/ И.И. Габитов, А.В. Неговора. – Уфа: Изд-во БашГАУ, 2004. –216 с.
13. Лебедев В.Г. Анализ оценочных показателей технического состояния плунжерных пар ТНВД дизеля / В.Г. Лебедев, В.А. Иванов // Мат. Всерос. науч. - практ. конф. «Перспективы развития технического сервиса 1. Доброхотов Ю.Н., Мертвый ход плунжера как диагностический параметр топливных насосов распределительного типа / Ю.В. Иванщиков, А.О. Васильев, Р.В. Андреев // Вестник Казанского ГАУ. № 4.– Казань – 2017, с. 78-83.
14. Иванов, В.А. Повышение долговечности распределительных топливных насосов высокого давления путем модернизации: дис. канд. техн. наук. – М.: 2011. – 192 с.
15. Кулаков М.М. Оценка потенциала работоспособности плунжерной пары дизеля. / М.М. Кулаков, В.А. Иванов // Мат. Респуб. науч.-практ. конф. «Наука в развитии села». – Чебоксары, 2009. – С. 212…216.
16. Иванов В.А. Концепция ремонта плунжерных пар топливной аппаратуры / В.А. Иванов // Международный технико-экономический журнал. –2010. – № 5. – С.69-72.
17. Иванов В.А. Ремонт топливовпрыскивающего насоса дизеля / В.А. Иванов, М.М. Кулаков // Труды ГОСНИТИ. – М., 2008.– Т. 102. – С. 61-65.
18. Габитов И.И. Топливная аппаратура автотракторных дизелей/ И.И. Габитов, А.В. Неговора. – Уфа: Изд-во БашГАУ, 2004. –216 с.
19. Лебедев В.Г. Анализ оценочных показателей технического состояния плунжерных пар ТНВД дизеля / В.Г. Лебедев, В.А. Иванов // Мат. Всерос. науч. - практ. конф. «Перспективы развития технического сервиса 1. Доброхотов Ю.Н., Мертвый ход плунжера как диагностический параметр топливных насосов распределительного типа / Ю.В. Иванщиков, А.О. Васильев, Р.В. Андреев // Вестник Казанского ГАУ. № 4.– Казань – 2017, с. 78-83.
20. Иванов, В.А. Повышение долговечности распределительных топливных насосов высокого давления путем модернизации: дис. канд. техн. наук. – М.: 2011. – 192 с.
21. Кулаков М.М. Оценка потенциала работоспособности плунжерной пары дизеля. / М.М. Кулаков, В.А. Иванов // Мат. Респуб. науч.-практ. конф. «Наука в развитии села». – Чебоксары, 2009. – С. 212…216.
22. Иванов В.А. Концепция ремонта плунжерных пар топливной аппаратуры / В.А. Иванов // Международный технико-экономический журнал. –2010. – № 5. – С.69-72.
23. Иванов В.А. Ремонт топливовпрыскивающего насоса дизеля / В.А. Иванов, М.М. Кулаков // Труды ГОСНИТИ. – М., 2008.– Т. 102. – С. 61-65.
24. Габитов И.И. Топливная аппаратура автотракторных дизелей/ И.И. Габитов, А.В. Неговора. – Уфа: Изд-во БашГАУ, 2004. –216 с.
25. Лебедев В.Г. Анализ оценочных показателей технического состояния плунжерных пар ТНВД дизеля / В.Г. Лебедев, В.А. Иванов // Мат. Всерос. науч. - практ. конф. «Перспективы развития технического сервиса в агропромышленном комплексе», посвященной 50-летию создания кафедры: сб. науч. трудов. – Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2014. – С. 89-90.
26. Иванов В.А. Факторы, влияющие на оценочный показатель подбора плунжерных пар в комплект по гидроплотности / В.А. Иванов, В.Н. Гаврилов, А.М. Новиков, А.В. Семенов // Мат. всерос. науч.-практ. конф. «Агроэкологические и организационно-экономические аспекты создания и эффективного функционирования экологически стабильных территорий: сб. науч. трудов. – Чебоксары, 2017. – С. 385-389.
27. ГОСТ 10578-95.
28. Хайлис, Г.А. Исследования сельскохозяйственной техники и обработка опытных данных / Г. А. Хайлис, М.М. Ковалев. – М.: Колос, 1994. -169 с.