Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена рассмотрению процесса изменения взаимоотношений Римской империи и готских племен с середины III к началу V в.
германские племена, варвары, готы, Римская империя, переселение народов, Адрианопольская битва.
Актуальность статьи определяется высокой степенью дискуссионности темы взаимоотношений Римской империи и варварских, в первую очередь, германских племен, которые сыграли ключевую роль в процессе падения Римской империи и образования варварских королевств. Этому процессу предшествовало Великое переселение народов.
Аммиан Марцеллин так характеризует период переселения народов: «В это время во всем римском мире, как по боевому сигналу труб поднялись самые свирепые народы и стали переходить ближайшие к нам границы. Галлию и Рецию одновременно грабили алеманы, обе Паннонии - сарматы и квады; пикты, саксы, скотты и атакотты терзали непрерывными бедствиями Британию; австорианы и другие маврские племена сильнее обычного тревожили Африку; Фракию грабили разбойничьи шайки готов». Также усилилась активность арабских племен и персов. Можно сказать, происходил новый передел мира, в котором участвовало множество народов [1: XVI. 12.]
Среди этого множества римлянам сложно было безошибочно выделить конкретные племена. Как пишет В. Буданова: «Номенклатура племен и народов в письменном материале показывает противоречивость этнических представлений древних авторов». Авторы следовали литературной традиции, поэтому необходимо критически воспринимать сочинения данной эпохи. В III в. упоминание готов встречается реже, чем клохов или тавров, хотя готы приближались к границам империи. В этот период в источниках чаще встречаются германские этнонимы, чем какие-либо другие. Представление о «биологическом» единстве варварских народов не выдерживает критики [2: с. 32].
Племена вестготов активизировали движение варварских племен внутри Римской империи, итогом которого стало основание Тулузского королевства в 410 г. – первого варварского королевства, основанного вестготами. Поэтому особую актуальность приобретает рассмотрение взаимоотношений Римской империи и именно готских племен, определить степень взаимоинтеграции, обозначить переход от конфронтации к сближению в рамках одной политики.
Первое вторжение варваров, где в одном из источников в сочинении Петра Патрикия упоминаются готы, относится к «скифской» войне 232–238 гг. Гораздо больше известно об отношении готов и Римской империи рубежа III–IV.
Варварские племена не только атакуют Римскую империю, но и сталкиваются между собой. Однако, советский автор В. Сиротенко пишет, что мнение и отношение к готам как к воинственному племени, которое стремится натравить другие племена на Рим – политически ангажировано. Сиротенко пишет, что после 332 г., победы Константина, готы вообще не вели войн против Рима, но так как не имели иного товара, кроме рабов, который бы ценился римлянами, вынуждены были постоянно нападать на соседние племена.
Главной причиной противостояния между германскими племенными объединениями была борьба за немногочисленные ресурсы, которыми располагали племена, и наиболее пригодные для выживания территории. Наиболее крупными сторонами конфликта в начале IV, как уже сообщалось ранее, были союзы племен готов, алеманов и франков. Римская империя старалась обратить данные противоречия в свою пользу, стравливая племенные образования между собой и помогая слабым союзам выступать против наиболее сильных противников.
Буданова пишет, что противоречия внутри империи существенно сказывались на отношениях с варварскими племенами: «И антагонистические противоречия угнетенных и угнетателей, и борьба внутри господствующих слоев, и религиозные распри – все это получило особую окраску в свете отношений империи с варварами». Часто происходили народные восстания, участниками которых и на той, и на другой стороне, на стороне народа или правящей элиты были варвары [2: с.67].
Знать варваров и римский правящий класс были заинтересованы друг в друге. Правящий класс давал варварам службу, деньги, звания и использовал их как оружие против собственного народа, который всегда готов был восстать против правителей.
Гражданская война в Римской империи, начавшаяся после отставки августа Востока Диоклетиана и августа Запада Максимиана, изменила ситуацию на римско-германском пограничье. Чувствуя ослабление империи, германские племенные образования вновь обратили свои взоры на территории римских провинций. Новый август Запада Констанций Хлор, понимая, что в текущий момент он не в состоянии вести военные действия на двух фронтах, решает сосредоточить свои силы на проведении Гражданской войны и предлагает германцам откуп. По мнению Т. Моммзена, Констанций, откупившись от германских набегов, положил начало порочной практике, в перспективе ставившей благополучие империи под угрозу. Данное утверждение вызвано тем, что откупа способствовали обогащению племенных объединений и усилению их военной мощи и жажды наживы [4: с. 487].
Несмотря на угрозу целостности и благосостоянию Римской империи, исходящей от германских племенных объединений, они не могли быть серьезным игроком на международной арене Средиземноморского региона, они только хотели получить ресурсы, а не стать влиятельным игроком на политической арене.
Даже, когда империя расширилась на столько, что заняла весь средиземноморский бассейн, центральная власть сохранила за собой исключительное право на применение законов, суд, дипломатию, сбор налогов, чеканку монеты и контроль над религиозными культами. Средневековые правители могли только завидовать такому чудесному синтезу, наделявшему властителя Рима непревзойденной властью. Императорский режим был ограничен законами, необходимостью договариваться с сенаторским классом (то есть с аристократией).
