Самара, Самарская область, Россия
Самара, Самарская область, Россия
Самара, Самарская область, Россия
Cовременные стратегии управления организацией нуждаются в формировании особых управленческих подходов, основанных на анализе механизмов и процессов организации деятельности, связанных с возможными кадровыми рисками в процессе службы должностных лиц таможенных органов. В статье представлены результаты различных социологических исследований, проведенных среди студентов Самарского государственного технического университета, обучающихся по специальности «Таможенное дело», и должностных лиц таможенных органов по тематике источников и причин возникновения кадровых рисков в деятельности должностных лиц таможенных органов.В статье обоснована значимость формирования профессиональной компетенции в области управления кадровыми рисками у будущих специалистов таможенного дела и выявлены необходимые для этого возможности дисциплин «Управление персоналом в таможенных органах», «Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах», «Кадровая политика в таможенных органах». Предложены примерные варианты заданий для комплектования фондов оценочных средств.
образовательная среда, кадровый риск, таможенное дело, таможенный орган, управление рисками, модель формирования компетентности, методы и формы практико-ориентированного обучения, фонд оценочных средств.
Реализация организационно-управленческой функции в управленческой деятельности руководителя таможенного органа очень часто связана с идентификацией, оценкой и профилактикой кадровых рисков. Актуальной задачей
таможенного менеджмента в области кадровой политики является своевременная идентификация, оценка и минимизация существующих кадровых рисков в таможенных органах. Должностные лица таможенных органов, являясь
их важнейшим ресурсом, одновременно выступают и в качестве основного источника возникновения различных кадровых рисков [1, 2]. Управление кадровыми рисками включает в себя их поиск, идентификацию и оценку, классификацию кадровых рисков, так как это позволяет выбрать эффективные методы управления рисками и направления совершенствования кадровой политики организации [3, 4]. Специалисты по управлению персоналом в таможенных органах смогут работать с наибольшей эффективностью, если управленческая подготовка будущих специалистов таможенного дела будет направлена, в том числе на формирование компетентности в области управления кадровыми рисками. Мониторинг и учет мнений работодателей о «потенциальном профессиональном портрете» выпускника — будущего специалиста таможенного дела — является важным элементом в образовательной технологии формирования компетентности в области управления кадровыми рисками. Полагаем, что компетентность в области управления кадровыми рисками — это система научных знаний об источниках и факторах возникновения кадровых рисков; умении их идентифицировать, классифицировать, оценивать и формировать кадровые мероприятия, направленные на минимизацию кадровых рисков с целью обеспечения максимальной устойчивости деятельности организации (таможенного органа). В условиях трансформации требований работодателей к уровню профессиональной подготовки специалистов перед системой высшего образования встает задача совершенствования образовательных технологий и моделей подготовки специалистов, способных к профессиональному развитию, мобильности и адаптивности в условиях реальной профессиональной деятельности. Данные факторы обусловливает актуальность создания образовательной среды, направленной на формирование компетентности в области управления кадровыми рисками в таможенных органах. В ходе проводимого исследования авторы: анализируют психолого-педагогические условия формирования компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», в области управления кадровыми рисками; формируют концепцию учебно-методического обеспечения учебного модуля «Управление кадровыми рисками в таможенных органах» в рамках интеграции дисциплин «Управление персоналом в таможенных органах», «Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах», «Кадровая политика в таможенных органах»; разрабатывают учебно-методические рекомендации, пособия, вариативные задачи, используемые в учебном процессе вуза и в процессе проведения тренингов в подразделениях таможенных органов.
1. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
2. Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях таможенной службы и способы их разрешения: монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014.
3. Митрофанова А.Е. Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2013.
4. Митрофанова А.Е. Концепция управления кадровыми рисками в работе с персоналом организации // Компетентность. - 2013. - № 3.
5. Староверова К.О. Управление конфликтами в учреждениях культуры: Методика обучения: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «ЛИБЕРЕЯ БИБИНФОРМ», 2005.
6. Управление кадровыми рисками в организации: Учеб. пособие / Сост. О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова, Т.С. Латушкина - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018.
7. Фонд оценочных средств по дисциплине «Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах»: учеб.- метод. пособие / О.Ю. Калмыкова. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016.
8. Трубицын К.В. Внутрифирменная система непрерывного профессионального образования персонала / К.В. Трубицын, Г.П. Гагаринская, Е.А. Митрофанова, Е.В. Каштанова // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2012. - № 3. - С. 67-73. - (Экономические науки).