Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Глобальные вызовы и современные тренды наложили существенный отпечаток на процесс государственного строительства в России. В частности, возникла необходимость в оптимизации управленческой деятельности на местах, где до сих пор отсутствуют эффективные механизмы налаживания конструктивного диалога между органами власти и населением. Особое внимание в работе уделено анализу современной практики по формированию положительного имиджа властных структур. Целью данной работы стало выявление ключевых факторов, лимитирующих построение позитивного образа властных структур на местах. В своей работе авторы опирались на общенаучные методы исследования. Ведущим исследовательским методом стал - анкетный опрос населения. Выявлено преобладание негативных оценок личностно-психологических и профессиональных характеристик работников местных органов власти. Имидж местного аппарата управления в целом оценивается населением не столь линейно в виду разной степени информированности, различия социально-экономического статуса и степени восприимчивости к манипулятивным технологиям имиджмейкинга. Установлено, что сложившаяся ситуация провоцирует усиление недоверия общественности к деятельности местных органов власти. На основе проведенного анализа определены ключевые направления совершенствования имиджа властных структур.
манипулятивные технологии, имиджевые технологии, имидж, муниципальный служащий, местные органы власти, средства массовой информации, социальный капитал.
ВВЕДЕНИЕ
Базовые черты современного российского общества сформировались в условиях глобальных социально-экономических трансформаций, что наложило существенный отпечаток на весь процесс государственного строительства. В России, как и во многих развитых странах, возникла необходимость разработки и развития новой концепции государственной власти, которая бы опиралась на принципы открытости, консенсуса и социального партнерства [14]. Особенно остро данная проблема стоит на уровне местной власти, где, по мнению экспертов, до сих пор отсутствуют эффективные механизмы налаживания конструктивного диалога между органами управления и местным сообществом [12; 6]. В целях повышения доверия населения к действиям местных органов власти, а также налаживания прямого взаимодействия
управленческих структур и общественности, особое внимание следует уделить формированию положительного имиджа местных органов власти [11]. Традиционно имидж органов власти и служащих местной администрации рассматривается как некий аналог сложной конструкции, эффективное функционирование которой требует непрерывной и целенаправленной работы по ее поддержанию [13; 10; 8]. Это связано с тем, что восприятие имиджа осуществляется не только в сознании людей, но и затрагивает эмоциональную сферу [20], а значит, требует специальных технологий его управления. Как свидетельствует практика, в случае высокой степени недоверия населения к органам власти, укоренению негативного образа местного чиновничества, отсутствии положительных психологически-социальных реакций (чувство защищенности, справедливости, открытости власти к диалогу и пр.), обратная связь от населения к управленческому аппарату будет мало эффективной [9]. По сути, социальный капитал местного сообщества, его оценка деятельности властных структур находится в прямой зависимости
от информационной транспарентности, тогда как доверие и понимание со стороны общества, выраженное в виде общественного мнения, выступает важнейшим средством формирования позитивного образа местных органов
власти [5; 7]. В современных российских условиях имидж местных органов власти, их репутация в общественно-политических и деловых кругах становятся важнейшим ресурсом для налаживания партнерских отношений с гражданским обществом в целях решения социально значимых проблем развития территории [1; 3]. С этой точки зрения на концепт позитивного имиджа местных органов власти, можно говорить о соответствии действий органов управления требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и местного сообщества в целом [15; 19]. Вследствие этого, сформированный имидж местных органов власти существенным образом влияет на гражданскую активность населения, определяет степень общественной поддержки деятельности власти [2; 4]. Таким образом, формирование позитивного имиджа местных органов власти является необходимым условием эффективного функционирования и развития института управления.
1. Бахарев В.В. Технологические основы управления формированием и развитием имиджа органов социальной защиты населения // Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики. - Белгород, 2012.
2. Василенко И.А. Связь с общественностью в государственных и местных органах власти // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4. - С. 39-43.
3. Дюк А.В. Социальные технологии работы с населением муниципальных образований. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2003. - 84 с.
4. Дюк А.В. Технологии работы с общественным мнением на уровне местного самоуправления // Городское управление. - 2003. - № 8. - С. 85-88.
5. Захарчук П.А. Социокультурные технологии формирования имиджа: автореф. дис. … канд. социол. наук. - Майкоп, 2008.
6. Князев Д.В. Социально-управленческие механизмы формирования доверия населения к институтам государственной власти: автореф. дис. … канд. социол. наук. - М., 2009.
7. Максимова Н.В. Информированность населения как необходимый фактор развития местного самоуправления (на примере города Лениногорска) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 11. - С. 24-26.
8. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 266 с.
9. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Издат. Аспект-Пресс, 2002. - 223 с.
10. Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке // Известия Академии имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2005.
11. Рогач О.В., Рохмистров С.Н., Рябова Т.М. Управление общественными отношениями (PR): основы теории и практики. - М., 2014. - 311 с.
12. Скалон В.А. Местное самоуправление: теория и практика с точки зрения институционального подхода // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 1. - С. 37–52.
13. Фролов Е.В. Политический имидж институтов государственной власти России: современное состояние и перспективы совершенствования: автореф. дис. … канд. полит, наук. - М., 2005.
14. Яблокова Е.А. Подготовка кадров государственной службы / Л.И. Катаева, В.Н. Маркин, A.K. Маркова и др.; под общ. ред. Е.А. Яблоновой; Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - M., 2004.
15. Bartelson J. (2006). Making sense of global civil society. European Journal of International Relations, 12, 371-395.
16. Gerard Divay, Maud Micheau. Recognizing citizens in municipal management: an exploratory study based on a content analysis of municipal websites in the province of Quebec. International Review of Administrative Sciences, First Published 9 Jul 2016.
17. Lijing Yang. Worlds Apart? Worlds Aligned? The Perceptions and Prioritizations of Civil Servant Values Among Civil Servants From China and The Netherlands International Journal of Public Administration. Volume 39, 2016 - Issue 1: Public Values. Pages 74-86.
18. Oseichuk V.I. How to overcome the personnel hunger in the civil and municipal service // Public service. - 2010. - No. 2. - P. 38-41.
19. Palina Prysmakova, Michele Tantardini, Tomasz Potkanski. The Role of Financial Performance in Motivating Polish MunicipalEmployees. Review of Public Personnel Administration, First Published 3 Jan 2017.
20. Polikanov D.V. "Staff hunger" in state and municipal service // Monitoring of public opinion. - 2010. - №5 (99). - P. 66-85.