В III в. римская армия (опора принципата) возвысилась до уровня самостоятельной политической силы, обладающей властью как свергать императоров, так и сажать на престол своих. Слабость государственной власти в III в. привела к росту сепаратистских движений в провинциях.
В IV в. формируется новая устойчивая модель – доминат Диоклетиана. После реформ Диоклетиана персона императора становилась неприкосновенной, что позволяло ему не бояться за свою власть и жизнь. Сенату в данной системе отводилась роль всего лишь совещательного органа, мнение которого могло учитываться императором.
Почему, несмотря на реформы, проведенные Диоклетианом, пал Рим? Виной тому социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Римской империи, кризис рабовладельческого строя и религиозные противоречия, с которыми столкнулась Римская империя.
Почему варварские племена пришли в движение? Они испытывали кризис родоплеменного строя, на продвижение готов также оказало воздействие гуннское нашествие 375–376 гг.
Согласно данным, приводимым Аммианом Марцеллином в «Римской истории», германские народности представляли собой союзы племен, управляемые советом племенных вождей, каждый из которых возглавлял собственное племя. Климатические условия севера и отсутствие навыков грамотного ведения сельскохозяйственной деятельности делали войну и разорение богатых территорий более привлекательным способом обеспечения существования. Этому же способствовала слабость Римской империи, неспособной обеспечить защиту своих провинций от проникновения германских племен [1: XVI. 12].
Постоянная борьба за власть и религиозные противоречия внутри римской элиты привели к ситуации, которая сложилась после Адрианопольской битвы, где цивилизация проиграла варварам, и гибели императора Валента. Валент придерживался арианства и притеснял христиан никейского толка. Теперь все увидели: Бог не дал победу Валенту, Валент побеждён такими же еретиками-арианами, Валент был не прав и наказан (в собственной столице, Константинополе, где «ортодоксальных» христиан было большинство, Валента откровенно ненавидели). Язычники, коих оставалось немало среди ораторов и летописцев (и иже с ними), вознесли руки к «настоящим богам предков»: «Враги победили не потому, что они были сильнее, или что наши доблестные воины не умеют сражаться, но враги победили потому, что мы прогневали наших богов. Это боги обрушили на нас свой гнев»!
После смерти Валента Грациану потребовалось чуть ли не полгода, чтобы подыскать достойную кандидатуру. Феодосий I Великий (Flavius Theodosius Augustus, 347–395 гг.) издаст очень краткий, но внятный эдикт, согласно которому единственной правильной официальной религией Империи утверждается христианство «Святой Троицы» по Никейскому символу веры.
Император Феодосий использовал политику союза с варварами. Он сильно расширил бюрократический аппарат, ему нужны были налоги и карательная система. «Император приговорил к сожжению заживо любого сельского хозяина, скрывшего среди своих работников иммигранта; все иммигранты должны быть выявлены и отправлены на пункты сбора».
В армию набирались варвары, даже назначались на высокие посты и вступали в брак со знатными римлянками. Армия Феодосию нужна была не для того, чтоб действительно биться с готами. Но чтобы убедить их вступить в переговоры, это и было достигнуто. Готы отправили посольство к императору с просьбой поселиться в нужном месте, а не шли захватывать земли силой. Например, посольство вестготов к императору Валенту в 376 г. просило поселения во Фракии и Мёзии. Так, согласно свидетельствам Евнапия переселилось около 200 тыс. войнов, значит, в целом около миллиона людей. Возможно, эти цифры сильно завышены [3: с. 82].
Аммиан Марцеллин пишет: «С каким усердием мы постарались (перевести всех готов через Дунай), так, чтоб на том берегу не осталось ни одного, кто ещё способен разрушить Римское государство» [1: XXV. 7. 9].
Вестготы стали орудием, с помощью которого решались внутриполитические конфликты на Востоке с момента смерти Феодосия. Вестготы, в свою очередь, пытались с переменным успехом манипулировать римской администрацией, это в конечном итоге привело к 410 г. Алариха в Рим.
Причину выживания Восточной империи следует искать в сохранении эффективной фискальной системы. В Византии общая сумма налогов оставалась весьма значительной, так как империи удалось сохранить превосходную золотую монету и все полученные деньги занимали небольшой объем. Так, в имперской казне создавались запасы. Варварским правителям такое богатство казалось неисчерпаемым [4: с. 480].
Таким образом, готы, вступая в контакт с римским миром в период «Скифских войн» 238–275 гг., начинают активно взаимодействовать с цивилизацией, в конце концов, одерживая над ней верх.
1. Аммиан Марцеллин. Римская история. М.: АСТ; Ладомир, 2005. 631 с.
2. Буданова В. П. Варварский мир эпохи великого переселениянародов / В. П. Буданова. – М.: Наука, 2000. – 540 с.
3. Евнапий. История : отрывки 9-29 // Византийские историки. Рязань, 2003. С. 82–100.
4. Моммзен Т. История римских императоров. М.: Ювента, 2002. 642 с.
5. Сиротенко В.Т. История международных отношений в Европе во второй половине IV – начале VI в. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1975. 283 с.